Планирование профессионального пути. 8 занятие
На главную Профориентация старшеклассников Тренинги по профориентации Планирование профессионального пути. 8 занятие
Планирование профессионального пути. 8 занятие |
Профориентация школьников — Тренинги по профориентации |
Цель: освоить навыки по планированию своего пути. Задачи: • дать необходимые знания по планированию профессионального пути; • предоставить членам группы возможность «заглянуть в будущее» с учетом полученных знаний. Техники:проективный рисунок «Я через 10 лет», «Мой товарищ через 10 лет». Необходимое оборудование: цветные карандаши, бумага. Ход занятия Вступление (2-3 мин) Краткое резюме предыдущих встреч: что из знаний, необходимых для адекватного выбора профессии, уже получено. (Целиком пройден комплекс навыков по самопознанию и самооценке: способностей, особенностей личности, особенностей, проявляющихся в межличностном взаимодействии. Освоены умения по оценке своего эмоционального состояния, по принятию решений.) Следующий и последний этап — освоить умения по планированию своего пути. Впечатления от предыдущей встречи и анализ выполнения домашнего задания (15-20 мин) Аналогично второму занятию. Проективный рисунок «Я через 10 лет», «Мой товарищ через 10 лет» (1-1,5 часа) Работа начинается с рисунка «Я через 10 лет». Каждый из участников простым карандашом выполняет рисунок. Ведущие не дают никаких дополнительных инструкций и должны пресекать все разговоры, если они носят характер типа «Скажи, что мне нарисовать?» При этом рисунок не обязательно должен отражать профессию. Затем, без перерыва, выполняется второй рисунок (все рисунки — на отдельных листах). Если в группе много участников, то каждый рисует еще товарища, сидящего справа (по кругу), и того, кого хочет еще раз нарисовать. Таким образом, всего каждый выполняет четыре рисунка. Если в группе мало ребят, то рисует каждый — каждого. Рисунки должны быть подписаны: кто рисовал и кого. Затем организуется дискуссия. Предсказать ход дискуссии очень сложно, поэтому ведущие должны направлять ее только по основным путям: • Сравнение представлений самого человека о своем будущем и представление о его будущем других людей. • Сравнение представлений о будущем человека его друзей, тех, кто его давно знает и любит, и людей, которые впервые встретились с ним в группе. (Бывает так, что представления друзей менее объективны либо не столь полны, как впечатления других членов группы. Если такое имеет место либо представления и той и другой группы рисовавших почти одинаковы по полноте и объективности, то это служит для ведущих еще одним критерием эффективности ГПК.) Обсуждение. «На чем строится планирование». (Теоретические основы см. в первой части программы.) Осознание себя во временной перспективе предполагает, что при совершении важных шагов в своей жизни человек в состоянии сказать себе: «Я понимаю, что этот шаг подготовлен ходом моей жизни. На его совершение оказали влияние такие-то конкретные события. Я могу предположить, что совершаемое мною сейчас приведет в будущем к каким-то определенным событиям. Другими словами, я понимаю, что вся моя жизнь — это неразрывная цепь». Осознающий себя во времени человек в состоянии выделить цели, которые он хочет достичь в жизни, определить, каким способом в своей каждодневной деятельности он приближается к ним. Такой человек всегда активен в достижении своих целей, но он не является прагматиком. Понимая временную перспективу, человек учится дорожить сегодняшним днем, понимать ценность и неповторимость каждого прожитого дня, находить в каждом дне хотя бы маленькую радость. Понимая связь того, что он делает сегодня, со своими конечными целями, он становится более активным. Кроме того, осознает, что он сам — хозяин своей судьбы. Примечание 1. Обычно это занятие оставляет большое впечатление, поскольку является едва ли не первым случаем развернутого прогнозирования жизни. Поэтому, если при обсуждении группа не укладывается в указанное время, то лучше продолжить его до конца либо договориться о дополнительной встрече. Останавливать обсуждение темы на середине нельзя. Примечание 2. Часто в рисунках предстает образ жизни человека в 26-27 лет (например, машина, дом, дети…). Таким образом происходит возврат к обсуждению целей и ценностей жизни. Обсуждение этой темы можно не прерывать, но надо обязательно задать вопрос: «Кто ты будешь при этом, какими средствами будут достигнуты цели?» |