Понятие личности в психологии, её структура
На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Понятие личности в психологии, её структура
Понятие личности в психологии, её структура |
Лекции и практикум по психологии — Общая психология | |||||
Основные термины: Общие: субъект, индивид, личность, индивидуальность, свойства личности, состояние, процессы, уровень притязаний и уровень ожиданий личности, самоутверждение личности, самооценка, социализация, образ «Я», отклоняющееся поведение. Деятельность в психологии: деятельность, сознание, поведение. Мотивы и мотивация поведения: направленность личности: интересы, стремления, убеждения, установки и стереотипные формы поведения. Задачи для обучающихся:1.Систематизируйте теоретические сведения, предоставляемые такими науками, как философия, социология, психология о понятии «личность».2.Уточните структуру личности с позиции отечественной и зарубежных научных школ в психологии. 3.Сформируйте свою позицию к понятию личности и ее компонентов. 4.Уточните взаимосвязь оценки, самооценки, уровня притязаний и ожиданий личности с процессом формирования личности. 5.Сформируйте общее представление о норме поведения и видах отклоняющегося поведения. 6.Используйтеизученныйматериалдлярешенияпрактико-ориентированных задач по данному разделу. Рекомендованная литература для изучения:Базовые учебники:1.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2010. – 432с. Основная литература: 2.Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. 3.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с. Дополнительная литература: 4.Анастази А.Л. Психологическое тестирование. – М., 1982. 5.Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1988. 6.Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. 7.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1988. 8.Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М., 1992. 9.Дерябин. В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. – Ленинград, 1980. 10.Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001. 11.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1983. 12.Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М., 1975. 13.Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. / Под. ред. Гиппенрейтер. Ю.Б. – М., 2000. 14.Психология личности в трудах зарубежных психологов. М., 1987. 15.Христенко. В.Е. Психология жертвы. – Харьков, 2001. Контрольные вопросы по изученной теме:1.Дайте общераспространенное толкование понятия «личность» в психологии.2.Каким образом взаимосвязано изучение психики с изучением личности? 3.Какие компоненты входят в структуру личности? 4.Раскройте суть понимания личности отечественными психологами (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, В.Н. Мясищев). 5.Дайте краткую характеристику личности с точки зрения различных зарубежных научных школ в психологии и отдельных ее представителей: функционализм (У. Джемс), фрейдизм, аналитическая психология (К. Юнг). 6.Что такое «установки и стереотипные формы поведения личности»? 7.Каким образом взаимосвязаны теории мотивации и личности в психологии? 8.Что такое «уровень притязаний» и «уровень ожиданий личности»? Почему это важно учитывать, когда речь идет о личности? 9.Что такое «отклоняющееся поведение»? 10.Дайте краткую характеристику видов отклоняющегося поведения личности. Практические задания по изученному тематическому разделу:Задание № 1. Составьте словесную паутину по теме «Структура личности». Основание для составления паутины – отечественная научная школа.Задание № 2. Систематизируйте теоретические сведения по проблеме «Личность в понимании зарубежных психологов» в виде таблицы (см. табл. 7). Таблица 7 Личность в понимании зарубежных психологов Научная Суть трактовки Ваше мнение
стную модель личности. Затем ответьте на ряд вопросов в письменной форме, представив убедительные аргументы своей позиции. Группы мотивов с позиции содержания потребностей личности В психологической литературе можно встретить классификацию мотивов по различным основаниям. Ниже представлена краткая характеристика мотивов, согласующихся с пирамидой потребностей, разработанной А. Маслоу. Пирамида потребностей представлена на рисунке. В соответствии с указанной иерархией потребностей, которые испытывает человек, можно выделить шесть групп мотивов деятельности и поведения. Группа 1. Мотивы стремления к безопасности выражены главным образом мотивами избегания неприятностей или наказаний. В основе поведения личности лежит сознательное стремление избежать выполнения определенных действий, которые могут повлечь за собой ряд неприятностей или некоторых неудобств для самой личности. Другой вариант действия данных мотивов – сознательное выполнение действий, направленных на минимизацию возможных негативных последствий. Группа 2. Социальные мотивы представлены: -Мотивом идентификации. Стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях. -Мотивомаффилиации, т.е. стремлением к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремлением к контакту и общению с ними. Часто его обозначают в непосредственной связи с мотивом стремления получить одобрение других людей. -Мотивом стремления получить высокий социальный статус. -Мотивом власти. Группа 3. Общественно-значимые мотивы оперируют следующими мотивами: -Чувство долга, ответственности перед группой или обществом. -Осознание значимости собственного труда для общества. Группа 4. Мотивы самоуважения и самоактуализации включают: -Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме). Связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. -Мотив саморазвития. -Мотив достижения (стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности). Данный мотив проявляется в выборе личностью сложных заданий и в стремлении их выполнить. Ученые выделяют четыре фактора, влияющие на выбор личностью мотива достижения: 1) значимость достижения успеха; 2) надежда на успех; 3) субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха; 4) субъективные эталоны достижения. Группа 5. Процессуально-содержательные мотивы основаны на внутренних факторах побуждения личности к активности. Человеку нравится сам процесс и содержание деятельности, в которую он вовлечен. Группа 6. Эстетический мотив. Вопросы для обдумывания:1.Какие мотивы будут ведущими у подростка, входящего в группу сверстников, злоупотребляющих алкогольными напитками, замеченными в мелком хулиганстве и попытках к воровству?2.Какой мотив или группа мотивов движет личностью, который отличается повышенным уровнем конформности к мнению большинства? 3.Какие мотивы преобладают в поведении человека, если он стремится всё делать правильно, точно и без единого изъяна. Личность испытывает чувство ущемленного самолюбия, если кто-то делает замечания по поводу выполненной им работы? 4.Какие мотивы движут личностью, когда он говорит о том, что он может сделать то же самое, что и другие («Если это смог сделать товарищ Н., то и я это сделать в состоянии хорошо»)? 5.Составьте краткое описание личности, чьим основным мотивом деятельности является процессуальный мотив. Задание № 4. Проведите самообследование. Определите: -какой вид мотивации у вас преобладает: мотивация успеха или мотивация боязни неудач (см. приложение 1, тест «МУН»9); -какие факторы мотивации высоко оцениваются вами как работником, а какие — менее значимые (см. приложение 1, тест «Мотивационный профиль»10). Согласны ли вы с результатами тестов? Обоснуйте свой ответ. Задание 5. Проведите самообследование. Определите свой уровень самооценки (см. приложение 1, Методика изучения самооценки с помощью ранжирования11). 9Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб., 2000. – С. 180-181. 10Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов /Пер. с англ, под ред. проф. Е.А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 15-26. 11Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. – СПб., 2000. – С. 269-271. Источник: Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики : практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с |