Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников
На главную Психологическое консультирование Консультирование психолога в школе Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников
Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников |
Психологическое консультирование — Консультирование психолога в школе | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методика «Самохарактеристика»Методика «Самохарактеристика» позволяет выявить актуальные отношения подростка или старшего школьника к самому себе и значимым людям.Инструкция: предъявляются 20 позиций, которые начинаются с местоимения «я». Ученик должен написать по каждой позиции оп ределение самого себя: «Я». Среднее время выполнения методики — 15 минут. Методика полярных профилейМетодика полярных профилей рекомендуется в тех ситуациях, когда необходимо оперативно выявить уровень самооценки подростка или старшеклассника. Кроме этого, заполнение бланка методики связано с осуществлением клиентом анализа своих собственных личностных и интеллектуальных качеств, активизацией его размышлений о самом себе, а также беседы со взрослым о своих достоинствах и недостатках.Самооценка производится в 10-балльной системе. Профиль полученной самооценки вычерчивается графически на бланке методики (см.схему 4). Методика довольно проста в применении и обработке. В среднем подросток или старшеклассник заполняет ее в течение 10-15 минут. Схема 4 Бланк методики полярных профилей
— какие качества клиент оценивает либо предельно низко (на 1-2 балла), либо предельно высоко (на 9-10 баллов); — как он сам объясняет свою самооценку, проставленную в «крайних» баллах (приводит для подтверждения примеры из собственной жизни, ссылается на авторитетное для него мнение взрослого или значимого другого, предполагает данную самооценку интуитивно, без аргументации); — какие свои качества клиент затрудняется оценить и почему. На этом же бланке методики консультант может произвести оценку своего клиента по выделенным параметрам, а затем организовать диалог по сравнению полученных самооценки клиента и оценки психолога. Наиболее информативны те моменты методики, в которых мнения клиента и консультанта принципиально расходятся. Методика «Нарисуй свое настроение».В некоторых случаях на консультации психологу необходимо получить данные о том, в каком настроении находится его клиент. Особенно полезной эта методика может быть тогда, когда подросток или старшеклассник не вступают в общение с психологом, скованны и зажаты.Психолог обращается к своему клиенту со следующими словами: «Возьми, пожалуйста, цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуй абстрактный сюжет -линии, цветовые пятна, фигуры. Попробуй при этом полностью погрузиться в свое настроение, выбрать цвет и линии так, как тебе больше хочется, в полном соответствии со своим настроением. Представь, что ты переносишь свое настроение на бумагу! Когда закончишь рисунок, на обратной стороне листа напиши 5-7 слов, отражающих твое настроение и как бы иллюстрирующих твой рисунок. Когда будешь писать слова, долго не думай, необходимо, чтобы твои слова возникали спонтанно, как бы без особого контроля с твоей стороны». Источник: Самоукина Н. «Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги». М.: ИНТОР, 1997 |