Приложения к циклу бесед, занятий в 10-11 классе
На главную Просвещение школьников Беседы с детьми и подростками Приложения к циклу бесед, занятий в 10-11 классе
Приложения к циклу бесед, занятий в 10-11 классе |
Просвещение школьников — Беседы с детьми и подростками |
ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Групповые занятия с детьми, пострадавшими от сексуального насилия Противопоказания Групповую психотерапию нельзя проводить с детьми:
Подготовка к проведению группыГруппа должна быть гомогенной по половой принадлежности и возрасту (т.е. разница в возрасте между участниками не должна превышать 2-3 лет), закрытой.Оптимально, если количество участников будет от 6 до 8 человек. Продолжительность одного занятия – от 60 минут до 5 часов. Периодичность проведения занятий – один раз в неделю/в 2 недели. Психотерапевтический курс длится от одного месяца до 1 года в зависимости от тяжести состояния ребенка. Требования к терапевтам, которые будут вести группу: они должны быть одного с участниками пола, иметь психологическое или психотерапевтическое образование; определенный запас знаний и опыт работы с детьми – жертвами насилия, опыт проведения групповой работы; с уважением относиться друг к другу. Помещение должно быть просторным, предусматривающим возможность занятий физическими упражнениями на ковре, работу с принадлежностями для письма и рисования, а также место, где на стульях, поставленных по кругу, разместятся участники. Именно на этом, первом, этапе работы проводится психодиагностическое обследование потенциальных членов группы, включая даже у детей, которые отказываются от участия в ней, или тех, кто полностью закрыт дня контакта. Чрезвычайно важным условием для включения ребенка в группу (в случаях внутрисемейного сексуального насилия, к несчастью, зачастую – трудно выполнимым) является полная изоляция его от насильника во время лечения и после него и обеспечение безопасности ребенка. В процессе обследования перед психологом встают следующие задачи:
Важным условием для того, чтобы восстановление ребенка после травмы происходило более эффективно, является установление между терапевтом и родителем ребенка (или лицом, его заменяющим) отношений сотрудничества и доверия. Терапевт доступным родителю языком рассказывает о том, каким образом травма повлияла на психическое состояние ребенка, как родитель может его поддержать и зачем ребенку нужно проходить групповую психотерапию. Можно также заключить с ним контракт, в котором родитель обязуется обеспечить регулярное посещение его ребенком терапевтических занятий. Регулярное посещение важно не только потому, что занятия планируются последовательно и согласованно, но также из-за того, что отсутствие кого-то из членов группы может вызвать у присутствующих чувство утраты, и это будет для них дополнительным психотравмирующим фактором. Начальный этап работы группыВ течение первых занятий участники представляются друг другу, знакомятся с целями группы, обсуждают правила и основные процедуры; проводятся специальные упражнения, в процессе которых участники знакомятся друг с другом и вовлекаются в групповой процесс. Чаще всего здесь используются следующие упражнения.Упражнение «Запомни имя по кругу» Первый участник называет свое имя, второй участник называет имя первого участника и свое собственное имя, третий участник сначала называет имя первого участника, потом имя второго участника, а потом свое имя и т.д. до тех пор, пока последний участник не назовет свое имя. Упражнение «Представь другим своего партнера» Участники разбиваются на пары, им дается пять минут, в течение которых они должны рассказать коротко друг другу о себе, затем группа, собирается имеете, партнеры первой пары представляют друг друга группе один из них сидит на «почетном стуле», другой стоит позади него и рассказывает всем остальным участникам то, что oi узнал о партнере, например: «Мою новую подругу зовут… Ей 15 лет. Она любит…» и т.п. Затем партнеры меняются местами. Обсуждение целей группы Сначала терапевты рассказывают о целях группы. Затем участники говорят о целях прихода в группу. Цели, предложенные участниками, не менее важны чем те, которые были изложены терапевтами. Обычно терапевт говорит, что группа – это «то место, где дети могут рассказывать своим сверстникам о том, что с ними случилось и; что они чувствуют по этому поводу». В группах для детей 9-12 лет и подростков список целей, предложенных участниками, пишется на плакате и вешается на стенку. Обсуждение правилПредварительно обсужденные и затем принятые в группе правила позволяют участникам почувствовать себя в большей безопасности, чем в каком-нибудь другом месте. Предполагается, что сам процесс разрабатывания правил повышает у детей чувство контроля над своей жизнью и чувство принадлежности к группе. Однако не стоит забывать, что слишком длинный перечень правил может подавлять проявления творчества и препятствовать групповому росту. Имея за плечами опыт предварительной беседы с психологом, участники обычно легко и с готовностью формулируют правила, которые записываются на стенд и кратко повторяются в начале последующих сессий. Одно из главных правил связано с конфиденциальностью информации, полученной от участников в группе. Другие правила касаются времени начала и окончания занятий, максимально возможного количества пропусков для участников, правил коммуникации внутри группы, формы одежды и т.п.Проработка травматического опытаВ большинстве групп необходимым условием для участников является то, что они с тою или иного момента более или менее подробно описывают свой травматический опыт. Чтобы облегчить этот процесс, используются рисунки, анатомические куклы, пластилиновые фигурки и др. Несмотря на поддержку группы, многие дети могут испытывать беспокойство в тот момент, когда они рассказывают о событиях или чувствах, с ними связанных.Это может объясняться тем, что многим детям не хватает языковых средств, чтобы выразить свои чувства и мысли или тем, что некоторые дети подавляют те чувства, которые возникли у них в момент сексуального насилия или диссоциируют их. Таким образом, главной задачей на данном этапе работы является реконструирование ребенком своих чувств, связанных с травматическим событием. Может оказаться полезным нарисовать эти чувства перед тем, как начать обсуждать их. Каждый из участников может вести дневник на протяжении всего процесса терапии, куда он будет записывать свои чувства, связанные с группой. Для участников также могут оказаться полезными собственные фотографии, сделанные. примерно в то время, когда они пережили насилие, так как дети, и особенно подростки, имеют обыкновение думать, что они находятся на том же уровне возрастного развития, что и тогда, когда с ними это случилось. Демонстрируя эти фотографии себе и другим, они разрушают такое неверное представление, что также является существенным для уменьшения чувства собственной вины за происшедшее. Образовательная дискуссияОдним из психологических последствий перенесенного сексуального насилия является возникновение у ребенка стойкого убеждения, что именно он виноват в том, что с ним произошло. Поэтому после того, как ребенок реконструировал свои мысли и чувства, связанные с травматическим событием, терапевты начинают работать с чувством вины ребенка. Важное место здесь принадлежит дискуссии между всеми участниками на тему: «Почему мужчины вступают в сексуальные отношения с детьми и подростками?» При подготовке к проведению подобной дискуссии ведущие группы могут обратиться к нашей статье, опубликованной в журнале «Семейная психология и семейная терапия» (1997, № 1), где рассматривается схема Д. Финкельхора, объясняющая, как возникает сексуальное насилие внутри семьи. (Для тех читателей, которые не смогут найти этот журнал мы приводим эту схему на с. 164-167).Можно пригласить на сессию взрослую жертву насилия. Если члены группы – женского пола, то можно пригласить на сессию в качестве гостя женщину, которая подверглась сексуальному насилию много лет назад. Она расскажет о своем травматическом опыте и о том, как ей удалось пережить эту ситуацию. Другой вариант: рассказ этой женщины можно записать на видеопленку. В образовательную дискуссию можно также включить рассказ ведущих о том:, что такое здоровая сексуальность. Это поможет ребенку избавиться от чувства вины за то, что во время контакта с насильником, когда тот раздражал его эрогенные зоны, он испытывал сексуальное удовольствие. Важно, чтобы родители детей быть заранее предупреждены о том, что в плане занятий предусмотрены дискуссии на подобные темы. Символическая, – проработка опытаДети могут быть не в состоянии напрямую конфронтировать с насильником, так как однажды они уже убедились в собственной неспособности: защитить себя или в том, что родитель/родители: в данной ситуации не защитили и не поддержали ребенка. Некоторые упражнения, выполненные в группе, позволяют адресовать чувства, которые ребенок испытывает к насильнику, символически (например, ребенок может представить насильника сидящим на пустом стуле и обратиться к нему). Группа помогает говорящему соприкоснуться с этими трудными чувствами и пережить их.Можно использовать техники психодрамы:
Участники часто репетируют то, что они могут сказать или сделать, если: подобная ситуация возникнет в будущем (цель: профилактика возможной виктимизации в будущем). Терапевтический беспорядок и регрессияНекоторые авторы рассматривают дезорганизацию и регрессию в группе как нормальную часть опыта лечения.Несмотря на то, что ребенок был допущен к участию в группе на основании результатов психодиагностического обследования и последующей беседы с терапевтом, по ходу группы некоторые участники могут быть удалены из нее на одно занятие или насовсем. Так, например, из группы исключаете* тот ребенок, который отказывается участвовать в большинстве предложенных терапевтами упражнений. Как бы тщательно мы ни планировали группу, избежать неожиданностей не удается. Терапевту в этом случае лучше принимать их как неизбежные и видеть в них возможность для личностного роста, как собственного, так и членов группы. Завершение группы. Для завершения группового опыта и помощи участникам в преодолении возникающего чувства утраты я амбивалентности, к которым неизбежно ведет окончание группы, служит ритуал прощания. Сначала каждый из участников делится своими впечатлениями о группе, затем ведущими устраивается маленький праздник, на котором каждый из участников, прошедших курс, получает диплом и письмо от терапевта. Сюда же можно включить групповой ритуал по выходу из терапии. Завершает ритуал прощания чаепитие, во время которого участники: обсуждают посторонние темы. Вариант реабилитационной программы для детей, пострадавших от сексуального насилия Состав группы: младшие и старшие подростки женского пола. Возраст: 10–13 лет или 14–16 лет. Количество человек в группе: 6-8, не считая двух ведущих-психологов или психотерапевтов женского пола, имеющих опыт ведения групповых занятий и знакомых с проблемой. Продолжительность занятий: 6 часов (из них 2 перерывало 10–15 минут и одни часовой перерыв на обед). Количество занятий: 6. Периодичность: занятия проводятся каждую неделю в один из выходных дней. Содержание группы структурировано, а именно: каждое занятие организуется вокруг одной главной темы и имеет определенный набор упражнений. Требования к помещению: помещение должно быть просторным и защищенным от шума и вторжений извне. Оборудование: в одной части комнаты необходимо поставить несколько столов, за которыми участники будут рисовать, писать и т.д., в другой части – большей по площади – должен быть большой ковер, на котором будут выполняться упражнения, и стулья, п оставленные кругом для всех участников и ведущих. Кроме этого, в комнате должна быть установлена доска или стенд с плакатной бумагой, мелили маркеры. Следует заранее заготовить письменные принадлежности и принадлежности для рисования, i также бумагу различных форматов, магнитофон и кассету с музыкой для релаксации, мягкий мячик, фотоаппарат со вспышкой и пленку к нему. Все участники, включая ведущих, должны быть одеты так, чтобы ничто не стесняло их движений, кроме этого они должны приносить с собой на каждое занятие сменную обувь и толстые носки для выполнения физические упражнений). Ведущие должны также продумать вопрос о том, как будет организовано питание. В нашей группе каждый ее член приносил что-то из еды к обеду и мы организовывали общий стол, заранее приготовив кипяток для чая и кофе. Подготовка участников к группе: кандидатами в члены группы были те дети, которые обратились за психологической помощью по «телефону доверия» или лично. Некоторые из них к моменту начала группы уже могли пройти курс индивидуальной терапии. За неделю-две до начала групповых занятий осуществляется психодиагностическое обследование всех участников, которое проводит один из будущих ведущих группы (подробно см.: Подготовка к проведению группы, с. 150). После него второй ведущий знакомится с ребенком, беседует с ним, рассказывая в общих чертах о том, что будет происходить в группе, что потребуется от ребенка, что он должен принести с собой на группу. Важно также объяснить ему цели проведения этих групповых занятий, возможные правила поведения. Перечисленные вещи создают у ребенка мотивацию для прохождения группы и позволяют- ему заранее подготовиться к участию н ней. Рекомендуется также поговорить с родителем ребенка, рассказать о тон, каков его психологический статус, объяснить ему цели, продолжительность и примерное содержание групповых занятий. Сам се важное для психолога в этой беседе с родителем – убедить последнего в необходимости прохождения его ребенком курса групповой психотерапии и положительно настроить родителя по отношению к участию ней. 1-е ЗАНЯТИЕ Цели занятия: знакомство участников друг с другом; обсуждение ими целей группы; обсуждение правил. Содержание занятия: упражнение «Запомни имя по кругу» (см.: Начальный этап работы группы. С. 152).
Цель занятия: обсуждение и проработка мыслей и чувств участников, связанных с насилием вообще. Содержание занятия:
Цели занятия: уменьшение чувства вины за происшедшее насилие; работа с телом; проработки своих мыслей и чувств, связанных с насилием. Содержание занятия:
Цель занятия: проработка травматического опыта. Содержание занятия:
Цель занятия: проработка травматического опыта. Содержание занятия:
Цель: профилактика возможной повторной виктимизации. Содержание занятия:
Терапевтические цели
Группа должна включать в себя несколько активных детей и несколько замкнутых или пассивных детей, как минимум у одного ребенка должка быть хорошо развита речь. Количество детей в группе н подбор участников по половой принадлежности зависит от уровне возможностей психотерапевтов, которых должно быть двое. Комната и оборудование Помещение для занятий – просторное, наполовину застеленное коврами, несколько столов и стульев. Игрушки: большой кукольный дом с мебелью, семьи кукол, детские бутылочки, заполненные водой до начала группы, игрушечный телефон, мячи, конструкторы, мягкие игрушки, машинки, набор доктора. А также доска для информации, принадлежности для рисования. Структура занятий Продолжительность одного занятия не более 60 минут. Периодичность – один раз в неделю. Основные виды деятельности: дети пьют сок; свободная игра. Прием пищи, время еды сигнализирует ребенку начало и конец занятий. Схема Д. Финкельхора Д. Финкельхор разработал схему, объясняющую, как возникает сексуальное насилие внутри семьи. Он выделяет факторы, предшествующие сексуальному насилию:
В общественном сознании существует большое количество мифов, или неверных представлений, которые мешают адекватно оценивать отдельные явления и события. Среди таких мифов есть и относящиеся к теме сексуального насилия. Здесь мы приведем лишь самые распространенные из мифов и наши комментарии к ним.
В статье, опубликованной в журнале «Семейная психология и семейная терапия» (1997, № 1), мы подробно рассмотрели механизмы возникновения инцестуозных отношений внутри семьи, характерные черты такой семьи, а также психологические последствия сексуального насилия вообще. Теперь нам хотелось бы дать некоторые рекомендации и примерную схему психологической реабилитации ребенка – жертвы инцеста. Под инцестом мы имеем в виду сексуальное насилие во всех: его проявлениях, а именно: «вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или не осознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды», в том числе изнасилование отцом/отчимом, братом, дядей, дедушкой, другим родственником-мужчиной собственной дочери/падчерицы, сестры и т.д. Здесь мы не будем рассматривать те случаи, где в роли насильника выступает женщина, так как такие случаи встречаются значительно реже. 1-е ЗАНЯТИЕ Цели
2-е ЗАНЯТИЕ Цели
3-4-е ЗАНЯТИЯ Цели
Задачи
5-6-е ЗАНЯТИЯ Цели
Цели
Предложенная программа имеет приблизительный характер. Психолог может по своему усмотрению варьировать содержание занятий, использовать отдельные методики неоднократно, вводить новые методики, если они, по его мнению, более подходят для данного ребенка и дают положительный эффект. Перечислим еще некоторые упражнения, которые мы активно применяем в нашей работе с детьми, пострадавшими от сексуального насилия в семье, и которые могут быть полезными на любом этапе вашей работы с ребенком:
Здесь мы не коснулись очень важного звена при работе с детьми – жертвами инцеста, а именно: психологической реабилитации членов семьи пострадавшего ребенка, мы также не затрагивали тему групповой работы. Надеемся продолжить публикации на эти темы в том случае, если они вызовут интерес у читателей. СПИСОК использованной и рекомендуемой литературы
|