Проективные методики в психокоррекционной практике педагога-психолога | Обучение и развитие детей

Проективные методики в психокоррекционной практике педагога-психолога

На главную Психодиагностика психолога в школе Проективные тесты исследования личности Проективные методики в психокоррекционной практике педагога-психолога
Проективные методики в психокоррекционной практике педагога-психолога
Психодиагностика психолога в школе — Проективные тесты исследования личности
О проективных методиках.

Проективные (рисуночные) тесты – один из самых распространенных методов в клинической психологии, также широко применяются в психологическом консультировании, психотерапии (семейная,  детско-родительская  и др.) Проективные методики   имеют свои плюсы и минусы. Так, к плюсам можно отнести их валидность и надежность, широкий возрастной спектр применения (начиная со старшего дошкольного возраста), возможность многократного повторного  проведения, в отличие от некоторых стандартизированных тестов,  а к минусам – фактор субъективной оценки в процессе интерпретации.



Рисуночные тесты дают возможность представить человека в целом, создать его психологический портрет. Однако, для создания более-менее полной картины необходимо проведение батареи тестов. Повторное проведение позволяет отслеживать динамику состояния.

Проективные методики не выявляют интеллектуальные способности (за исключением «Пиктограмм»).





Нюансы выполнения проективных техник:

  • Классические проективные техники лучше выполнять простым карандашом (М, ТМ), так как это занимает меньше времени, лучше отражает характер движения, степень нажима и т. д;
  • Желательно отказаться от использования ластика, т.к. первый вариант самый «верный», наиболее связанный с бессознательным,  все коррективы сознательны. Однако, некоторые люди, например те, которым присуща высокая тревожность, могут отказаться рисовать без ластика. Если использование ластика все же требуется клиенту, то лучше предложить ластик на карандаше – он хуже стирает и, соответственно, лучше видны исправления;
Описательные характеристики материалов:

  • Бумага гладкая  —  сопротивление меньше, шершавая  больше;
  • Пастель сухая – оттенки бледнее, сопротивление  больше;
  • Пастель масляная – оттенки ярче, сопротивление  меньше, ложится мягче;
  • Гуашь – сопротивление больше, чем у пастели, цвета более насыщенные;
  • Гиперактивному ребенку больше подходят материалы с сильным сопротивлением, тревожному – наоборот.
 

Легкость перекрываемости  материалов и цветов:

  • Фломастер – сложно перекрыть полученный цвет;
  • Легче всего перекрывается акварель;
  • Гуашь можно перекрыть только после высыхания, закрыв цвет белым и нанеся сверху желаемый цвет;
  • Фломастеры и карандаши способствуют регрессу в детское состояние.
 

Выбор размера листа бумаги и цветовой палитры:



Формат / палитра, материал
Посыл / возможная интерпретация

Коррекция

Самый маленький лист

«Я чувствую себя неуверенно, сужаю свои границы, не хочу сейчас сильно выделяться»

Психолог расширяет пространство, постепенно увеличивая размер листа

Лист самый большой, рисунок выходит за границы

«Я плохо чувствую пространство, его масштабы»

Психолог постепенно уменьшает размер листа, способствуя тем самым выработке саморегуляции на заданном пространстве

Палитра земноводных (зеленый, синий, охра, полутона), акварель.

Человек находится в состоянии выбора, неопределенности;

 

Палитра млекопитающих (яркие, насыщенные цвета), гуашь.

Человек знает, чего хочет в данный момент.

 

Палитра человека (все цвета, включая яркие и полутона), пастель.

Четкого равновесия нет. Осознание положительных и отрицательных сторон ситуации.

 

Красный цвет

Витальность, символ -огонь, энергия, иногда –агрессия (положительная или отрицательная),

 

Синий цвет

Символ – вода.

«+» — спокойствие, умиротворение, размышление;

«-» — пассивность.

 

Желтый цвет

Символ – солнце;

Жизненная энергия, ресурс, инфантильная радость.

Внесение вкраплений желтого в рисунок может трактоваться как желание наполнить все сферы жизни.

 

Зеленый цвет

Символ – растение;

Стабильная активность.

 

Белый цвет

Символ – начало.

Гармония, идеальное равновесие, присутствие всего, множество возможностей.

 

Голубой цвет

Нежность, девичество, спокойствие.

 

Черный цвет (отсутствие цвета)

Начало, связанное с образом смерти, окончание чего-то.

Не встречается в природе в чистом виде.

Низкий уровень энергии, переживания.

 

Касательно рисунка в целом целесообразнее интерпретировать не отдельные цвета, а общий колорит: теплый, холодный, сбалансированный, бедная цветовая палитра и т.д.

Работа с пальчиковыми красками

  • В качестве знакомства с пальчиковыми красками можно предложить порисовать разными цветами пальчиковых красок. Желательно, чтобы цветовой выбор был не слишком скудным, и каждый отдельный рисунок был своего цвета.
  • Далее можно задать вопросы по рисунку, предложить рисующему дать ему название.
Обсуждение рисунка возможно начиная с 6 – 7 летнего возраста.

Можно использовать в беседе куклу, задавая вопросы «через нее», например: — «Как ты думаешь, кукла хотела бы….?, могла бы…?» и т.д.

  • Неприятные ощущения при работе пальчиковыми красками могут быть связаны с трудностями внутриутробного развития (консистенция красок несколько схожа с околоплодными водами) или с фиксацией на анальной стадии развития.
  • Во время работы с ребенком с пальчиковыми красками нельзя его одергивать.
  • Рисунки могут быть на свободную или заданную тему.
Примеры ресурсных тем: «Весна», «Солнце», «Счастье» и др.

  • Лучше выполнять рисунки на листах бумаги формата А3.
 

Методика «Свободный рисунок» («Рисунок на свободную тему», «Красивый рисунок»)

Данная методика представляет собой рисунок — сообщение.

Инструкция: «Нарисуй, что захочешь» или «Нарисуй красивый цветной рисунок».

Материалы: бумага, большой выбор карандашей и пастели.

Интерпретация:

  • Общее впечатление;
  • Детальная интерпретация начинается с наиболее необычных элементов рисунка; уточняющие вопросы по этим элементам;
  • Формальные признаки:
— формат рисунка и его адекватность размеру листа бумаги;

— нажим в целом (сильный может свидетельствовать о чрезмерном контроле, иногда – об агрессивных тенденциях, слабый – о неуверенности, астеничном состоянии, варьируемый – о неустойчивости, подвижности нервной системы);

4. Содержательные признаки:

— отсутствие важных элементов рисунка;

— нажим при прорисовке деталей.

5.  Расположение рисунка на листе:

— расположение в центре листа является типичным и не интерпретируется;

— смещение вверх – высокий уровень притязаний, «парение в облаках», отсутствие опоры, неустойчивость родственных / социальных связей;

— смещение вниз – неуверенность в собственных силах, желание оставаться в тени, низкая самооценка;

— рисунок вверх ногами – у детей до 4-х лет может считаться нормой, у более старших – может говорить о нарушении понятий «верх- низ».

6. Другие элементы и их возможное значение:

— острые углы – склонность к агрессивным проявлениям;

— четкая геометрия – интеллектуализм, иногда в сочетании с недостаточной развитостью эмоциональной сферы;

— обилие геометрических (в т.ч. прямоугольных) форм – потребность вписаться в границы, стандарты, желание соответствовать общепринятым нормам;

— шахматная раскраска – рациональность;

— штриховка – тревожность;

— затемнение элемента или его чрезмерная прорисовка в конкретной области – проблемная зона, ригидность, например, затемнение рта, может говорить о трудностях в коммуникативной сфере;

— схематичность – плохое понимание себя или нежелание раскрываться в рисунках и словах;

— странности в рисунке, например, использование растительных элементов в рисунке человека или животного и другие неадекватные контексту элементы являются тревожными, болезненными признаками, за исключением случаев сильного творческого начала.



Методика «Четыре рисунка»

Инструкция: «Сложите лист бумаги пополам и затем еще раз пополам. Пронумеруйте полученные прямоугольники.  Под номером один будет рисунок «Я в виде животного», под номером два – «Я в виде растения», под номером три «Я в виде неживого предмета» и под номером четыре «Я в виде пейзажа».

Значение и краткая интерпретация рисунков:

  • «Я в виде животного» отражает образ «Я» (какой я есть, сущность, внутренние качества, некоторые аспекты прошлого).
хвост трубой – довольство;

пантера – скрытая сила, способность постоять за себя;

  • «Я в виде растения» отражает рост (физический и духовный), временные представления, представления о настоящем и особенно, о будущем (аналогия с деревом в тесте «Дом – дерево – человек »). Маленькое растение – недостаточно ресурсов, сил; большое – предстоящие свершения, амбиции, внутренняя сила.
Обрезанный стебель – не самодостаточность, перспективы дальнейшего роста смутные.

Много цветов / букет – разносторонность интересов, перспектив развития.

  • «Я в виде неживого предмета» — отражение значимой сферы деятельности, интересов, хобби, «Я — концепции».
— замок – закрытость;

— открытый замок – высокая избирательность, внутреннее содержание;

— сундук, шкаф – накопление чего-то, например, опыта, достижений.

  • «Я в виде пейзажа» трактуется как общий эмоциональный настрой, особенности взаимоотношения с окружающим миром. Значения отдельных элементов пейзажа:
река – движение, гибкость;

волны – эмоциональные всплески;

камни – препятствия;

цветы – положительный настрой;

гора – трудности и одновременно путь вверх;

солнце – потребность в тепле / желание давать тепло окружающим.

Московский государственный педагогический институт ., программа повышения квалификации «Рисуночные и игровые методики в психокоррекционной практике психолога образовательного учреждения»., Павленко Т.А., Москва, 2010, 5 стр.