Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии. 9 занятие | Обучение и развитие детей

Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии. 9 занятие

На главную Профориентация старшеклассников Тренинги по профориентации Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии. 9 занятие
Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии. 9 занятие
Профориентация школьников — Тренинги по профориентации
Цели: закрепить полученные в ходе занятий по самопознанию знания и навыки, применив их к анализу конкретной ситуации; в ходе обсуждения предложенной ситуации активизировать размышления по поводу собственной ситуации выбора профессии.

Задачи:

• организация конструктивной дискуссии и самостоятельной работы группы;

• ликвидация пробелов в знаниях, усваивавшихся группой на предыдущих занятиях.

Техники: ситуация по выбору профессии, работа с алгоритмом принятия решения.

Необходимое оборудование: тетради с записями предыдущих встреч, ручки.

 

Ход   занятия

Вступление ведущих (2-3 мин)

Задачи: кратко повторить смысл предыдущей встречи; напомнить о важности обратной связи при формировании представлений о самом себе.

Впечатления от предыдущей встречи и анализ выполнения домашнего задания (15-20 мин).

Аналогично второму занятию.

Ситуация по выбору профессии (50 мин)

Основная задача— дать группе возможность поработать как самостоятельной единице. Роль ведущего — наблюдать, давать необходимые для обсуждения справки, контролировать конструктивность дискуссии, актуализировать знания, приобретенные членами группы. Для хода обсуждения будет лучше, если ведущий выберет свою ситуацию, известную ему из опыта консультативной работы или из жизни. Мы предлагаем одну из ситуаций, обсуждавшихся в ходе наших занятий.

Ситуация. На консультацию к психологу-профконсультанту пришла девушка, окончившая среднюю школу. Дело было в начале июля, перед вступительными экзаменами в вузы. Она обязательно хотела поступить в вуз в этом году, но не знала в какой.

До 10-го класса Юля (так мы назовем девушку) хотела быть юристом. Она представляла себя либо адвокатом, либо следователем уголовного розыска. Мечтала стать юристом и ее подруга, которую Юля считала умнее и способнее себя. Подруга раньше на один год окончила школу, поступала на юридический факультет и провалилась на экзаменах. Юля очень переживала за подругу и решила не поступать на юридический, так как была уверена в своем провале.

Кроме профессии юриста Юля интересовалась математикой. Она успешно училась по этому предмету, но в 9-м классе к ним пришел новый педагог, которого они невзлюбили так сильно, что совсем перестали учить математику. Поэтому Юля опасалась провала на экзамене из-за больших пробелов в знаниях. Из профессий, связанных с математикой, ей больше всего нравилось программирование. Учителем математики она не хотела быть ни в коем случае. (Конкурс на прикладную математику был гораздо выше, чем на обычную.)

Юля подумывала и о профессии экономиста. Ее мама работала бухгалтером, поэтому Юля неплохо знала суть профессии. Но мама категорически возражала против такого выбора, так как считала, что бухгалтерия — удел женщин-неудачниц с плохой личной судьбой. Возражения ее были резкими и носили ультимативный характер. Юля была очень неглупой девочкой с аналитическим складом ума. Общительна. Хорошо играла на гитаре, гуманитарий. Поступить она хотела именно в этом году.

Что ей делать, если до вступительных экзаменов оставалась всего неделя?»

Ведущие могут давать любые справки — о проходных баллах и конкурсе, характере возможной будущей работы, о характере девочки и ее увлечениях и т.д.

Справка. Юля выбрала чистую математику, так как туда было легче всего поступить и там был очень популярный в городе клуб самодеятельной песни. Потом она работала программистом-оператором. Затем самостоятельно с помощью различных тренингов освоила основы психологических знаний. В настоящее время работает программистом и в качестве игротехника ведет деловые игры.

Анализ своего решения по выбору профессии (1 час)

После разбора ситуации по выбору профессии и актуализации на этом примере всех полученных в ходе занятий знаний и навыков члены группы переходят к анализу собственного решения о выборе профессии.

Для этого ведущие просят членов группы просмотреть и собрать воедино все записи, касающиеся их собственного выбора профессии.

•     Занятие 1 — информационная карта со всеми дополнениями и изменениями.

•    Занятие 2 — межличностное взаимодействие.

•    Занятие 3 — алгоритм принятия решения и таблицы анализа профессий.

•    Занятие 4 — свое эмоциональное отношение к выбранным профессиям.

•    Занятие 5 — самоописание способностей, список профессий, выбранных в соответствии с самоописанием, и список конкретных шагов по достижению идеала.

•    Занятие 6 — список ценностей и соответствующих им профессий, а также список целей и соответствующих им профессий.

•    Занятие 7 — самоописание личности и список соответствующих им профессий.

•     Занятие 8 — свое представление о себе через 10 лет, а также всех записей о дополнительно проделанной индивидуальной работе (чтение книг, встречи с представителями профессий и т.д.).

На основе всей собранной информации участники группы письменно выполняют работу по выбору профессии на основе алгоритма принятия решения. Работать необходимо вдумчиво, не отвлекаясь. Члены группы могут обсуждать моменты, вызывающие сомнения, с ведущими группы. Время на выполнение задания 20-30 мин. Ведущие следят, чтобы в группе не возникали дискуссии. Каждый работает самостоятельно.

После выполнения задания участники обмениваются мнениями, отвечая на вопросы:

  • Кто пришел к окончательному решению о выборе профессии?
  • Выполнение каких пунктов алгоритма вызывало наибольшие трудности?
  • Чего не хватает для окончательного принятия решения? и т.д.
Итоги встречи.

Участники группы могут не принять окончательного решения. Главное, что в ходе занятий участники группы научились, как это надо делать, и смогут применить знания (полностью или частично) в любой жизненной ситуации.