Профилактика аддиктивного поведения | Обучение и развитие детей

Профилактика аддиктивного поведения

На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Профилактика аддиктивного поведения
Профилактика аддиктивного поведения
Профилактическая работа психолога в школе — Аддиктивное поведение

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Материалы к семинару по здоровьесберегающим технологиям,

подготовленные психологом Бесединой Ольгой Викторовной



октябрь 2003 г.

политехническая гимназия №6

Понятие аддикции.

В течение последнего пятнадцатилетия на постсоветском пространстве активно формируется новое направления в психологии, которое названо аддиктологией — наукой об аддикциях. Одной из основных особенностей аддиктологии является объедине различны используемых ею парадигм. К ним относятся социопсихологическая, биомедицинская, культуральная, педагогическая, юридическая, спиритуальная и др. Каждая из парадигм включает свойственные ей модели, гипотезы и теории.

Аддиктология изучает причины возникновения аддикций, механизмы их развития, психологические и клинические признаки, симптомы, динамику, способы коррекции и терапии.

Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения. Согласно определению Ц.П.Короленко [Segal, Korolenko,1990)], аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. Человек “уходит” от реальности, которая его не устраивает. Неудовлетворяющая реальность — это в каком-то смысле всегда внутренняя реальность, так как и в случаях, когда речь идет о внешней «средовой» реальности, последняя воспринимается как возникновение дискомфортного внутреннего психического состояния, от которого возникает желание избавиться.

Об аддиктивном же поведении можно говорить тогда, когда вовлеченность в деятельность , отношения с другим субъктом или пристрастие к употреблению определенного химического вещества приобретает болезненный характер. О болезненность этих способов избавления от психологического дискомфорта свидетельствуют следующие признаки:

  • Компульсивное, неконтролируемое и малоосознаваемое стремление к повторению избранного способа поведения;
  • Социальная дезадаптация ;
  • Аутодеструкция (психическая и биологическая).
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ:

-аддикция;

-аддиктивный агент;

-аддиктивная реализация.

Классификация аддикций.

Существует несколько классификаций зависимого поведения, в основе большинства из них лежит вид аддиктивного агента (объекта, вида деятельности, отношения), посредством которого осуществляется изменение настроения и уход от реальности. По нашему мнению, наиболее полной и исчерпывающей является классификация (основанная на том же принципе), предложенная Ц.П.Короленко и Н.В.Дмитриевой в книге «Психосоциальная аддиктология». Все виды аддикций здесь разделяются на две большие группы: химические и нехимические, выделяется также промежуточная группа, объединяющая в себе свойства первой и второй.

Классификация аддикций (Ц.П.Короленко и Н.В.Дмитриевой):

  • Нехимические адикции:
  • гэмблинг (страсть к азартным играм),
  • интернет-аддикция,
  • любовная аддикци,
  • сексуальная аддикция,
  • аддикция отношений (созависимость),
  • работогольная аддикция,
  • шопинг (аддикция к трате денег),
  • ургентная аддикция и т.д.
  • Химические аддикции:
  • алкоголизм,
  • наркомания и токсикомания.
3. Промежуточная группа:

  • аддиктивное переедание,
  • аддиктивное голодание.
Следует понимать, что приведенная выше классификация также несовершенна, т.к. аддиктивный агент, к примеру, в группе нехимических зависимистей действительно не является веществом, но его одновременно нельзя назвать однородным: в случае гэмблинга и шопинга – это деятельность, в случае созависимости или любовной аддикции – это прежде всего отношения с другим субъектом, которые включают, разумеется, и деятельность по реализации этих отношений.

Тем не менее, основными психологическими признаками любой зависимости является триада:

-обсессивно-компульсивное мышление, когда речь идет о предмете зависимости (об алкоголизме, наркотиках);

— отрицание как форма психологической защиты;

-утрата контроля.

Здоровье и аддиктивное поведение.

Почему сегодня на семинаре, посвященном здоровьесбрежению, мы говорим об аддиктивном поведении?

Выше уже говорилось о том, что одним из основных признаков аддикции является аутодеструктивное поведение аддикта и его дезадаптация. Аддикция – болезнь, которая поражает тело, психику человека, сферу его отношений с окружающим миром. Более того, аддикция – смертельная болезнь. Последнее утверждение не вызовет сомнений, когда мы говорим о химических зависимостях (алкоголизме, наркомании, токсикомании). Последствия злоупотребления ПАВ очевидны. Самое удивительное, что нехимические зависимости приводят практически к тем же последствиям, почти к тем же болезням и, в конце концов, к смерти. Проявления аддиктивного поведения касаются всех сторон психической деятельности, мировоззрения, поведения человека, системы верований и ценностей, а также физического здоровья.

У аддикта нарушена самооценка, он неадекватно воспринимает реальность, а, следовательно, неадекватно на неё реагирует. Аддикт не в состоянии заботиться о себе, он не осознает своих чувств (которые обычно представлены у него в виде смутного сгустка тревоги, вины и стыда), не осознает своих потребностей и проблем, он не умеет решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, он не может строить близкие, доверительные, глубокие полноценные отношения с другими людьми (близкими людьми, семьей, и вообще с социумом).

Аддикт практически постоянно живет в стрессе, ему свойственны болезни,вызванные стрессом. Это психосоматические нарушения такие как:

  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки,
  • колиты,
  • гипертензия,
  • головные боли,
  • нейроциркуляторная дистония,
  • астма,
  • тахикардия,
  • аритмия
  • нарушения обмена веществ,
  • соматические болезни, связанные с бессистемным голоданием, либо обжорством и др.
Нехимические аддикты легче, чем другие люди, становятся зависимыми от алкоголя либо от транквилизаторов, ибо зависимости имеют свойство трансформироваться из одного вида в другой, также несколько видов зависимости могут существовать параллельно. Например, работогольная аддикция часто и легко трансформируется в алкогольную; любовные аддикты (чаще женщины) часто имеют параллельно с этой пролемой еще и нарушения пищевого поведения (аддиктивное обжорство или аддиктивное голодание), либо проявляют недержание денег (шопинг); гэмблинг и ургентная зависимость часто тоже переходят в алкоголизм, либо с ним сочетаются.

В сфере психического здоровья достаточно частыми бывают следующие нарушения:

-депрессии,

-неврозы,

-суициды и др.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ АДДИКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ.

Здесь мы не будем говорить о социализации личности как таковой. Все этапы формирования личности чудесно описаны в различных психологических парадигмах. В настоящий момент нас интересуют некоторые особенности социальных институтов и то как эти особенности формируют аддиктивную личность.

Семья.

Фактором риска формирования аддиктивной личности будет являться дисфункционалная семья. Причин, по которым семьи становятся дисфункциональными, много. Все семьи с наличием больного химической зависимостью являются дисфункциональными. Причинами дисфункциональности могут быть и другие стрессорные события, помимо алкоголизма. Но алкогольная семья всегда дисфункциональна, так как может жить нормально лишь какой-то небольшой промежуток времени. К дисфункциональным семьям относят также эмоционально-репрессивные семьи, отношения в которых характеризуются теми же признаками, что и в семье, где есть больной химической зависимостью.

Отрицание проблем и поддержание иллюзий.

Родители пытаются скрыть от детей все то плохое, что связано с проблемами семьи (хотя, на самом деле невозможно спрятать тот беспорядок, который вносится в жизнь семьи, к примеру, алкоголиком). Дети становятся жертвами двойного стандарта, так как вся семья играет в игру: «Давайте притворяться, что все хорошо, а все плохое спрячем и тем защитимся». Члены семьи никогда не обсуждают то, что происходит.

Для дисфункциональных семей характерны амбивалентные послания. Ребенок ежедневно слышит послания с двойным смыслом, к примеру: «Я люблю тебя, иди, не мешай мне». Таким же парадоксом являются и противоречивые требования родителей: «Всегда говори правду» и «Я ничего не хочу знать», С одной стороны, ребенок усваивает, что быть честным — большое достоинство, с другой стороны, вся жизнь в доме приучает к сокрытию правды. И ребенок начинает привыкать отрицать правду. Если верить одновременно в обе части двойного послания, то возникает чувство, что сходишь с ума. Невозможность доверять своим чувствам и своему восприятию ставит ребенка в очень непрочное и опасное положение. Постоянная необходимость уходить от действительности, жить с тягостными ощущениями и надеяться, что никто этого не замечает, истощает, изматывает ребенка. Чувствуя вечное несоответствие между тем, что ему говорят и тем, что он видит, ребенок начинает в конце концов не доверять тому, что он видит и слышит. Чтобы чувствовать себя надежно и в безопасности, ребенок пытается «навести порядок», а это приводит к возрастанию недоверия к самому себе. Дети боятся говорить о своих проблемах, они молчат, а ночью им снятся кошмары. Секрет все равно рано или поздно раскрывается, но дети уже не видят правды, они привыкают жить зашоренными. Привычка к сокрытию обуславливает необходимость игнорировать реальность. Увертки и обман становятся такой же нормой жизни, как и реальность. Каждый становится злобным и подозрительным.

+ мои иссл о пс. Защ.

……………………………………………………….

Вакуум интимности.

В подобных семьях нет теплых эмоциональных объятий, нет взаимной поддержки, здесь не с кем разделить радость или горе, здесь нет любви, доверия, комфорта. Вместо этого – постоянные придирки, недоверие, скептицизм, вина, борьба, драки, запутанность, одиночество. Члены семьи не уделяют внимания друг другу, плохо, неправильно относятся к детям Дети чувствуют себя небезопасно там, где должны чувствовать защищенность.

Замороженность правил и ролей.

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.

В дисфункциональных семьях всегда много отрицательных правил и соответствующих заявлений, например:

-не выражай своих чувств,

-не злись,

-не будь печальным,

-не реви,

-не думай, не возражай, а выполняй мои приказы,

-не задавай вопросов.

Подчеркивается также, что в дисфункциональных семьях правила или слишком свободны, или слишком строги.

Семейные роли хорошо описывает «треугольник Карпмана»: есть 3 роли – «жертва», «преследоваель», «спаситель».

Сдвиг ролей в треугольнике сопровождается изменением эмоций, причем довольно интенсивных. Время пребывания человека в одной роли может длиться от нескольких секунд до нескольких лет, за один день можно двадцать раз попеременно побывать в роли спасателя — преследователя — жертвы. (Проиллюстрировать на примере алкогольной семьи). Члены семьи не могут выйти за пределы этого круга.

В книге Э.Берна «Игры, в которые играют люди» есть описание игры «Алкоголик», в которую изо дня в день играют семьи химически зависимых.

Конфликтность во взаимоотношениях

Неважно, из-за чего произошла ссора, ребенок, особенно маленький, может подумать, что это его вина. Дети обычно ищут решения проблемы внутри себя. Ссоры как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической агрессией оказывают не только психотравмирующее действие на ребенка. Постоянные наблюдения за тем, как родители провоцируют друг друга, спорят, шумят или слегка перебраниваются, пререкаются, жалуются друг на друга, приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще. Ссоры и драки становятся второй натурой ребенка.

Границы личности размыты.

Члены дисфункциональных семей не различют собственных границ и границ других членов семьи. Для описания этого состояния хорошо подошла бы метафора о «первичном бульоне» из книги Н.Козлова.

Вмешательство в жизнь другого, контроль за другими – способ избегать ответственности за себя самого (за свою жизнь, работу, здоровье и т.п.). Они не говорят: «Это очень плохо, что у тебя такая проблема. Чем я могу тебе помочь?» Их ответ таков: «Я здесь. Я это сделаю за тебя».

Анекдот:

Муж возвращается домой, его встречает встревоженная жена:

  • Слушай! У нас тут такие проблемы! Ты представляешь, соседская дочка беременна!
  • Ну чего всполошилась? Это – её проблема.
  • Так она ж ведь от тебя беременна!
  • А ты чего всполошилась? Это — моя проблема.
  • А мне-то что делать?
  • О! А вот это твоя проблема.
В этом анекдоте как раз описано умение разделять свои и чужие проблемы, которого так не хватает

Недифференцированность «я» каждого члена семьи проявляется и в сфере чувств: «Если мама сердится, то сердятся все». И это действительно так. Как только один из членов семьи переступает порог дома, внося с собой раздражение, либо какое-то другое чувство – им моментельно заражаются все присутствующие. У В.Москаленко в книге «Созависимость: характеристика и практика преодоления» приводятся высказываний людей, осознавших, насколько они были погружены в проблемы членов своей семьи ранее:

«…»Когда мой муж страдает от похмелья, у меня тоже голова болит. Его тошнит и меня тошнит «… «Когда я не умела отстраняться от проблем моего мужа и моей дочери, говорит созависимая жена больного алкоголизмом во время групповой психотерапии, — я была человеком, но это какое-то другое состояние. Я была как придаток другого человека. Сейчас я впервые ощутила себя в центре собственного сознания».

Закрытость системы

Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия. Дисфункциональные семьи имеют свой специфический способ взаимодействия с окружающим миром. На этот счет в семье тоже имеются свои «правила»:

-не выноси сор из избы,

-не предавай семью,

-не выбалтывай секретов

-что о нас подумают, если узнают…

Большинство избиваемых детей — это жертвы родителей, больных алкоголизмом. Однако в действительности истинная доля подобных жертв может быть гораздо большей. Детей избивают за то, что они появились не в нужном месте и в неподходящее время, за то, что они пытались защищать мать или младших братьев и сестер. Физическое избиение детей, естественно, замалчивается. Этот секрет семьи тоже хорошо вписывается в царящие здесь правила игры, в притворство, будто все дела в семье обстоят прекрасно.

В этих домах не любят гостей, ведь друзья детей, приходящие часто, могут стать свидетелями того, что тщательно скрывают. И сами дети склонны скрывать свои переживания даже от близких друзей.

Абсолютизирование воли, контроля.

Члены дисфункциональных семей склонны к контролирующему поведению. Разумеется, контроль направлен на жизнь окружающих, а не на свою собственную. Каждый живет по принципу «Я лучше тебя знаю, что тебе надо делать, где тебе надо быть и как тебе будет лучше». Контроль принимает глобальные размеры. Ни у кого из членов семьи нет личного, интимного пространства. Содержание карманов, личных писем и телефонных разговоров, записных книжек и т.д. не является собственностью только их хозяина.

Хаос.

Почти все дети из дисфункциональных семей испытывают неприятные ощущения при возвращении домой из школы страх перед открыванием двери в свой дом. Что там? Отец уже вернулся или нет? Трезвый он или пьяный? Дети склонны подолгу задерживаться вне дома, чтобы уберечь себя от того, что может произойти дома. Так начинается никогда не покидающий страх за будущее. С годами страх углубляется. Даже при отсутствии больших жизненных кризисов страх может не покидать ребенка. Тревога, дурные предчувствия окрашивают всю жизнь.

В дисфункциональных семьях родители часто не выполняют своих обещаний. Самым популярным словом становится слово «завтра». Одно разочарование, другое… Все это угнетает ребенка. И верные семейным традициям держать все в секрете, дети никогда не рассказывают родителям о своих тяжелых чувствах. Они перестают ожидать обещанного. Но чувствуют, что родители совершили предательство перед ними. Будучи взрослыми, они продолжают предчувствовать разочарования, не доверяют как в случайных, так и в интимных взаимоотношениях. Страстное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из таких семей. Они могут оставаться инфантильными, незрелыми в отношениях со сверстниками.

Это постоянное очень болезненное для ребенка переживание хаоса и неупорядоченности очень часто приводит к очень странной и навязчивой, паранояльной любви к порядку. Отсутствие возможности упорядочить свою жизнь, неумение её планировать, сделать её стабильной и предсказуемой выливается в компульсивное стремление упорядочить вещи вокруг себя. (Пример: Марина и йогурты).

Сексуальное оскорбление.

Часто мужья больных алкоголизмом женщин мыслями и чувствами обращаются к «женской половине дома», к дочерям, если мать больна и отсутствует физически или эмоционально. Отец ищет дружбы и признания у дочерей. Тесные отношения с дочерьми могут незаметно соскользнуть в область сексуальных отношений. Под сексуальным оскорблением понимают не только явное изнасилование, но и скрытое посягательство на свободное сексуальное развитие. Характер последствий сравнивается с тем, что оставляет сам алкоголизм: чувство своей никчемности, утраты контроля над своей жизнью и все подавляющая зависимость от этого абсолютного и самого большого секрета семьи. Вина, стыд, ненависть к себе, отчаяние, депрессия, роль жертвы во всех жизненных ситуациях, пассивность — вот далеко не полный перечень того, что может быть связано с актом кровосмесительства либо со скрытым сексуальным оскорблением, имевшим место в детстве.

Псевдовзрослость детей.

В то же время дети в дисфункциональных семьях вынуждены быстро становиться взрослыми. Одно дело, когда ребенку нравится поступать так, как поступают взрослые, особенно когда эти действия подкрепляются похвалой. Однако, когда ему приходится действительно брать на себя часть обязанностей родителей, ребенок не чувствует себя счастливым. Он испытывает гнев и раздражение от того, что приходится заботиться о взрослых. Естественный процесс взросления подталкивается под прессом семейных обстоятельств. Это затрудняет способность делиться переживаниями с окружающими. Вместо этого ребенок привыкает ублажать окружающих, доставлять им удовольствие и страстно ожидать одобрения от них. Если же одобрение не приходит, он становится раздавленным и злым. Дети чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестер. Пьющие родители также нуждаются в их физической и эмоциональной поддержке. Детям приходится выслушивать, одобрять родителей, делать их жизнь более удобной, комфортной. Дети становятся родителями своих родителей. Дети прикрывают дезорганизацию семейной жизни. А позднее у них появляется смутное чувство того, что они упустили что-то такое, что им причиталось, что они заслужили, и они продолжают бороться за то, чтобы вернуть причитавшуюся им долю внимания, детских радостей. Будучи 30-летними и даже 40-летними, они ощущают себя «псевдовзрослыми». У них не было возможности быть детьми. Одни обнаруживают, что не умеют играть. Они не понимают легкомыслия, фривольности. Становиться взрослым раньше времени просто несправедливо. Появляется чувство, что тебя обокрали. Такие люди не умеют наслаждаться жизнью. (Пример – бизнесмен и первый снег)

Система образования.

Традиционное образование само несет на себе аддиктивные черты — черты, направленные на разотождествление с действительностью. Прежде всего, это проявляется в подаче учебного материала вне интеграции с реальным миром, ориентированности на приоритетность знания учебных предметов, в акцентировании полезности знаний в контрасте с непредсказуемостью межличностных отношений. Нивелирование значимости межличностных отношений может происходить и из-за того, что школьников нацеливают на всепоглощающий учебный труд, который активно подкрепляется и поощряется.

Загруженность учебной деятельностью и, порой, безграничное стремление педагогов и родителей занять детей настолько, чтобы у них не оставалось времени на ‘всякие глупости’ (по мнению взрослых), приводят к тому, что у детей не остается времени, чтобы принадлежать самим себе, играть, общаться со сверстниками. Вместо того, чтобы происходило разумное знакомство с реальностью, происходит отрыв от реальности. Дети таким образом отвлечены от собственных ощущений, осознанных и неосознанных потребностей, от самопознания в самом широком смысле этого слова. Так постепенно формируется неумение жить ‘здесь и сейчас’. Не приобретя необходимого опыта столкновения с реальностью, при случайных и закономерных встречах с проблемами реального мира, ребенок оказывается беспомощным. Трудности становятся не ступенями развития, а явлениями, сопряженными со страхом, неуверенностью и дискомфортом, чего хочется избежать любыми средствами.

Фрустрация наступает не только потому, что возникла проблема, но и потому, что появляется необходимость принять решение, сделать выбор, взять на себя ответственность за случившееся и за последствия.

Школа способствует односторонней фиксации на учебной деятельности или отдельных ее видах, подкрепляет эту фиксацию как желаемую и одобряемую деятельность. Нередки случаи, когда бывшие отличники, одаренные дети, становясь взрослыми, но сохранив привычную стратегию избегания и поиска ощущений, выбирают такие тяжелые формы аддиктивного поведения как алкоголизм или наркомания. Сейчас некоторые образовательные учреждения охватила волна выявления одаренных детей. Сотрудничество родителей и педагогов в этом направлении очень тесное. Сама по себе помощь одаренным детям — явление гуманное. Но взрослые часто забывают о том, что ребенок есть ребенок, и игнорируют его естественные потребности. С одной стороны, взрослые хотят, чтобы их дети реализовали то, что не удалось реализовать им самим. С другой стороны, они желают детям добра и верят, что этим будет обеспечено будущее детей. У детей выискивают таланты (при этом считается, что чем раньше, тем лучше), их учат иностранным языкам, записывают одновременно в несколько кружков, в спецшколы и гордятся собой и детьми. Родительская ретивость дорого обходится ‘звездным’ детям. Итог — нервные срывы, снижение иммунитета, переутомление. Кроме этого: отрыв от общения со сверстниками, груз неудовлетворенных детских потребностей, обеднение жизненного опыта. Такие дети лишены инициативы. Им предложен готовый путь, по которому они идут в сопровождении. За них все решено. Но когда-нибудь настанет время проявлять самостоятельность в противостоянии жизненным трудностям, и тогда возникнет страх, потеря равновесия и чувства безопасности. Э. Берн пишет: ‘Родители, считающие, что они сделали все возможное для счастья своих детей, получают наркоманов, преступников и самоубийц. Эти противоречия существуют с самого возникновения человеческого рода’ (+ пример с наркоманскими деревнями в Израиле).

Познание реальности осложняется для детей и тем, что в образовательных учреждениях не хватает специалистов, способных грамотно, открыто, без иронии, ханжества и лицемерия вести с детьми беседы на те темы, которые представляют для них жизненно важный интерес, но которые обращены взрослыми в ‘зоны повышенной секретности’.

Параллельно с трансляцией знаний транслируются взгляды, убеждения, способы взаимодействия с миром, которые, к сожалению, могут представлять из себя негибкие, застывшие и несоответствующие настоящему моменту паттерны.

Огромное значение для становления и укрепления адаптивных механизмов и формирования активной жизненной позиции имеет создание образовательных моделей, нацеленных на полноценное использование ресурсов самообразования, самовоспитания и самоактуализации.

Важную роль в образовательном процессе играет личность педагога. Профессия педагога, к сожалению, может внести свой вклад в деформацию личности человека, избравшего для себя эту специальность. И такая деформированная личность, транслируя знания, транслирует и часть своей деформации. Говоря о профессиональной деформации, мы имеем в виду полную идентификацию с профессией, когда утрачиваются личностные черты. Учительские стратегии переносятся в сферу межличностных отношений, что порой является одной из причин конфликтов в семье и с другими людьми. Работа педагога может стать, в силу разных обстоятельств, его агентом аддиктивной реализации.

Работогольная аддикция — достаточно распространенное явление в сфере образования. Одобряются и ставятся в пример сотрудники, проводящие на рабочем месте безграничное количество времени, жертвующие собой, детьми и семьей в целом. Персонал работает на износ. План работы очень насыщенный, и значительные временные затраты отводятся контролю над образовательным процессом, тем, что его сопровождает и за персоналом. В подобных коллективах нездоровая психологическая атмосфера, много людей с хроническими заболеваниями и не разрешенными проблемами в семьях, в личной жизни. Здоровой альтернативой такому учреждению, могло бы стать учреждение с личностно-ориентированной моделью, которая охватывала бы и детей и педагогический коллектив.

Религия

Религия может стать большой силой, помогающей пройти жизненный путь со всеми его лишениями, надежной опорой в трудные дни. Но, вместе с тем, религия может стать и силой, уводящей от действительности. Поиски себя, стремления к самосовершенствованию приводят в мир религиозных иллюзий. Порой, незаметно для себя человек оказывается втянутым в одну из религиозных сект, деструктивных по своей сути. Под прикрытием благородной цели «стремления к духовности» происходит насильственный (со стороны руководителей секты) отрыв от действительности.

Христианская традиция может способствовать формированию личности со склонностью к аддиктивному поведению. Идея смирения, терпения, страдания весьма созвучна настрояниям аддикта отношений.

Общество в целом

……………………………………………………………………………..

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ.

1. Диагностический этап.

Включает в себя диагностику личностных особенностей, которые оказывают влияние на формирование аддиктивного поведения:

-повышенная тревожность,

-низкая стрессоустойчивость,

-неустойчивая я-концепция,

-низкий уровень интернальности,

-неспособность к эмпатии,

-некоммуникабельность,

-повышенный эгоцентризм,

-низкое восприятие социальной поддержки,

-стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций,

-направленность на поиск ощущений,

-стремление к социальному одобрению,

-высокие показатели по шкале алекситимии,

-высокие показатели по шкале депрессивности

-агрессивность и др.

Эти показатели можно измерять с помощью диагностических методик (и количественных и качественных), которые мы постоянно используем в своей работе.

Важным направлением работы по выявлению детей, с которыми следует проводить профилактическую работу, является сбор информации о положении ребенка в семье, о наличии в семье химически зависимых людей,о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о увлечениях и способностях ребенка, о его друзьях и других возможных референтных группах. Психологу следует обращаться за информацией к воспитателям, учителям, родителям. Педагог, работающий с детским коллективом, хорошо знает каждого ребенка и достаточно легко укажет Вам на детей, использующих 1 из 4 поведенческих стратегий: «герой семьи», «потерянный ребенок», «козёл отпущения», «клоун».

Еще одним важным источником информации является наблюдение. Наблюдайте при личном контакте с детьми за их речью. Есть определенные маркеры, позволяющие нам найти детей этой категории:

  • Реактивность: проявляется в высказываниях, где причины собственных поступков и эмоций приписываются другим людям: «он меня изводит», «они всегда меня обижают», «она довела меня до белого каления», «он достал меня», «они заставляют меня поступать» и т.д. – т.е. все поступки, эмоции выглядят как реакции на окружающий мир, а не как собственные акции.
  • Негативные высказывание о себе, своих способностях, возможностях: «что-то голова моя сегодня плохо варит», «с утра ничего не соображаю», «а я-то, дурочка такая, и поверила», «отстаньте у меня уже крыша от Вас едет»
  • Залипание: в речи могут напрочь отсутствовать высказывания о себе лично, о своих целях, о своих делах. Вместо них все время звучит «мы», «у нас», «нам»; или, возможно постоянное упоминание кого-то из членов семьи или близких людей при ответах на вопросы, касающиеся лично ребенка.

2. Информационно-просветительский этап.

Представляет собой расширение компетенции в таких важных областях, как:

-психо-сексуальное развитие,

-культура межличностных отношений,

-технология общения,

-способы преодолевания стрессовых ситуаций,

-конфликтология,

-собственно проблемы аддиктивного поведения (с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий).

Просветительская деятельность должна быть направлена на родителей, детей, педагогов. Она может выливаться в любые форма работы : родительские собрания (их можно организовать в форме лекций по теме, можно провести в форме беседы) тематические классные часы для школьников, семинары для педагогов, можно представить информацию на стенде и т.д.

Литература, которую можно рекомендовать родителям и педагогам:

  • Москаленко В.Д. Ребенок в алкогольной семье. – Вопросы психологии №4, 1991.
  • Москаленко В. Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет).
  • Джонсон В. Как заставить алкоголика или наркомана лечиться. Москва, 2000.
  • Норвуд Р. Как не быть рабой любви.
  • Скиннер, Клиз . Семья и как в ней уцелеть.
  • Скиннер, Клиз . Жизнь и как в ней выжить.

3. Развивающе – коррекционный этап.

Влючает в себя самые разнообразные виды работы психолога. Эта деятельность должна быть направлена на детей, относящихся к группе риска. Очень важным вопросом здесь будет вопорс о критерии отбора детей, с которыми следует вести эту работу.

Прежде всего следует опираться на информацию о наличии в семье ребенка человека (близкого родственника), больного химической зависимостью. Выше уже говорилось о том, что семья химически зависимого однозначно является дисфункциональной. То есть, если в семье ребенка есть хотя бы один человек (мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя), который страдает химической зависимостью – мы, психологи, можем однозначно отнести этого ребенка к группе риска. Многочисленными исследованиями подтверждено, что такая семья продуцирует только аддиктов (не важно о какой именно аддикции идет речь). В основном это алкоголики и их супруги, которые в свою очередь являются аддиктами отношений (созависимые). Данные об ассортативности браков детей химически зависимых тоже достаточно широко представлены в литературе.

Второй значимый источник информации – результаты нашей диагностики. И пусть даже она не направлена прямо на выявление свойств аддиктивной личности, но мы можем постепенно накапливать информацию о детях, имеющих высокий уровень личнстной тревожности, высокий уровень депрессивности, низкую самооценку, низкую стрессоустойчивость, несформированную Я-концепцию и т.д. Накопленную информацию следует проанализировать, сопоставить с собственными наблюденями и наблюдениями педагогов, пригласить для беседы родителей.

Профилактическая работа может быть индивидуальной или групповой. В случае групповых форм, это прежде всего тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

Кроме этого можно работать и над отдельными навыками, необходимыми эитм детям. К примеру, это могут быть всевозможные тренинги, направленные на коррекцию и развитие навыков общения, преодоления стрессовых ситуаций,

У этих детей необходимо вырабатывать уверенность в себе, обучать их целеполаганию и целедостижению. Эти дети часто страдают неумением распознавать свои чувства.

Это может быть работа с личностными границами, работа над умением разделять свои и чужие чувства и проблемы.

Самое важное, о чем следует помнить при работе с этими детьми, это то, что наша главная задача – вытащить в цент сознания этого ребенка его самого, вместе с его чувствами и потребностями.

Семейные роли детей из дисфункциональных семей (По Ананьевой Г.А.)

Эти роли включают:

а) превращение в необычайно ответственного человека;

б) превращение в «утешителя»;

в) постоянное приспособление или отказ от ответственности;

г) причинение хлопот.

Примет ребенок одну роль или комбинацию ролей, его самозащитное поведение компенсирует ему неадекватность родителей, прикрывает пробелы в его эмоциональном развитии и приносит видимость стабильности и порядка в хаотичную жизнь. Поскольку дети учатся доверять надежности своей стратегии овладения ситуацией, они переносят ее во взрослую жизнь.

Семейный герой

Почти в каждой разрушенной или нездоровой семье бывает ребенок, часто старший, который берет на себя обязанности отсутствующего или перегруженного родителя. Этот ответственный, заменяющий взрослого ребенок готовит еду, заботится о финансах, обеспечивает благополучное существование младших братьев и сестер и пытается поддержать, насколько возможно, нормальное функционирование семьи. Иногда этот ребенок выступает в роли советчика, разрешая споры между родителями и пытаясь наладить испорченные отношения.

В школе семейный герой обычно является сверх-успевающим. Он может получать повышенные оценки, выполнять какие-то обязанности в классе или быть тренированным спортсменом. Он много работает над достижением целей и завоевывает одобрение учителей. Часто он является одаренным организатором или же он пользуется необычайным авторитетом среди своих одноклассников.

Сверх-успевающие дети становятся взрослыми, пробелы в своем эмоциональном развитии они обычно прикрывают интенсивной работой и самодисциплиной.

Хотя внешне эти интенсивно работающие мужчины и женщины кажутся умелыми и самоуверенными, внутренне они страдают от низкой самооценки и неуверенности в себе.

«Козел отпущения»

В большинстве дисфункциональных семей есть, по крайней мере, один ребенок, имя которому — хлопоты. Для этого ребенка правила существуют лишь для того, чтобы их нарушать. Он так постоянен в том, чтобы причинять хлопоты, что, в конце концов, становится семейным козлом отпущения, отвлекая внимание от семейных проблем.

Непослушный ребенок открыл для себя важный принцип детского развития: отрицательное внимание лучше, чем отсутствие всякого внимания вообще. Его самооценка даже ниже, чем самооценка его положительно ориентированных братьев и сестер. Свое хрупкое чувство собственного «я» он основывает на знании, что он «плохой», и он тяготеет к друзьям, подобно ему, имеющим низкую самооценку.

Поскольку наркотики и алкоголь являются обычным центром подросткового мятежа, «козел отпущения» часто в раннем возрасте экспериментирует с наркотическими веществами или злоупотребляет ими. Наследственная предрасположенность может увеличивать развитие пагубного пристрастия еще до окончания юношеского возраста.

Во взрослой жизни наследие прошлого проявляется в форме сопротивления руководству, вызывающего поведения и временами неконтролируемой вспыльчивости и неистовства. Часто «козлы отпущения» готовы оскорбить, обидеть других людей. Они часто бросают школу, рано женятся (выходят замуж) или заводят незаконного ребенка, уклоняются от профессиональной подготовки и влезают в долги, которые невозможно выплатить. Несмотря на свое желание быть другими, они становятся очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят.

«Потерянный ребенок»

«Потерянные дети» страдают от постоянного ощущения неадекватности в сравнении с другими, потерянности и одиночества в мире, который они не понимают, а в действительности даже боятся. Они даже и не пытаются самостоятельно действовать, вместо этого выбирая «плыть по течению». Их низкая самооценка, их мироощущение заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми и замкнутыми. Они предпочитают оставаться в одиночестве, научившись тому, что грезы безопаснее и приносят больше удовлетворения, чем непредсказуемые отношения с людьми.

Становясь взрослым, «потерянный ребенок» продолжает себя чувствовать человеком бессильным, не имеющим выбора или альтернатив. Обычно он тяготеет к таким же эмоционально обособленным людям, как и он сам, или вступает в брак с партнером, воссоздающим хаос его детства.

Эмоциональную обособленность и апатию «потерянного ребенка» часто ошибочно принимают за безмятежность. Приспосабливающийся ребенок, к сожалению, принимает как факт то, что он никогда и ничего не сможет изменить.

«Семейный шут» или «фамильный талисман»

Эти необычайно восприимчивые дети обладают способностью даже самые тягостные моменты обращать в шутку и привыкают с помощью умело использованного чувства юмора нейтрализовать раздражение и гнев.

Взрослея, семейные шуты часто превращаются в неспособных остановиться болтунов и необычайно взвинченных людей. Даже в самые мучительные моменты они прикрывают свои глубочайшие чувства шуткой. Лишь самым настойчивым и восприимчивым из их друзей удается прорваться сквозь покров юмора к находящимся за ним ранам.

Они могут быть очень талантливыми, но не умеют радоваться своим успехам даже вместе с другими.

Один и тот же ребенок может в разное время принимать на себя разные роли, ролевые функции могут меняться. Но всегда у детей остается неизменной цель — выработать предсказуемые реакции в рамках непредсказуемой семейной атмосферы [3].

Какую опасность усматривают в этих ролях, возникающих в ответ на алкоголизм родителя или родителей? Если не заниматься психокоррекцией, то будущее детей может осложниться новыми проблемами. Так, герой семьи, вынужденный очень быстро взрослеть, в зрелом возрасте не может справиться с поражениями, своими ошибками, считает себя ответственным за все происходящее вокруг, очень много работает и становится «трудоголиком». Проблемный ребенок может стать делинквентным в школе. Закрепившееся в его реакциях чувство гнева, желание бросать вызов окружающим постоянно затрудняют его адаптацию в семье и на работе. Потерянный ребенок из-за своей интроверсии склонен к дальнейшей изоляции. А любимец семьи не в состоянии справляться с различными стрессами, у него обычно бывают трудности в учебе, компульсивная потребность во внимании затрудняет межличностные отношения. У него легко возникает зависимость от алкоголя и наркотиков,

В нормальных семьях дети также берут на себя определенные роли, соответствующие их возрасту и личности. Этот обычный процесс принятия ролей нарушен в дисфункциональных семьях тем, что здесь ролевые функции возникают у детей не спонтанно и естественно, а в ответ на алкоголизм либо на вызванные им проблемы [7].

Работа психолога с поведенческими типами.

Хотя нет двух людей, которые одинаковым образом и за один и тот же отрезок времени прошли период выздоровления, вместе с тем определенные «вехи» могут быть как бы характеристиками пройденных отрезков длительного процесса.

Работа психолога с детьми из дисфункциональных семей может быть построена так:

«Семейному герою»

нужно научиться:

1. просить о том, что ему нужно, и принимать помощь;

2. принимать поражение;

3. снимать контроль, расслабляться и дать всему идти своим чередом;

4. сосредоточиться на себе и перестать решать и думать за других;

5. осознать свои потребности, быть честным с собой.

Его сильные стороны:

он может опираться на свое умение работать.

«Козлу отпущения»

нужно:

1. прорваться сквозь стену гнева к больному месту, к чувству обиды;

2. научиться обсуждать, а не бунтовать.

Сильные стороны, которые помогут в выздоровлении — способность видеть действительность, хорошая интуиция, чувствительность и мужество.

«Семейному шуту»

нужно научиться:

1. принимать на себя ответственность;

2. рискнуть быть серьезным;

3. быть уверенным.

Реализовывать эти нужды можно, опираясь на сильные стороны — юмор, умение играть и умение получать удовольствие.

«Потерянному ребенку» нужно научиться:

1. выйти из своего чувства одиночества и потянуться к другим;

2. научиться справляться с одиночеством;

3. признавать, что испытывает боль;

4. создавать новые близкие взаимоотношения.

Опорой в этом процессе могут стать сильные стороны, такие как терпение, независимость и творческие способности.

Если ребенок верующий.

Религия играет важную роль в истории, культуре и нравственном кодексе общества. В трудное для человека время он обращается к религии, и она дает ему веру, надежду и силы для противостояния тяжелым испытаниям. К религиозным чувствам ребенка следует относиться очень осторожно и бережно, не стоит грубо вторгаться в эту сферу. Лишь в том случае, если ребенок попал в деструктивную секту, мы имеем моральное право вмешаться.

Выше уже говорилось о том, что христианская традиция может способствовать формированию свойств личности характерных для аддикта отношений. Здесь допустима лишь некоторая коррекция (рефрейминг) взглядов ребенка: их можно сместить в сторону отношения к Богу как к источнику духовной силы и энергии для позитивных свершений, для самосовершенствования, для роста и т.п. Работу с ребенком вполне можно проводить, не вступая в противоречия с его религиозностью, которая , напротив может стать для психолога опорой в работе с личностью ребенка.

Приложения.

Тест «ОЦЕНИМ СВОЙ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ»

!!!

Тест заимствован из книги В.Москаленко «Созависимость: характеристика и практика преодоления». Тест призван измерять степень выраженности у респондента комплекса созависимости, поэтому следует внимательно применять его, тем более, что никаких данных (лично у меня) о его валидности нет.

!!!

ИНСТРУКЦИЯ:

Поставьте ту цифру напротив вопроса, которая соответствует Вашему мнению:

1 – «никогда со мной так не бывало;;

2 – «редко так со мной бывало»;

3 – «часто так со мной бывает»;

4 – «всегда так бывает».

ВОПРОСЫ:

  • Я боюсь позволить другим людям узнать меня поближе.
  • Я боюсь неожиданностей.
  • Я ищу недостатки вместо преимуществ в большинстве ситуаций.
  • Я чувствую, что недостойна любви.
  • Я чувствую себя хуже других людей.
  • У меня есть склонность к постоянному труду, перееданию, азартным играм, употреблению алкоголя или других опьяняющих средств.
  • Я мало забочусь о себе, предпочитая заботиться о других.
  • Я не могу избавиться от переполняющих меня чувств, идущих из прошлого, таких, как гнев, страх, стыд, печаль.
  • Я добиваюсь похвалы и признания, делая людям приятное, стремясь к совершенству и сверхдостижениям.
  • Я слишком серьезна и мне трудно поиграть, подурачиться.
  • У меня появились проблемы со здоровьем из-за постоянных волнений, стрессов.
  • У меня сильно выражена потребность контролировать других, диктовать им свою волю.
  • Я испытываю трудности в выражении своих чувств.
  • Я не люблю себя.
  • У меня в жизни часты кризисные ситуации.
  • Мне представляется, что я стала жертвой тяжелых обстоятельств.
  • Я боюсь быть отвергнутой теми, кого люблю.
  • Я резко критикую себя, я не боюсь даже раздавить себя упреками.
  • Я ожидаю худшего в большинстве случаев.
  • Когда я совершаю ошибку, я представляюсь себе никчемным человеком.
  • Я считаю других виноватыми во всех моих трудностях.
  • Я живу воспоминаниями.
  • Я закрыта для новых идей или новых способов делать дела.
  • Я длительное время бываю расстроенной или злой из-за неприятностей.
  • Я чувствую себя одинокой и в изоляции, и если окружена людьми.
СУММА БАЛЛОВ:

25-54 — норма

55-69 — слегка смещено в сторону созависимости

70-140 — резко смещено. Надо избавиться от созависимости.

Результаты исследования «Особенности стиля межличностного взаимодействия у созависимых»

1.

В процессе анализа полученных данных, были обнаружены следующие значимые корреляции между показателями по шкалам Лири внутри экспериментальной группы:

Авторитарность – эгоизм 0,68,

-агрессивность 0,75,

-дружелюбие 0,68,

-альтруизм 0,69,

эгоистичность — агрессивность 0,63,

-дружелюбие 0,62,

-альтруизм0,52,

агрессивность — альтруизм 0,59,

подозрительность – альтруизм 0,59

дружелюбие — альтруизм 0,78, .

Жирным шрифтом выделены амбивалентные свойства личности, из которых обычно присутствует только одно, либо только одно имеет высокий бал по шкале. Свойства подозрительность – альтруизм вообще лежат на одной прямой на дискограмме, являясь диаметрально противоположными по направленности тенденциями.

В контрольной группе подобные явления не обнаружены, тем не менее выявлены следующие корреляции:

эгоистичность — агрессивность0,51,

подчиняемость – зависимость 0,75,

-дружелюбие 0,64,

-альтруизм 0,79,

зависимость -дружелюбие 0,56,

-альтруизм 0,58,

дружелюбие -альтруизм 0,77.

Таким образом гипотеза о том, что взрослые дети алкоголиков будут иметь высокие показатели по противоположно направленным шкалам, измеряющим существенные для взаимодействия с другими свойства личности, свидетельствующие об амбивалентности их установок подтвердилась.

Анализ средних по данным опросника Лири не выявил преобладания экстремальных показателей по шкалам в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Таким образом гипотеза о том, что взрослые дети алкоголиков будут чаще иметь экстремальные показатели по шкалам, измеряющим существенные для взаимодействия с другими свойства личности, свидетельствующие об экстремальности их поведения не подтвердилась.

2.

В результате анализа частоты выбора испытуемыми определенных видов психологических психологических защит, выяснилось,что в экспериментальной группе предпочитают(каждый из этих видов защит оказался предпочитаемым более, чем у 50% взрослых детей алкоголиков):

отрицание,

регресс,

компенсацию,

проекцию,

и немного реже (40%) – рационализация.

Вконтрольной группе с той же частотой (50%) самыми предпочитаемыми оказались:

Отрицание,

Проекция,

А с частотой (40%) – реактивное образование.

Кроме этого средние показатели по шкалам наиболее часто используемых защит в группе взрослых детей алкоголиков выше, чем в контрольной группе в среднем на 1,51. Таким образом можно говорить о том, что гипотезы о более широкой палитре психологических защит, используемых детьми химически зависимых и о большей интенсивность использования защит так же подтверждаются.

Список использованной литературы.

1. Москаленко В.Д. Ребенок в алкогольной семье. – Вопросы психологии №4, 1991.

2. Москаленко В. Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет). М., 1990.

3. Емельянцева Т.А. Клинико-психологические особенности подростков с девиантным поведением из семей с алкогольными проблемами и их групповая психотерапия. – автореферат , МГМИ, Минск 1997.

4. Булотайте Л.Й. Социально-психологические особенности семей больных алкоголизмом. – Актуальные вопросы наркологии, 1986.

5. Буторина Е.Н. Зырянова А.Т. Дети родителей, страдающих алкоголизмом. –Алкоголизм и вопросы лечения нервно-психических заболеваний. Челябинск, 1977.

6.Восстановительный процесс семьи. Киев, 1995

7. Данилевский В.Ф. Невротизирующее влияние больных алкоголизмом на ближайших родственников. – Врачебное дело, №10, 1975.

8. Джонсон В. Как заставить алкоголика или наркомана лечиться. Москва, 2000.