Проективные методики в психокоррекционной практике педагога-психолога
На главную Психодиагностика психолога в школе Проективные тесты исследования личности Проективные методики в психокоррекционной практике педагога-психолога
Проективные методики в психокоррекционной практике педагога-психолога |
Психодиагностика психолога в школе — Проективные тесты исследования личности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О проективных методиках. Проективные (рисуночные) тесты – один из самых распространенных методов в клинической психологии, также широко применяются в психологическом консультировании, психотерапии (семейная, детско-родительская и др.) Проективные методики имеют свои плюсы и минусы. Так, к плюсам можно отнести их валидность и надежность, широкий возрастной спектр применения (начиная со старшего дошкольного возраста), возможность многократного повторного проведения, в отличие от некоторых стандартизированных тестов, а к минусам – фактор субъективной оценки в процессе интерпретации. Рисуночные тесты дают возможность представить человека в целом, создать его психологический портрет. Однако, для создания более-менее полной картины необходимо проведение батареи тестов. Повторное проведение позволяет отслеживать динамику состояния. Проективные методики не выявляют интеллектуальные способности (за исключением «Пиктограмм»). Нюансы выполнения проективных техник:
Легкость перекрываемости материалов и цветов:
Выбор размера листа бумаги и цветовой палитры:
Можно использовать в беседе куклу, задавая вопросы «через нее», например: — «Как ты думаешь, кукла хотела бы….?, могла бы…?» и т.д.
Методика «Свободный рисунок» («Рисунок на свободную тему», «Красивый рисунок») Данная методика представляет собой рисунок — сообщение. Инструкция: «Нарисуй, что захочешь» или «Нарисуй красивый цветной рисунок». Материалы: бумага, большой выбор карандашей и пастели. Интерпретация:
— нажим в целом (сильный может свидетельствовать о чрезмерном контроле, иногда – об агрессивных тенденциях, слабый – о неуверенности, астеничном состоянии, варьируемый – о неустойчивости, подвижности нервной системы); 4. Содержательные признаки: — отсутствие важных элементов рисунка; — нажим при прорисовке деталей. 5. Расположение рисунка на листе: — расположение в центре листа является типичным и не интерпретируется; — смещение вверх – высокий уровень притязаний, «парение в облаках», отсутствие опоры, неустойчивость родственных / социальных связей; — смещение вниз – неуверенность в собственных силах, желание оставаться в тени, низкая самооценка; — рисунок вверх ногами – у детей до 4-х лет может считаться нормой, у более старших – может говорить о нарушении понятий «верх- низ». 6. Другие элементы и их возможное значение: — острые углы – склонность к агрессивным проявлениям; — четкая геометрия – интеллектуализм, иногда в сочетании с недостаточной развитостью эмоциональной сферы; — обилие геометрических (в т.ч. прямоугольных) форм – потребность вписаться в границы, стандарты, желание соответствовать общепринятым нормам; — шахматная раскраска – рациональность; — штриховка – тревожность; — затемнение элемента или его чрезмерная прорисовка в конкретной области – проблемная зона, ригидность, например, затемнение рта, может говорить о трудностях в коммуникативной сфере; — схематичность – плохое понимание себя или нежелание раскрываться в рисунках и словах; — странности в рисунке, например, использование растительных элементов в рисунке человека или животного и другие неадекватные контексту элементы являются тревожными, болезненными признаками, за исключением случаев сильного творческого начала. Методика «Четыре рисунка» Инструкция: «Сложите лист бумаги пополам и затем еще раз пополам. Пронумеруйте полученные прямоугольники. Под номером один будет рисунок «Я в виде животного», под номером два – «Я в виде растения», под номером три «Я в виде неживого предмета» и под номером четыре «Я в виде пейзажа». Значение и краткая интерпретация рисунков:
— пантера – скрытая сила, способность постоять за себя;
Много цветов / букет – разносторонность интересов, перспектив развития.
— открытый замок – высокая избирательность, внутреннее содержание; — сундук, шкаф – накопление чего-то, например, опыта, достижений.
волны – эмоциональные всплески; камни – препятствия; цветы – положительный настрой; гора – трудности и одновременно путь вверх; солнце – потребность в тепле / желание давать тепло окружающим. Московский государственный педагогический институт ., программа повышения квалификации «Рисуночные и игровые методики в психокоррекционной практике психолога образовательного учреждения»., Павленко Т.А., Москва, 2010, 5 стр. |