Профилактика синдрома профессионального выгорания, или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе
На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Тренинги с педагогами Профилактика синдрома профессионального выгорания, или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе
Профилактика синдрома профессионального выгорания, или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе |
Работа психолога с педагогическим коллективом — Тренинги с педагогами |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ТЕМА: «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе». ЦЕЛЬ: развитие ресурсов противодействия «выгорания», формирование духовного благополучия и психологического (душевного) комфорта. ЗАДАЧИ:
Материалы: листы бумаги формата А4, раздаточный материал «Памятка «Как не сгореть на работе», магниты, доска. ПЛАН ЗАНЯТИЯ
ХОД ЗАНЯТИЯ
На протяжении двух лет мы занимались научно-исследовательской деятельностью по вопросам влияния определённых факторов на эмоциональное выгорание педагогов. Результаты исследования нашли отражение в научной работе «Влияние стажа работы на эмоциональное выгорание педагогов». Нами была разработана программа «Помоги себе сам» с целью овладения педагогами эффективными стратегиями совладения в сложных профессиональных ситуациях, вызывающих эмоциональное напряжение. Разработан тренинг «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе». В тренинге приняли участие три группы педагогов гимназии, в рамках методических объединений – две группы педагогов города, в рамках городского фестиваля практической психологии – две группы педагогов-психологов и педагогов социальных учреждений образования города. Тренинг предназначен: Для кого? Для специалистов всех уровней, руководителей, чья работа связана с ситуациями стресса и большими эмоциональными нагрузками. Для чего? Для восстановления хорошего профессионального тонуса и обучения техникам профилактики «выгорания». Что даёт? Улучшение настроения, прилив сил и энергии, повышение внимания и общей работоспособности. ЗНАКОМСТВО. СПЛОЧЕНИЕ. ЦЕЛЬ: создание атмосферы, которая вызовет ощущение безопасности, дружеского расположения и одобрения. 2. Упражнение «Имя – качество» (5 минут). Процедура проведения. Один из участников, держа в руке мячик, называет свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно тоже начинается на ту же букву, что и его имя. Например, «Дима – деловой, Марина – миролюбивая». Затем мяч передаётся другому участнику, и тот называет свое имя и качество. Если участник затрудняется назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, важно вовремя поддержать, оказать помощь, привлекая для этого других участников группы. 3. Упражнение «Аплодисменты» (2 минуты). Цель:повышение настроения и самооценки, активизация участников группы. Процедура проведения: Ведущий просит выполнить определённое задание тем, кто обладает определенным умением или качеством. Остальные участники в это время аплодируют другим.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Уважаемые коллеги! Как важно вовремя «разрядиться» и «освободиться» от отрицательных эмоций, которые возникают и накапливаются внутри нашего организма. А всё это приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. И вот тогда, на фоне хронического стресса может развиться синдром профессионального выгорания. В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние. 4. Упражнение «Психотравмирующая ситуация» (2 минуты). Инструкция: «Предлагаю вспомнить ситуации, которые напрягают в работе, в жизни, создают стрессогенную ситуацию. Запишите, пожалуйста, на листе бумаги какую-либо свою рабочую стрессовую ситуацию. Можно обозначить её одним предложением». 5. Упражнение «Вопросы самому себе» (15 минут). Цель: приём нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем создания новых перспектив в ситуациях прессинга (давления). Участники делятся на пары. Ведущий: «Кратко перескажите эту травмирующую ситуацию один другому. Другой участник выслушивает и задаёт вопросы:
6. Упражнения на осознание своих личностных ресурсов. Личностные ресурсы (сила Я-концепции, самоуважение, адекватная и высокая самооценка, собственная значимость, самодостаточность) похожи на иммунитет, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других «вредностей» профессии и современной жизни. Предлагаю участникам тренинга подумать и назвать способы, с помощью которых люди справляются со стрессовыми состояниями (5 минут). Участники называют способы. Ведущий: «Да, действительно, стрессовое состояние облегчают занятия… (перечисляю все названные участниками способы, особо выделить – любовь близких людей, взаимоотношения с другими людьми). Информация: в стрессовой ситуации можно использовать следующие способы самореализации:
Участники делятся на пары. Инструкция: «Сначала один из вас рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, о чём-нибудь неприятном, или говорит о каком-либо неприятном своём недостатке. Собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Всё равно ты молодец, потому что…». Затем меняются ролями». Обсуждение. Работа с негативными чувствами. Нередко мы относимся к своим обидам, как к большой ценности. Мы их прячем, бережём, накапливаем. А в конфликте предъявляем их, усиливая, как нам кажется свою позицию. Важно уделить внимание осознанию, принятию своих чувств, эмоций, потребностей и желаний, овладению социально приемлемыми формами проявления чувств, контролю динамики переживания, устранению застревания и неполного отреагирования. Попробуем освободиться от своих обид. 8. Упражнение «Кольцо огня» (3 минуты). Ведущий: Возьмите лист с психотравмирующей ситуацией. Представьте вокруг себя кольцо огня, в котором сгорает ваша ситуация и всё негативное, что направлено на вас, порвите лист на максимальное количество листочков. Теперь внутри вам тепло и спокойно. 9. Упражнение «Цветной воздух» (3 минуты). Инструкция: «Закройте глаза. Сядьте удобно… Вдохните глубоко и легко, выдыхайте несколько медленнее. Пусть это будет серый воздух, вместе с которым вы выдыхаете своё беспокойство, свой страх, своё напряжение, можете придать ему свой цвет. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный для вас цвет, например, голубой. Представьте, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность, лёгкость». РЕФЛЕКСИЯ. 10. Упражнение «Карусель общения» (3 минуты). Цель: выявить настрой к завершённой работе мастерской. Обсуждение:
ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Экспресс-оценка профессионального выгорания. Участникам раздаётся анкета на бумажных носителях. На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».
0 – 1 балл – синдром выгорания вам не грозит. 2 – 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7 – 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов – положение весьма серьёзное, но, возможно, в вас ещё теплится огонёк; нужно, чтобы он не погас. Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках». Упражнения нужно повторять каждый день по несколько раз.
Цель: помочь осознать и принять свои чувства. Инструкция: «Возьмите лист бумаги и ручку. Выберите себе пару. Сядьте лицом к партнёру и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, которые будут начинаться со слов: «Я должен». Затем пусть партнёр также скажет три фразы, которые будут начинаться с этих же слов. На фразы друг друга реагировать не надо. Запишите свои фразы в столбик на своих листах. Сядьте лицом к партнёру и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, которые будут начинаться со слов: «Я не могу». Затем пусть партнёр также скажет три фразы, которые будут начинаться с этих же слов. На фразы друг друга реагировать не надо. Замените «Я должен» на «Я выбираю», «Я не могу» – на «Я не хочу». Обсудите свои чувства и мысли с партнёром. Подведение итога упражнения: первые фразы, которые вы продолжали, отрицают способность быть ответственным. Изменяя язык, вы сможете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия. Упражнение «Ассоциации в парах». Участники выбирают себе пару. У каждого участника в руках листок бумаги и ручка. Инструкция: «Сосредоточьтесь на человеке, который напротив вас… Подумайте, какие воспоминания, мысли, образы он вызывает в вашей памяти? Сейчас молча, вы будете записывать на листах в «столбик» все то, что напоминает вам этот человек. Это могут быть известные люди, литературные персонажи, явления природы, неодушевленные предметы, животные, птицы и все то, что подскажет вам фантазия. Итак, любые свободные ассоциации… Через 3 минуты – обмен листками. Обсуждение. Памятка «Как не сгореть на работе».
ГЛОССАРИЙ Дистресс – перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации. Редукция профессиональных достижений– возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Стресс – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоциональное выгорание – состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Эмоциональное истощение – чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Эмоциональное состояние – состояние, связанное с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Эмоциональная устойчивость – способность управлять эмоциями, настроением, умением найти адекватное объяснение и реалистичное выражение, включающее в себя: удовлетворенность жизнью, отсутствие склонности к переживанию страха, отсутствие склонности к переживанию гнева. Педагог-психолог Сергеева Елена Викторовна ГУО «Гимназия № 5 г. Барановичи» |