Примерный перечень методик для скринингового исследования — Составление психолого-педагогических данных по классу интегрированного обучения | Обучение и развитие детей

Примерный перечень методик для скринингового исследования — Составление психолого-педагогических данных по классу интегрированного обучения

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Примерный перечень методик для скринингового исследования — Составление психолого-педагогических данных по классу интегрированного обучения
Примерный перечень методик для скринингового исследования — Составление психолого-педагогических данных по классу интегрированного обучения
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу
Индекс материала
Примерный перечень методик для скринингового исследования
Перечень методик для углубленного исследования познавательной сферы детей и подростков
Психолого – педагогический консилиум
Стратегия работы психолога с новой группой учащихся интегрированного класса
Составление психолого-педагогических данных по классу интегрированного обучения
Работа с родителями
Коррекционный комплекс занятий, направленный на восстановление детско-родительских отношений
Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении
Коммуникативный блок игр
Блок игр по развитию речевой и мыслительной деятельности
Правила пространственной организации учебного материала
Подвижные игры
Все страницы
Страница 5 из 12  

Составление психолого-педагогических данных по классу интегрированного обучения

Обобщенные психолого-педагогические данные

по классу_____________

Фамилия, имя

Ведущая система восприятия

Период продуктивной деятельности

Тип нервной системы

Тип утомления

Статус в группе

Иванов Андрей

Кинестетическая

Первая половина урока

Слабый

Истощение

Принимаемый

Петрова Галина

Визуальная

Середина урока

Средний

Пресыщение

Лидер

Имея перед глазами результаты психологических обследований, сведенных в таблицу, учитель может пользоваться ими как своеобразной «шпаргалкой» при подготовке и проведении урока. Общее количество параметров позволяет педагогу решить самые разные задачи:

  • повысить самооценку, статус в группе, мотив к обучению слабоуспевающего ученика, дав ему задание, максимально соответствующее его возможностям в период наивысшей продуктивности;
  • понизить межличностную и ситуативную тревожность;
  • предъявить учебный материал (и проверить его усвоение) в той модальности, которая наилучшим образом соответствует ведущему сенсорному каналу учащегося;
  • в случае возникновения утомления предложить учащемуся наиболее эффективный способ быстрого восстановления работоспособности во время урока.
1. Изучение самооценки учащихся и статуса их в группе.

Знание существующего на данный момент у ученика статуса в классе (группе) позволит учителю оценивать результаты работы ребенка таким образом, чтобы помочь ему приобрести оптимальный статус. Кроме того, побуждая ученика давать самостоятельную аргументированную оценку своей работы, учитель поможет ему обрести более адекватную самооценку. Это, в свою очередь, будет способствовать стабилизации эмоциональной сферы ученика.

Самооценка

Особенности поведения

Отношение к ошибкам

Своим

чужим

Адекватная

Активность, общительность, оптимизм

В целом – адекватное: могут огорчиться; свои стараются исправить, чужим сочувствуют

Высокая

Стремление к успехам в разных видах деятельности, уверенность в своих силах

Чаще предпочтут не исправить, а забыть, не думать о них

Сравнительно безразлично

Завышенная

Высокомерие, бестактность. Переоценка своих возможностей, недооценка чужих

Считают случайными, вызванными посторонними факторами («плохо себя чувствовал», «учитель придирался»)

Считают закономерными, само собой разумеющимися

Низкая

Неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность

Переживают, но не стремятся исправить

Сравнительно безразлично

Заниженная

Пассивность, замкнутость. Постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих

Считают закономерными, воспринимают как должное

Оправдывают, считают случайными



При подготовке рекомендаций педагогу по преодолению изоляции и повышения ученического статуса можно использовать следующее: «вовлечь ученика в интересную деятельность; помочь достичь успеха…; преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость)…; выработать уверенность в себе…; 5) хорошие результаты можно получить и различными косвенными мерами. Полезно, чтобы одинокого, робкого ребенка поддержали авторитарные сверстники».

  • Изучение периода продуктивной деятельности, типа нервной системы, типа утомления учащихся.


ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

  • сильный – высокий темп деятельности возрастает еще более в начале урока и постепенно снижается до исходного;
  • средний– максимальный темп деятельности удерживается примерно на одном уровне в течение урока;
  • среднеслабый– возможно временное снижение темпа из-за утомления;
  • слабый – темп работы быстро снижается и остается на сниженном уровне в течение урока.
Рекомендации по работе с учащимися со слабой нервной системой:

  • не ставить учащихся в ситуацию, требующую быстрого ответа, предоставляя достаточное время на обдумывание и подготовку;
  • по возможности предлагать отвечать не в устной, а в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного;
  • по возможности спрашивать в начале урока и, желательно, в начале дня;
  • чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.
Для организации работы с инертными учащимися могут быть использованы следующие рекомендации:

  • не предлагать часто и быстро меняющихся заданий;
  • не требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос;
  • не спрашивать в начале урока.
Можно добавить, что для обеих перечисленных групп учащихся общими являются следующие рекомендации:

  • не требовать ответа по-новому, только что усвоенному материалу;
  • не отвлекать от работы, создавая спокойную обстановку.
Говоря об утомляемости учащихся, мы не рассматривали этот вопрос

с точки зрения медицины. Под термином «пресыщаем» подразумевалось, что при выраженных признаках утомления ученика уму следует сменить вид деятельности. Под термином «истощаем» – то, что при аналогичных признаках ученик нуждается в кратковременном отдухе. Диагностика типа утомления в условиях школы возможна путем включенного наблюдения и опроса учителей. Использование для этой цели нейропсихологических методик предполагает наличие у школьного психолога соответствующей квалификации.

  • Определение ведущей системы восприятия
Умелое использование преобладающего сенсорного канала позволяет

учителю с большим коэффициентом полезной деятельности передавать ученикам сложную учебную информацию.

Особенности восприятия учащимися информации (поведенческие признаки)

 

ВИЗУАЛ

АУДИАЛ

КИНЕСТЕТИК

Хорошо помнит то, что видел. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом – хороший рассказчик.

Организован, наблюдателен, как правило, – спокойный.

Имеет живую, образную фантазию. При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким.

Легко повторяет услышанное. Чувствителен к интонации. В учебной деятельности предпочитает счет и письмо.

Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически.

Легко отвлекается. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии.

Лучше обучается, делая. В начальной школе долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцами по строчкам.

Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений, много жестикулирует.

Раннее физическое развитие. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.



<< Предыдущая — Следующая >>