Профилактическая программа в старшей школе (Профилактика жестокого обращения с детьми)
На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика насилия над детьми Профилактическая программа в старшей школе (Профилактика жестокого обращения с детьми)
Профилактическая программа в старшей школе (Профилактика жестокого обращения с детьми) |
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика насилия над детьми | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Блок для педагогов Тематический план занятий
Содержание блока Занятие 1. Жестокое обращение с детьми Цель: формирование представлений о сущности жестокого обращения и насилия по отношению к детям. Приветствие Тестирование Ведущий раздает участникам бланки тестов «Шкала склонности к агрессии и насилию теста «Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)», «Опросник социальной эмпатии», «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)» и просит их ответить на вопросы (см. приложение 2.2.1., 2.2.2., 2.2.3.) [59]. Лекция «История и современное состояние жестокого обращения с детьми» Структура лекции: 1. История насилия по отношению к детям. 2. Понятие и виды жестокого обращения. 3. Причины и факторы жестокого обращения. 4. Последствия насилия над детьми (см. приложение 5.3.1.). Ведущий раздает памятки «Признаки жестокого обращения с ребенком» (см. приложение 3.3.1.). Обсуждение Вопросы для обсуждения: • Как соотносятся понятия жестокого обращения и насилия? • Какие виды жестокого обращения с детьми существуют? • По каким признакам можно определить, что с ребенком обращаются жестоко? • Какое влияние оказывает на ребенка жестокое обращение? • Каковы его краткосрочные и долговременные последствия? Прощание. Занятие 2. Школьный буллинг Цель: формирование представления о школьном насилии и роли учителя в его профилактике. Приветствие Круглый стол «Буллинг в образовательном учреждении» Ведущий раздает участникам памятки учителю «Как предотвратить и преодолеть школьный буллинг» (см. приложение 5.3.6.). Вопросы для обсуждения: • Проявления и способы буллинга. • Субъекты и объекты буллинга. • Последствия буллинга. • Способы профилактики и борьбы с буллингом. Источники для докладов:[4; 6; 11; 15; 24; 27; 34]. Рефлексия и завершение • Что нового вы сегодня узнали? • Чему вы сегодня научились? • Как вы это будете использовать в своей педагогической практике? Прощание. Занятие 3. Конструктивное и деструктивное взаимодействие с ребенком Цель: формирование представления об оптимальных и неоптимальных способах взаимодействия с детьми. Приветствие Семинар «Наказания и конструктивное взаимодействие с детьми» Ведущий раздает участникам памятки «Практикум по регуляции гнева и агрессии», «Как общаться с ребенком», «Как любить детей» (см. приложение 5.3.2., 5.3.3., 5.3.4.). Вопросы для обсуждения: • Деструктивные наказания и их последствия. • Ситуации, в которых допустимы и недопустимы наказания, и возможные действия родителей. • Виды конструктивных наказаний. • Способы выражения любви и общения с ребенком. • Способы регуляции гнева и агрессии. Источники для докладов: [9; 10; 31; 40; 45; 60; 63]. Рефлексия и завершение • Что нового вы сегодня узнали? • Чему вы сегодня научились? • Как вы это будете использовать в своей педагогической практике? Прощание. Занятие 4. Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение защиты детей от жестокого обращения Цель: формирование представления о законодательной базе и нормативно-правовом обеспечении системы защиты детей от насилия и жестокого обращения. Приветствие Информационный семинар «Права ребенка и их защита» Вопросы для обсуждения: • Права ребенка. • Правовые основы защиты детей в Гражданском кодексе и Кодексе об административных правонарушениях. • Правовые основы защиты детей в Семейном кодексе. • Правовые основы защиты детей в Уголовном кодексе. • Правовые основы защиты детей в Федеральных законах. Источники для докладов: [6; 13; 22; 25; 26; 52; 56; 57; 58]. Рефлексия и завершение • Что нового вы сегодня узнали? • Чему вы сегодня научились? • Как вы это будете использовать в своей педагогической практике? Прощание. Занятие 5. Жестокое обращение родителей с детьми Цель: формирование негативного отношения к насилию. Приветствие Мозговой штурм «Последствия жестокого обращения с детьми в семье» Участникам предлагается назвать и записать все физические, психологические и социальные последствия, которые, по их мнению, могут наступить в результате жестокого обращения с детьми в семье. Участникам предлагается ответить на вопрос о том, почему установка «меня в детстве били и я вырос хорошим человеком» является неверной и вредной. Каковы подтверждения ее деструктивности? Просмотр фильма «Американское преступление» Обсуждение фильма Вопросы для обсуждения: • Какие чувства вы испытывали, когда смотрели фильм? • Какие желания, побуждения у вас возникали? Что вам захотелось сделать? • Сталкивались ли вы с похожими ситуациями в своей жизни? Если да, как вы себя в них вели? Какова была ваша роль: жертвы, преследователя, безучастного свидетеля, соучастника, защитника? Как бы вы хотели вести себя в подобных ситуациях, если они повторятся? • Что вы можете предпринять с позиции педагога? Как вы можете прекратить насилие, защитить жертву [94]? Дискуссия о способах предотвращения и преодоления насилия в семье Участникам предлагается разделиться на две подгруппы и методом мозгового штурма найти и записать способы предотвращение (первая подгруппа) и преодоления (вторая подгруппа) жестокого обращения родителей с детьми. Затем участники выбирают из записанных способов наиболее эффективные, оптимальные, возможные для использования. Рефлексия и завершение • Что нового вы сегодня узнали? • Чему вы сегодня научились? • Как вы это будете использовать в своей педагогической практике? Прощание. Занятие 6. Жестокое обращение педагогов с детьми Цель: формирование негативного отношения к использованию насилия в педагогической практике. Приветствие Просмотр фильма «Хористы» Обсуждение фильма Вопросы для обсуждения: • Какие чувства вы испытывали, когда смотрели фильм? • Какие желания, побуждения у вас возникали? Что вам захотелось сделать? • Сталкивались ли вы с похожими ситуациями в своей жизни? Если да, как вы себя в них вели? Какова была ваша роль: жертвы, преследователя, безучастного свидетеля, соучастника, защитника? Как бы вы хотели вести себя в подобных ситуациях, если они повторятся? • Были ли такие ситуации в образовательном учреждении? Как вы реагировали? Что вы можете предпринять с позиции педагога? Как вы можете прекратить насилие, защитить жертву [100]? Дискуссия о жестоком обращении с детьми в школе Ведущий раздает участникам раздаточный материал «Школьное насилие: случай из практики» (см. приложение 5.3.5.). Задание участникам: «Вспомните и опишите ситуации жестокого обращения с детьми, известные вам из собственного педагогического и детского опыта». Вопросы для обсуждения: • Что может способствовать жестокому обращению педагога с детьми? Какие особенности самих детей? • Что злит вас, раздражает, приводит в ярость в детях? По отношению к чему в их поведении, внешности, личности вы испытываете гнев? • Какие особенности вашей личности могут способствовать жестокому обращению с детьми? Что может помешать вам контролировать негативные чувства и проявлять уважение? • С какими реальными случаями жестокого обращения педагогов с детьми вы сталкивались? Какие чувства вы при этом испытывали? • Каковы последствия жестокого обращения педагогов с детьми? • Что вы думаете о случае, описанном в раздаточном материале «Школьное насилие: случай из практики»? • Как можно предотвратить и преодолеть насилие в школе? Игра «Насилие в школе: взрослые» Участникам предлагается ролевое разыгрывание самой значимой из описанных ими ситуаций жестокого обращения педагога с детьми. Один из них играет роль жестокого педагога, другие – обучающихся. Затем участникам предлагается внести в разыгрываемую ситуацию такие изменения, которые позволят прекратить насилие Вопросы для обсуждения: • Что вы испытывали в роли жертвы (обидчика, наблюдателя)? • Какие мысли приходили вам в голову? • Какие желания у вас возникали? • Что вам хотелось изменить в разыгрываемой ситуации? • Как эта игра соотносится с вашей реальной жизнью? • Какое она окажет влияние на вашу педагогическую деятельность? Рефлексия и завершение • Что нового вы сегодня узнали? • Чему вы сегодня научились? • Как вы это будете использовать в своей педагогической практике? Прощание. Занятие 7. Выражение и регуляция эмоций Цель: формирование навыков преодоления стресса как предпосылки для предотвращения жестокого обращения с детьми; развитие умения осознавать, называть свои чувства и давать им безопасный выход. Приветствие Упражнение «Преодоление стресса» Ведущий раздает участникам раздаточный материал «Роль музыки в снятии эмоционального напряжения» и «Способы снятия эмоционального напряжения» (см. приложение 5.3.7., 5.3.8.). Ведущий знакомит участников с некоторыми способами снятия эмоционального напряжения, а также с закономерностями воздействия музыки на эмоции. Вопросы для обсуждения: • Как вы используете музыку для снятия стресса? • Какие вы знаете способы преодоления стресса? • Какие из них помогают именно вам? • Каковы позитивные следствия каждого из этих способов? • Каковы негативные следствия каждого из этих способов? Упражнение «Выражение и отражение чувств» Ведущий раздает участникам раздаточный материал «Алгоритм выражения и отражения чувств» (см. приложение 5.3.9.). Упражнение выполняется в форме карусели. Ведущий знакомит участников со схемой построения Я-сообщения как оптимального способа вербализации эмоций, в первую очередь отрицательных. Выражение негативных эмоций. Задание участникам: «Вспомните ситуацию, в которой партнер доставил вам неприятные чувства. Объективно опишите ситуацию, назовите свои чувства, вызванные конкретным поступком партнера. Конкретно сформулируйте свои желания по отношению к партнеру. Внимательно слушайте партнера, отражайте его чувства, но сохраняйте спокойствие и настойчивость. Повторите еще 2 раза свои чувства и желания. Поблагодарите партнера за то, что он вас выслушал». Выражение позитивных эмоций. Задание участникам: «Вспомните ситуации, в которой близкий человек своим поведением вызвал у вас приятные чувства. В ясной форме выразите позитивные чувства партнеру и укажите, каким конкретно поступком вызваны ваши чувства. Следите за соответствием вербального и невербального поведения. Если в ответ услышите отговорки, будьте настойчивы, повторите несколько раз». Отражение позитивных эмоций. Задание участникам: «Вспомните ситуацию, в которой близкий вам человек испытывал приятные чувства. Выслушайте партнера и максимально точно перескажите чувства, о которых он хочет рассказать. Следите за соответствием вербального и невербального поведения. Если партнер молчит, помогите ему прояснить его чувства, называя их по имени. Помните, что партнер имеет право на собственные чувства, которые не стоит оспаривать или высмеивать». Отражение негативных эмоций. Задание участникам: «Вспомните ситуацию, в которой близкий вам человек испытывал неприятные чувства. Максимально точно перескажите чувства, которые испытывает партнер. Если партнер молчит, начинайте сами, например фразой «Я вижу, ты чем-то очень расстроен и хотел бы тебе помочь». Вопросы для обсуждения: • Какие трудности у вас возникли при выполнении упражнения? • Какой опыт вы извлекли из него, чему вы научились? • Что вы будете использовать в дальнейшей жизни [47]? Упражнение «Я злюсь…, на меня злятся…» Задание участникам: «Прежде чем получить доступ к положительным эмоциям и чувствам, необходимо проработать уже имеющиеся негативные эмоции и чувства, в частности злость, ненависть, враждебность. Ответьте письменно на следующие вопросы и дайте на них как можно больше ответов: • Что вы ненавидите, что вас злит в других людях, в себе? • Какое взаимодействие, какие ситуации вызывают у вас эмоцию гнева? • Какие ситуации, какое взаимодействие вызывают эмоцию гнева у большинства других людей?» Списки читаются и обсуждаются. Ведущий предлагает участникам назвать и обсудить способы противостояния агрессии, конструктивного ответа на нее: • Как в идеале вы хотели бы обращаться со своей эмоцией гнева? • Каким образом в идеале вы хотели бы справляться с эмоцией гнева другого человека? • Как другие люди справляются со своей эмоцией гнева? • Какие конструктивные способы решения конфликтов вы видели у других людей? Вопросы для обсуждения: • Что вы чувствовали, когда делали это упражнение? • Что нового вы узнали? • Как это можно использовать в реальной жизни [3]? Упражнение «Письмо любви» Задание участникам: «На листе бумаги начертите пять колонок. Название первой колонки – «Гнев», в ней напишите, почему вы испытываете гнев, обиду, раздражение по отношению к партнеру. Вторая колонка называется «Печаль», в ней напишите, из-за чего вы испытываете печаль или разочарование по отношению к партнеру. Третья колонка посвящена страху. В четвертой под названием «Сожаление» выскажите смущение, сожаление о чем-то, попросите прощения, извинитесь перед партнером. В пятой колонке напишете о любви, о том, как вы цените своего партнера, о своих пожеланиях на будущее. После этого сами попытайтесь ответить на свое же письмо. Обычно люди пишут именно те фразы, которые хотят услышать от своего партнера: «Я все понимаю», «Мне жаль», «Ты заслуживаешь большего»». Вопросы для обсуждения: • Что вы испытывали, выполняя это упражнение? • Какие трудности вам встретились? • Как вы их преодолевали? • Чему вы научились? • Как это можно применять в отношениях с другими людьми [12]? Упражнение «Похвала» Задание участникам: «Похвалите своего партнера (присутствующего члена группы или отсутствующего здесь близкого человека, коллегу и др.) таким образом, чтобы в похвале не было манипулирования или доминирования, желания уколоть, скрытой или открытой цели что-то получить от партнера. Просто похвалите его, не преследуя корыстных целей, за то хорошее, что он сделал для вас, для себя, для других людей. Исключите обобщения и хвалите конкретный поступок, действие, описывая его. Начните похвалу с описания своих чувств: «Я рад…», «Я горжусь тем, что ты…», «Я восхищена…», «Мне очень нравится…», «Я испытываю удовольствие, когда ты…»». Вопросы для обсуждения: • Что было самым сложным для вас в этом упражнении? • Какие побуждения у вас возникали во время выполнения упражнения? • Как вы справились с трудностями? • Какой новый опыт вы вынесли из упражнения? Домашние задания Ведущий дает участникам домашние задания (см. приложение 5.3.10.). Рефлексия и завершение • Что нового вы сегодня узнали? • Чему вы сегодня научились? • Как вы это будете использовать в своей педагогической практике? Прощание. Занятие 8. Выражение и понимание потребностей Цель: формирование навыков конструктивного выражения своих потребностей и понимания потребностей другого человека как предпосылки для предотвращения жестокого обращения с детьми. Приветствие Упражнение «Я хочу!» Ведущий раздает участникам раздаточный материал: «Пожелание и предложение» (см. приложение 5.3.11.). Ведущий предлагает участникам выбрать партнера из группы, представить его в роли значимого человека и открыто сообщить ему о своих желаниях (обратиться к нему с просьбами и пожеланиями): «Я хочу, чтобы ты…», «Сделай для меня, пожалуйста…». Обязательно нужно включить в сообщение высказывание о своих потребностях, например: «У меня болит спина. Сделай мне, пожалуйста, массаж», «Я хочу спать. Пожалуйста, сделай музыку тише». Затем каждый участник выбирает партнера из группы, представляет его в роли значимого человека и делает ему предложение, что бы он хотел сделать с ним совместно. В сообщение обязательно включается высказывание о своих потребностях и вопрос о потребностях партнера, например: «Я хочу есть. А ты? Давай приготовим обед», «Хочется подышать свежим воздухом. А тебе? Давай погуляем в парке», «Я хочу выпить кофе с печеньем. А ты что хочешь? Предлагаю тебе сходить за печеньем, а я сварю кофе». Если партнер имеет потребности, отличные от потребностей участника, они совместно ищут решение, которое будет соответствовать желаниям обоих. Вопросы для обсуждения: • Что было для вас самым сложным в этом упражнении? • Какие аналогичные трудности вы испытываете в реальной жизни? • Каким образом можно узнать о своих потребностях и о потребностях партнера? • Как можно удовлетворить свои потребности, зависящие от партнера? • Как вы будете использовать опыт, полученный в упражнении [48]? Упражнение «Права и требования» Ведущий раздает участникам раздаточный материал «Права и требования» (см. приложение 5.3.12.). Задание участникам: «Вспомните ситуацию (желательно актуальную, но можно привести и ту, что имела место в прошлом), в которой были нарушены, ограничены ваши права, свобода выбирать и действовать. Разыграйте эту ситуацию с другим участником группы сначала такой, какой она была в действительности. Что вы испытывали? Что вам хотелось бы изменить? Теперь разыграйте эту же ситуацию по-новому, отстояв свои права. Будьте настойчивы, не поддавайтесь на провокации (партнер использует манипулирование и доминирование, например, пытается вызвать чувство вины, делает комплименты, приказывает, угрожает, умоляет…). Уверенно настаивайте на своем во что бы то ни стало. Обязательно открыто говорите партнеру о своих потребностях и описывайте свои чувства». Вопросы для обсуждения: • Что вы испытывали? • Что вызвало наибольшие трудности? • Чего вы боялись? • Можно ли применить то, что вы сейчас делали, в реальной жизни и каким образом? • Как вы это будете делать? • Каковы возможные последствия? • Если они будут отрицательными, как вы их будете преодолевать [48]? Упражнение «Отказ» Ведущий раздает участникам раздаточный материал «Отказ» (см. приложение 5.3.13.). Задание участникам: «Вспомните ситуацию общения с кем-нибудь из окружающих, в которой вам обычно трудно отказывать. Разыграйте эту ситуацию с другим участником группы сначала такой, какой она бывает в действительности. Что вы испытывали? Что вам хотелось бы изменить? Теперь разыграйте эту же ситуацию по-новому, отказав партнеру или выразив свое несогласие с ним». Вопросы для обсуждения: • Что вам труднее всего далось, когда вы отказывали? • Что вы испытывали, когда отказывали? • К каким ситуациям в вашей реальной жизни можно применить опыт, полученный в данном упражнении [48]? Упражнение «Критика и замечания» Ведущий раздает участникам раздаточный материал «Критика и замечания» (см. приложение 5.3.14.). Задание участникам: «Вспомните ситуацию (желательно актуальную, но можно привести и ту, что имела место в прошлом), в которой вы делаете партнеру замечания в деструктивной форме (снижающую его самооценку, нарушающую его чувство собственного достоинства, унижающую его, вызывающую у него обиду, нежелание общаться с вами, уход в себя, ответную агрессию и т.д.). Разыграйте эту ситуацию с другим участником группы сначала такой, какой она бывает в действительности. Что вы испытывали? Что вам хотелось бы изменить? Теперь разыграйте эту же ситуацию по-новому, сделав замечание в конструктивной форме. Обязательно открыто говорите партнеру о своих потребностях и описывайте свои чувства». Вопросы для обсуждения: • Какие трудности вы испытывали, делая замечания в конструктивной форме? • Сложно ли вам конструктивно критиковать в реальности? • Как можно преодолеть эти трудности? • К каким ситуациям из вашей реальной жизни применим данный опыт? • Как вы его будете использовать [48]? Упражнение «Активное слушание» Ведущий раздает участникам раздаточный материал «Активное слушание» (см. приложение 5.3.15.). Работа в круге. Каждый из участников рассказывает партнеру о какой-то актуальной для него проблеме или ситуации, в которой была не удовлетворена какая-то его потребность, в результате чего он был обеспокоен, раздосадован, разочарован, опечален, рассержен и т.п.; либо когда он помешал удовлетворению потребности другого человека и в результате испытывал смущение, стыд, вину и т.п. Партнер поддерживает разговор с помощью парафраза. Например, если говорящий сообщает: «Вчера вечером я специально прошелся по студенческому городку, чтобы посмотреть места, где я еще не был», – слушатель отвечает: «Ты имеешь в виду, что был удивлен тем, как велик студенческий городок». Вопросы для обсуждения: • Что вы испытывали, когда вас слушал партнер? • Насколько правильно были поняты ваши мысли, чувства и потребности? • Какие трудности вы испытывали, когда сами слушали другого? • Насколько правильно вы поняли своего партнера [10; 48]? Рефлексия и завершение • Что нового вы сегодня узнали? • Чему вы сегодня научились? • Как вы это будете использовать в своей педагогической практике? Прощание. Занятие 9. Насилие в детских отношениях Цель: формирование негативного отношения к школьному насилию. Приветствие Просмотр фильма «Класс» Обсуждение фильма Вопросы для обсуждения: • Какие чувства вы испытывали, когда смотрели фильм? • Какие желания, побуждения у вас возникали? Что вам захотелось сделать? • Сталкивались ли вы с похожими ситуациями в своей жизни? Если да, как вы себя в них вели? Какова была ваша роль: жертвы, преследователя, безучастного свидетеля, соучастника, защитника? Как бы вы хотели вести себя в подобных ситуациях, если они повторятся? • Были ли подобные ситуации в образовательном учреждении? За что в этих случаях отвергали детей? Какими личностными характеристиками они обладают? Какими личностными характеристиками обладают отвергающие? • Как вы реагировали? Что в этих случаях вы можете сделать как педагог [97]? Дискуссия о детском насилии Ведущий раздает участникам памятки «Как предотвратить и преодолеть школьный буллинг» (см. приложение 5.3.6.). Задание участникам: «Вспомните и опишите ситуации жестокого обращения с детьми, известные вам из собственного педагогического и детского опыта». Вопросы для обсуждения: • С какими реальными ситуациями буллинга в школе вы сталкивались? В чем они проявлялись? Какие чувства вы при этом испытывали? • Что делали в этих случаях педагоги? • Каковы последствия насилия в детских отношениях? • Как можно предотвратить и преодолеть жестокость в отношениях между детьми? • Как вы будете применять в своей педагогической практике рекомендации из памятки «Как предотвратить и преодолеть школьный буллинг»? Игра «Насилие в школе: дети» Участникам предлагается ролевое разыгрывание самой значимой из описанных ими ситуаций жестоких отношений между детьми. Один из них играет роль ребенка-изгоя, другие – преследователей, соучастников, безучастных свидетелей. Затем участникам предлагается внести в разыгрываемую ситуацию такие изменения, которые позволят прекратить насилие. Вопросы для обсуждения: • Что вы испытывали в роли жертвы (обидчика, наблюдателя)? • Какие мысли приходили вам в голову? • Какие желания у вас возникали? • Что вам хотелось изменить в разыгрываемой ситуации и как вы это сделали? • Как эта игра соотносится с вашей реальной жизнью? • Какое она окажет влияние на вашу педагогическую деятельность? Рефлексия и завершение • Что нового вы сегодня узнали? • Чему вы сегодня научились? • Как вы это будете использовать в своей педагогической практике? Прощание. Занятие 10. Преодоление детской жестокости Цель: знакомство с упражнениями, направленными на преодоление негативного отношения одноклассников к отвергаемым детям, развитие терпимости к отличиям и непохожести людей друг на друга. Представленные упражнения рассчитаны на два урока по 45 минут для класса или подгруппы под руководством 2-3 ведущих. Приветствие Упражнение «Рассаживание» Участники сидят в кругу. Ведущие просят всех сидящих внимательно посмотреть на того, кто сидит справа и слева от них, запомнить, кто с какой стороны, а затем на счет «три» сесть так, чтобы и справа, и слева оказались совсем другие люди. Упражнение «Поворот на 90 градусов» Это упражнение позволяет проверить «сработанность» команды. Вся группа встает в круг, лицом к центру. Ведущий встает в центр круга и начинает считать (с небольшими паузами): «Один… два… три… и т.д.». На каждый счет каждый участник молча поворачивается на 90 градусов. Задача: не договариваясь, всем повернуться лицом в одну сторону. Ведущий считает до тех пор, пока это условие не будет выполнено. Результат не обсуждается, но все должны запомнить число, до которого пришлось досчитать ведущему. Упражнение проводится еще раз в конце занятия. Снова, как и вначале, участники должны по команде ведущего повернуться в одну сторону лицом. Когда цель будет достигнута, все рассаживаются и приступают к обсуждению, когда получилось быстрее, почему, что мешало и т.п. Упражнение «Здравствуйте» Все участники в течение 2-3 минут ходят по классу и, встречаясь с кем-то из группы, должны поздороваться с ним. От встреч уклоняться нельзя. Затем все садятся и по кругу быстро делятся впечатлениями: как чувствовали себя во время упражнения, были такие люди, кому не хотелось говорить «здравствуйте»? Упражнение «Животные» Участники вытягивают карточки с названиями животных (например, собака, петух, осел, корова). Всего 4-6 разных названий. Получив карточку, участник не имеет права никому ее показывать или говорить, что на ней написано, но может издавать звуки «своего» животного (лаять, мычать и т.д.). Задача: как можно быстрее найти себе подобных (т.е. тех, кому досталось такое же животное) и объединиться в группу. Какая группа соберется быстрее? Потом ведущий спрашивает по очереди у групп: «Это у нас кто?» И участники хором «отвечают» (мычат или кукарекают). Упражнение «Разделиться на группы» Всем участникам надо за минуту разделиться на группы по разным признакам: по знаку зодиака, по любимому цвету и т.п. Упражнение «Пальцы» Все участники, не сговариваясь, должны по сигналу ведущего показать одинаковое количество пальцев. Игра продолжается до тех пор, пока не будет достигнут нужный результат. Ведущий должен зафиксировать, сколько на это ушло времени. В конце занятия упражнение повторяется. Сравнивается время, понадобившееся для достижения результата. Проводится обсуждение, в ходе которого участники говорят о том, что им мешало справиться с заданием быстрее. Далее участники делятся на небольшие подгруппы. Деление происходит по заранее составленным спискам, чтобы объединить в одной подгруппе одних подростков и, наоборот, развести по разным других. Например, близких друзей следует развести. Упражнение «Снежный ком» Все участники должны по очереди представиться остальным, сделав какой-то жест или назвав какое-нибудь свое качество. Упражнение «Наблюдатель» Участники вытягивают карточки с именами других членов подгруппы, не говоря остальным, кто им достался (важно, чтобы не вытянули собственное имя). Кроме того, каждый задумывает какой-то жест и повторяет его в течение всего упражнения. Задача: незаметно наблюдать за тем, чье имя указано на карточке, и при этом ненавязчиво повторять задуманный жест. Пока длится наблюдение (3-5 минут), ведущий задает участникам по очереди какие-либо вопросы (например, о погоде, о любимом блюде и т.д.). По истечении времени каждый должен сказать, кто, по его мнению, наблюдал за ним и какой жест делал тот, за кем наблюдал он сам (не называя имя этого члена группы). После этого все проверяют правильность своих наблюдений. Упражнение «Спина-руки» Один из участников (водящий) поворачивается лицом к стене. Ведущий показывает остальным определенное количество пальцев – столько ладоней должны одновременно прикоснуться к спине отвернувшегося. Члены группы молча решают, кто из них выполнит это задание, а стоящий лицом к стене участник говорит, сколько рук к нему прикоснулось. Все участники должны побывать в роли водящего. Выясняется, кто самый чувствительный. Упражнение «Переход» Все участники садятся в общий круг. Они должны внимательно посмотреть друг на друга в течение минуты и запомнить, кто где сидит. После этого все закрывают глаза и стараются выполнить указания ведущего. Разговаривать нельзя. Ведущий просит участников поменяться местами. Например: «Таня меняется местами с Катей, Вова с Машей» и т.д. Названные ребята, не открывая глаз, стараются осуществить переход. Упражнение «Поменяйтесь местами» Выбирается водящий, он встает в центр. Все остальные сидят в кругу на стульях, для водящего стула нет. Водящий говорит: «Поменяйтесь местами те, кто или у кого… (кто любит гулять, кто сегодня не завтракал, у кого есть часы и т.д.)». Обладающие этим признаком должны встать и быстро пересесть на другое место (соседний стул занимать нельзя), водящий тоже спешит занять освободившийся стул. Тот, кто не успел пересесть, становиться водящим. «Обратная связь» Участники по кругу делятся впечатлениями от занятия, говорят о своих чувствах, о том, что было особо интересным, что понравилось меньше. Участники отвечают на вопросы: какое настроение после занятия, что понравилось, а что – нет, почему [27]? Тестирование Ведущий раздает участникам бланки тестов «Шкала склонности к агрессии и насилию теста «Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)», «Опросник социальной эмпатии», «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)» и просит их ответить на вопросы [59]. Рефлексия и завершение • Что нового вы сегодня узнали? • Чему вы сегодня научились? • Как вы это будете использовать в своей педагогической практике? Прощание. 5.4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ И ФИЛЬМОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ Литература Предыдущая — Следующая >> |