Практика в школе. Изучение мотивов общения учащихся
На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Практика в школе. Изучение мотивов общения учащихся
Практика в школе. Изучение мотивов общения учащихся |
Лекции и практикум по психологии — Психолого-педагогическая практика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практика в школе. Пять протоколов наблюдений за 2 учащимися (Цель: изучение мотивов общения.), характеристика класса и наблюдаемых по результатам изучения, отчет по практике. Материал может быть использовано в работе студентами очной и заочной формы обучения. Психологический самоанализ психологической практики Я, ____________, проходила психологическую практику на базе ГУО «_______________» в 7 классе. За время практики я научилась находить пути достижения поставленной цели, составлять план своей деятельности с детьми на день и реализовывать его. Мне необходимо было изучить мотивы общения учащихся со сверстниками и взрослыми. Сначала это мне показалась трудным. Я обратилась за советом к школьному психологу, который показал, на что важно обращать внимание в процессе наблюдения. Мне было очень интересно проводить ежедневные наблюдения. При обработке результатов совсем по-другому начинаешь видеть внутренний мир того или иного ученика. Для себя я тоже открыла некие новые стороны психологии детей в отношении к окружающим, к коллективу в целом. Данная практика позволила мне усовершенствовать профессиональные умения и навыки, систематизировать свои знания в области психологии, способствовала приобретению профессионального опыта, и стала еще одной ступенью в моем практическом опыте работы с детьми. В ходе своей деятельности еще раз убедилась в важности учета возрастных, индивидуальных и половых особенностей детей подросткового возраста. Я еще раз для себя утвердила, что работа учителя является далеко не самой легкой работой, но, в то же время, очень интересной и увлекательной. В общем, я осталась довольна практикой и проделанной мною работой. Протокол наблюдения №1 за процессом общения 22.04.2013 Цель: изучение мотивов общения. Фамилия, имя ученика: Калилец Анна, Михович Александр Класс : 7 Время наблюдения: математика (2 урок) Схема наблюдения:
Анна скромно прореагировала на похвалу в свой адрес, что говорит о её не гордой натуре. Александр, в ответ на замечание со стороны учителя, опустил голову, затих на короткое время. В этом можно увидеть, что авторитет учителя еще не утрачен. Анна самостоятельно выполняла задание, никому не давала списывать, ни с кем не говорила, так как была увлечена работой. Александр пытался списать. Общение с другом имело потребительский характер. Но цель не была достигнута. Анна отвечает только после непосредственного к ней обращения. Тон голоса ровный, спокойный. Александр говорит с места, выкрикивает. Общение у него носит эгоистический характер (получение собственной выгоды – списать, поговорить, чтобы не было скучно). Мотивы общения Анны с учителем деловые (в рамках урока). Мотивы общения Александра с одноклассниками личные (эгоистические), с целью достижения собственной выгоды. Протокол наблюдения №2 за процессом общения 23.04.2013 Цель: изучение мотивов общения. Фамилия, имя ученика: Калилец Анна, Михович Александр Класс : 7 Время наблюдения: перемена после 3 урока. Схема наблюдения:
В центре внимания у мальчишек на перемене было спортивное увлечение. Александр демонстрировал свое новое достижение на турнике, одноклассники пытались повторить. В процессе общения мальчишки смеялись, Александр с гордостью демонстрировал свое умение. Напряжения в группе не было. Мотивы общения у Александра личные, с признанием собственной значимости, получением позитивной оценки окружающими. У Анны прослеживаются альтруистические мотивы общения с одноклассниками. Она стремилась помочь подруге разобраться в правильности выполнения задания. Протокол наблюдения №3 за процессом общения 24.04.2013 Цель: изучение мотивов общения. Фамилия, имя ученика: Калилец Анна, Михович Александр Класс : 7 Время наблюдения: общественно-полезный труд: уборка территории. Схема наблюдения:
Анна инициатором бесед не выступает, но охотно включается в разговор. Предпочтительно общается с девочками. Учителю вопросы не задает, зато ей интересно, как учитель ответит на вопросы одноклассников. На похвалу со стороны учителя прореагировала улыбкой. Анна была довольна результатом труда, поэтому похвала ещё больше утвердила её удовлетворение. Александр в беседах занимал активную позицию. В разговоре с учителем старался вставить свою реплику, которая должна была всех рассмешить. Это было видно по его реакции после сказанных слов – он умолкал и следил за одноклассниками. Иногда демонстрировал деловое общение, обращаясь к учителю с уточнением «рабочих моментов». И тут же передавал инструкции мальчикам. После завершения работы похвалил себя перед классным руководителем. Сказал, что он был самым полезным, так как облегчил работу учителя. Мотивы общения учащихся с классным руководителем можно отнести к мотивам-интересам. Общение имеет особую эмоциональную окраску, обеспечивает легкое сближение собеседников. У Александра это мотив-потребность. Ему важно быть оцененным со стороны, чтобы заметили его качества. Протокол наблюдения № 4 за процессом общения 25.04.2013 Цель: изучение мотивов общения. Фамилия, имя ученика: Калилец Анна, Михович Александр Класс : 7 Время наблюдения: урок физической культуры. Схема наблюдения:
Анна, не смотря на свой скромный характер, стремиться быть рядом с учителем, задает ему вопросы, стремиться оправдать надежды учителя. Видно, что Александр очень любит этого учителя. По сравнению с другими уроками, на физкультуре ему практически не дают замечаний по поводу поведения. Его бойкий характер учитель направляет в нужное русло. Александр не пытается даже выглядеть лучше кого-то. Здесь каждый чувствует себя собой. Мотив общения учащихся с учителем взаимодействующий. Дети легко вступают в контакт с учителем, без стеснения, но с уважением. Дети ценят простоту и открытость учителя. С ним легко ладят как спокойные дети, так и шумные. Протокол наблюдения № 5 за процессом общения 26.04.2013 Цель: изучение мотивов общения. Фамилия, имя ученика: Калилец Анна, Михович Александр Класс : 7 Время наблюдения: классный час «знать правила дорожного движения – большое достижение». Схема наблюдения:
Информацию учителя слушали внимательно. Участвовали в малых группах. Активно взаимодействовали друг с другом, обсуждали, отвечали на вопросы, выслушивали мнение каждого говорящего. Более шустрые дети иногда перебивали других. В целом, обстановку можно было назвать рабочей. Все были заняты. При распределении задания по оформлению стенгазеты, дети сами называли своих одноклассников. Они знают способности друг друга. Анна чувствовала себя комфортно. Отношения дружеские, никто не высказывался негативно. Было замечено проявление зависти по отношению к Анне, когда её хвалил учитель. Девочка что-то говорила ворчливо, бросая взгляды в её сторону. Но это никак не отразилось на Анне. В группе общалась со всеми. Страха не испытывала. Александр вел себя развязано, без стеснения. Замечаний не поступало в его адрес. Несмотря на его бурное поведение, в группе работал продуктивно. Его никто не осаждал, одноклассники воспринимают его таким, какой он есть. Мотивы общения в группе непосредственно учебные, в конце урока наблюдались личностные мотивы общения. Характеристика мотивов общения учащихся 7 класса, по результатам наблюдения Цель наблюдения: изучение мотивов общения учащихся со взрослыми Наблюдаемые моменты: урок математики, физической культуры, перемена, классный час, общественно-полезный труд (уборка территории). Наблюдаемые: Калилец Анна, Михович Александр Выводы: проводя наблюдение за характером общения и поведения двух, различных по типу темперамента, учащихся, можно сделать вывод о мотивах общения, преобладающих в данном классе. Для этого были изучены интересы, склонности детей, проведена беседа с классным руководителем о взаимоотношениях в классе. В целом класс характеризуется общительностью, сплоченностью, взаимоуважением и поддержкой. Эмоциональный климат в классе благоприятный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Нет принижения и издевательств по отношению к ученикам, которые чего-то не знают или плохо одеты, слушают не ту музыку и т.д. мальчики и девочки на равных общаются между собой. Конфликты в классе наблюдаются редко. Несмотря на то, что это подростки, и психически они пока не состоялись, у них встречаются перепады настроения, но в классе нет ссор. Одноклассники могут повздорить между собой, но, как правило, они быстро мирятся. Что касается дисциплины, то класс очень активный, можно сказать «непоседы». На уроках некоторых учеников очень тяжело успокоить, они ждут перемены. Но уже через 5-7 минут дети активно принимают участие на уроке, обсуждая пройденный материал и при изучении новой темы. Большую роль играет личность педагога. Учителя отзывчивые, умеют чувствовать настрой класса. Это является хорошим мотиватором общения. Дети обращаются по личным вопросам к учителю, с интересом по какому-либо вопросу, а так же характерно деловое общение, основанное на уважении. Что касается внеурочной деятельности, то общение носит личностный характер. Мотив – общение ради общения. Пример тому общественно-полезный труд. Хоть ученики не все с удовольствием шли на работу на участке, но, благодаря работе классного руководителя, они выполнили необходимое. Они учились взаимодействовать, совершенствовали свои коммуникативные навыки: договаривались о способах выполнения возложенной на них работы, обсуждали текущие школьные дела, высказывали по этому поводу свое мнение. Класс имеет высокий уровень групповой сплоченности. Но, несмотря на это, в классе имеются группы. Они разбиваются по интересам: спорт, музыка и др. Микрогруппы мирно существуют. Никто никого не притесняет, иногда могут пошутить друг над другом. В классе нет оскорблений, дети уважают друг друга. Иначе можно сказать, что наличие микрогрупп условно. Калилец Анна. Круг общения небольшой. Сужен в рамках учебных интересов и местом проживания. Предпочитает дружить с детьми скромными по натуре. Со сверстниками общается на различные темы. К педагогам относится с уважением, ценит их педагогическое мастерство, возможно, берет пример. В конфликты не вступает. Инициатором общения не выступает, но в разговор включается. Некоторые темы обсуждает оживленно. При похвале гордость не проявляется. Легко работает в группе, не испытывает дискомфорта. Выражает мысль логично и последовательно. Предпочтительный мотив общения в школе – деловой, альтруистический. Михович Александр. Общается с широким кругом сверстников. Ярко выраженных качеств, по которым выбираются собеседники, не выявлено. Наиболее тесные связи с одноклассниками, интересующимися спортом. Высоко ценит учителя физической культуры. Даже его бурное поведение на данных уроках сознательно им контролируется. У других педагогов позволяет себе пошуметь, но при замечаниях успокаивается. В основном является инициатором общения как с детьми, так и со взрослыми. Про таких говорят «язык без костей». Иногда не выслушивает собеседника, перебивает, хочет быть услышанным. Предпочтительный мотив общения в школе – личностный эгоистический, мотив-интерес. РБ, УО «Брестский ГУ им. А.С.Пушкина» 2013 |