Примерный перечень методик для скринингового исследования — Стратегия работы психолога с новой группой учащихся интегрированного класса | Обучение и развитие детей

Примерный перечень методик для скринингового исследования — Стратегия работы психолога с новой группой учащихся интегрированного класса

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Примерный перечень методик для скринингового исследования — Стратегия работы психолога с новой группой учащихся интегрированного класса
Примерный перечень методик для скринингового исследования — Стратегия работы психолога с новой группой учащихся интегрированного класса
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу
Индекс материала
Примерный перечень методик для скринингового исследования
Перечень методик для углубленного исследования познавательной сферы детей и подростков
Психолого – педагогический консилиум
Стратегия работы психолога с новой группой учащихся интегрированного класса
Составление психолого-педагогических данных по классу интегрированного обучения
Работа с родителями
Коррекционный комплекс занятий, направленный на восстановление детско-родительских отношений
Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении
Коммуникативный блок игр
Блок игр по развитию речевой и мыслительной деятельности
Правила пространственной организации учебного материала
Подвижные игры
Все страницы
Страница 4 из 12  

Стратегия работы психолога с новой группой учащихся интегрированного класса

С открытием класса интегрированного обучения и созданием нового коллектива, могут возникать следующие проблемы: конфликтные ситуации, неблагоприятный психологический микроклимат, появление «отверженных» детей и т.п. Все эти факты отрицательно влияют на процесс обучения. Поэтому, с целью профилактики выше перечисленных проблем психологом проводится определенная работа.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С НОВОЙ ГРУППОЙ

  • Диагностический этап.
  • методика «Психологический климат» (см. методику № 1);
  • методика «Индекс групповой сплоченности» (см. методику №2);
  • социометрия
Анкета для учащихся:

  • Каким я хочу видеть свой класс;
  • Что лично я могу для этого сделать?
  • Кто мне может в этом помочь.
Результаты диагностики обсуждаются вместе с классом и классным

руководителем с целью ознакомления их с ситуацией психологического климата в классе и осознания своего личного участия в улучшении взаимоотношений в классе.

  • Формирующий этап проводится в следующей последовательности решения коррекционно-развивающих задач:
  • Работа с группой по отработке навыков взаимного уважения и поддержки;
  • Отработка навыков общения и сотрудничества, совместного решения проблем;
  • Обучение навыкам разрешения конфликтны ситуаций;
  • Совместная выработка правил поведения в классе.
Все занятия проводятся в форме тренинга на часах общения (всего

4 – 6 занятий). На первом занятии учащиеся знакомятся с правилами работы в группе (правила устанавливаются директивно для того, чтобы общение строилось на взаимном уважении).

(Методика № 1)

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИКРОКЛИМАТА В КЛАССЕ

В нижеприведенной таблице представлены положительные и отрицательные утверждения, касающиеся жизни класса. Между крайними утверждениями расположены цифры от 1 до 7. Для 14 утверждений, данных слева, цифра 7 означает, что это происходит всегда, 6 – в большинстве случаев, 5 – достаточно часто. Для 14 утверждений справа: 3 – это происходит достаточно часто, 2 – в большинстве случаев, 1 – всегда. Цифра 4 означает, что трудно согласиться как с левым, так и с правым утверждением.



Положительные утверждения
Оценки

Отрицательные утверждения

1. В классе преобладает жизнерадостное настроение.

765 4 321

1. Преобладает пессимистический тон.

2. Доброжелательность в отношениях, взаимная симпатия.

765 4 321

2. Конфликты, агрессивность, антипатия.

3. Между группировками – взаимопонимание.

765 4 321

3. Группировки конфликтуют между собой.

4. Нам нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время.

765 4 321

4. Мы сторонимся участия в совместных делах, неконтактны.

5. Успехи и неудачи каждого вызывают активное соучастие других.

765 4 321

5. Ученики равнодушны к судьбе одноклассников.

6. Критика доброжелательна, замечания даются с добрыми намерениями.

765 4 321

6. Ученики злорадствуют при неудачах другого.

7. Ученики уважают мнение друг друга.

765 4 321

7. Ученики нетерпимы к мнению одноклассников.

8. В трудных случаях класс выступает по принципу «один за всех и все за одного»

765 4 321

8. В трудных случаях класс «раскисает», теряется.

9. Успехи и неудачи класса каждым воспринимаются как собственные.

765 4 321

9. Успехи и неудачи класса не находят отклика у каждого ученика.

10. Новичкам класс помогает освоиться.

765 4 321

10. К новичкам нередко проявляется враждебность.

11. Класс активен, полон энергии.

765 4 321

11. Класс пассивен, инертен.

12. Класс быстро откликается, если нужно сделать полезное дело.

765 4 321

12. Класс невозможно организовать, у каждого свои интересы.

13. В классе справедливое отношение ко всем.

765 4 321

13. В классе есть привилегированные и принебрегаемые.

14. Поощрение всего класса вызывает чувство гордости у всех.

765 4 321

14. К похвалам и поощрениям коллектива все относятся равнодушно.

ОБРАБОТКА: суммируются оценки по всем 14-ти утверждениям и результат делится на 14 (с точностью до десятых).

Если полученный результат колеблется:

  • от 1 до 3,5 – в классе неблагоприятный климат;
  • от 3,6 – 5,4 – в классе неустойчивый климат;
  • от 5,5 и выше – в классе благоприятный климат.
(Методика №2)

ИНДЕКС ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ

Участникам опроса задаются 5 вопросов и дается несколько вариантов ответов на них.

После того, как учащиеся ответят на вопросы, их ответы по приведенной ниже схеме переводятся в баллы. Затем подсчитывается общая сумма баллов для каждого учащегося и общая сумма баллов по классу. Для последней суммы находится среднее арифметическое согласно числу учащихся, отвечавших на вопросы. Максимальная сумма баллов, свидетельствующая о высокой сплоченности класса, равна 19, минимальная, свидетельствующая о разобщенности учащихся в классе – 5.

Схема обработки результатов:



I.
Баллы

II.

баллы

III.

баллы

IV.

баллы

V.

баллы

1.

5

1.

1

1.

3

1.

3

1.

3

2.

4

2.

2

2.

2

2.

2

2.

2

3.

3

3.

3

3.

1

3.

1

3.

1

4.

2

4.

4

4.

1

4.

1

4.

1

5.

1

5.

5

6.

1

6.

1

  • Как бы Вы оценили свою принадлежность к группе?
  • Чувствую себя ее членом, частью коллектива.
  • Участвую в большинстве видов деятельности.
  • Не чувствую, что являюсь членом группы.
  • Живу и существую отдельно от группы.
  • Не знаю, затрудняюсь ответить.
  • Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
  • Да, очень хотел(а) бы перейти.
  • Скорее перешел(ла) бы, чем остался(лась).
  • Не вижу никакой разницы.
  • Скорее всего остался(лась) бы в своей группе.
  • Очень бы хотел(а) остаться в своей группе.
  • Не знаю, затрудняюсь ответить.
III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?

  • Лучше, чем в большинстве классов.
  • Примерно такие же, как и в большинстве классов.
  • Хуже, чем в большинстве классов.
  • Не знаю, затрудняюсь ответить.
IV. Каковы у Вас взаимоотношения с учителями?

  • Лучше, чем в большинстве классов.
  • Примерно такие же, как и в большинстве классов.
  • Хуже, чем в большинстве классов.
  • Не знаю, затрудняюсь ответить.
V. Каково отношение к делам (учебе и т.п.) в Вашем классе?

  • Лучше, чем в большинстве классов.
  • Примерно такие же, как и в большинстве классов.
  • Хуже, чем в большинстве классов.
  • Не знаю, затрудняюсь ответить.


<< Предыдущая — Следующая >>