Понятие личности в психологии, её структура | Обучение и развитие детей

Понятие личности в психологии, её структура

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Понятие личности в психологии, её структура
Понятие личности в психологии, её структура
Лекции и практикум по психологии — Общая психология
Основные термины:

Общие: субъект, индивид, личность, индивидуальность, свойства личности, состояние, процессы, уровень притязаний и уровень ожиданий личности, самоутверждение личности, самооценка, социализация, образ «Я», отклоняющееся поведение.

Деятельность в психологии: деятельность, сознание, поведение.

Мотивы и мотивация поведения: направленность личности: интересы, стремления, убеждения, установки и стереотипные формы поведения.

Задачи для обучающихся:

1.Систематизируйте теоретические сведения, предоставляемые такими науками, как философия, социология, психология о понятии «личность».

2.Уточните структуру личности с позиции отечественной и зарубежных научных школ в психологии.

3.Сформируйте свою позицию к понятию личности и ее компонентов.

4.Уточните взаимосвязь оценки, самооценки, уровня притязаний и ожиданий личности с процессом формирования личности.

5.Сформируйте общее представление о норме поведения и видах отклоняющегося поведения.

6.Используйтеизученныйматериалдлярешенияпрактико-ориентированных задач по данному разделу.

Рекомендованная литература для изучения:

Базовые учебники:

1.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.,

2010. – 432с.

Основная литература:

2.Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

3.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.

Дополнительная литература:

4.Анастази А.Л. Психологическое тестирование. – М., 1982.

5.Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1988.

6.Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

7.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1988.

8.Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М., 1992.

9.Дерябин. В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. – Ленинград, 1980.

10.Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

11.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1983.

12.Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975.

13.Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. / Под. ред. Гиппенрейтер. Ю.Б. – М., 2000.

14.Психология личности в трудах зарубежных психологов. М., 1987.

15.Христенко. В.Е. Психология жертвы. – Харьков, 2001.

Контрольные вопросы по изученной теме:

1.Дайте общераспространенное толкование понятия «личность» в психологии.

2.Каким образом взаимосвязано изучение психики с изучением личности?

3.Какие компоненты входят в структуру личности?

4.Раскройте суть понимания личности отечественными психологами (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, В.Н. Мясищев).

5.Дайте краткую характеристику личности с точки зрения различных зарубежных научных школ в психологии и отдельных ее представителей: функционализм (У. Джемс), фрейдизм, аналитическая психология (К. Юнг).

6.Что такое «установки и стереотипные формы поведения личности»?

7.Каким образом взаимосвязаны теории мотивации и личности в психологии?

8.Что такое «уровень притязаний» и «уровень ожиданий личности»? Почему это важно учитывать, когда речь идет о личности?

9.Что такое «отклоняющееся поведение»?

10.Дайте краткую характеристику видов отклоняющегося поведения личности.

Практические задания по изученному тематическому разделу:

Задание № 1. Составьте словесную паутину по теме «Структура личности». Основание для составления паутины – отечественная научная школа.

Задание № 2. Систематизируйте теоретические сведения по проблеме «Личность в понимании зарубежных психологов» в виде таблицы (см. табл. 7).

Таблица 7

Личность в понимании зарубежных психологов

Научная    Суть трактовки                            Ваше мнение



школа
личности

В какой сфере производства эта трактовка актуальна?

Каким образом данная

информация может

быть использована в

вашей деятельности?

Задание № 3. Прочитайте предлагаемую ниже краткую справку теоретического  характера  о  существующих  группах  мотивов,  отражающих  потребно

стную модель личности. Затем ответьте на ряд вопросов в письменной форме, представив убедительные аргументы своей позиции.

Группы мотивов с позиции содержания потребностей личности

В психологической литературе можно встретить классификацию мотивов по различным основаниям. Ниже представлена краткая характеристика мотивов, согласующихся с пирамидой потребностей, разработанной А. Маслоу.

Пирамида потребностей представлена на рисунке.

Пирамида потребностей по А. Маслоу

В соответствии с указанной иерархией потребностей, которые испытывает человек, можно выделить шесть групп мотивов деятельности и поведения.



Группа 1. Мотивы стремления к безопасности выражены главным образом мотивами избегания неприятностей или наказаний. В основе поведения личности лежит сознательное стремление избежать выполнения определенных действий, которые могут повлечь за собой ряд неприятностей или некоторых неудобств для самой личности. Другой вариант действия данных мотивов – сознательное выполнение действий, направленных на минимизацию возможных негативных последствий.

Группа 2. Социальные мотивы представлены:

-Мотивом идентификации. Стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях.

-Мотивомаффилиации, т.е. стремлением к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремлением к контакту и общению с ними. Часто его обозначают в непосредственной связи с мотивом стремления получить одобрение других людей.

-Мотивом стремления получить высокий социальный статус.

-Мотивом власти.

Группа 3. Общественно-значимые мотивы оперируют следующими мотивами:

-Чувство долга, ответственности перед группой или обществом.

-Осознание значимости собственного труда для общества.

Группа 4. Мотивы самоуважения и самоактуализации включают:

-Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме). Связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием.

-Мотив саморазвития.

-Мотив достижения (стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности). Данный мотив проявляется в выборе личностью сложных заданий и в стремлении их выполнить. Ученые выделяют четыре фактора, влияющие на выбор личностью мотива достижения: 1) значимость достижения успеха; 2) надежда на успех; 3) субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха; 4) субъективные эталоны достижения.

Группа 5. Процессуально-содержательные мотивы основаны на внутренних факторах побуждения личности к активности. Человеку нравится сам процесс и содержание деятельности, в которую он вовлечен.

Группа 6. Эстетический мотив.

Вопросы для обдумывания:

1.Какие мотивы будут ведущими у подростка, входящего в группу сверстников, злоупотребляющих алкогольными напитками, замеченными в мелком хулиганстве и попытках к воровству?

2.Какой мотив или группа мотивов движет личностью, который отличается повышенным уровнем конформности к мнению большинства?

3.Какие мотивы преобладают в поведении человека, если он стремится всё делать правильно, точно и без единого изъяна. Личность испытывает чувство ущемленного самолюбия, если кто-то делает замечания по поводу выполненной им работы?

4.Какие мотивы движут личностью, когда он говорит о том, что он может сделать то же самое, что и другие («Если это смог сделать товарищ Н., то и я это сделать в состоянии хорошо»)?

5.Составьте краткое описание личности, чьим основным мотивом деятельности является процессуальный мотив.

Задание № 4. Проведите самообследование. Определите:

-какой вид мотивации у вас преобладает: мотивация успеха или мотивация боязни неудач (см. приложение 1, тест «МУН»9);

-какие факторы мотивации высоко оцениваются вами как работником, а какие — менее значимые (см. приложение 1, тест «Мотивационный профиль»10).

Согласны ли вы с результатами тестов? Обоснуйте свой ответ.

Задание 5. Проведите самообследование. Определите свой уровень самооценки (см. приложение 1, Методика изучения самооценки с помощью ранжирования11).

9Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб., 2000. – С. 180-181.

10Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов /Пер. с англ, под ред. проф.

Е.А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 15-26.

11Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб., 2000. – С. 269-271.

Источник: Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики : практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с