Нравственный выбор героя рассказа Л.Н. Толстого «После бала» (подготовка к сочинению)
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Еремеева Татьяна Николаевна
Пояснительная записка
Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.
Аристотель
Свою цель работы как учителя литературы и русского языка я вижу в формировании грамотного, эстетически развитого читателя, умеющего почувствовать красоту художественного слова и, готовясь к урокам, я тщательно продумываю образовательные и развивающие цели урока. Но никогда не забываю о том, что есть ещё и воспитательные цели урока, которые не менее важны. И тот нравственный потенциал, который заложен в русской литературе, помогает формировать гуманитарно-развитую, духовно богатую личность, способную к самоопределению в ситуации выбора, к конструктивному диалогу и сотрудничеству. Непременным условием для развития гуманитарно-развитой личности, умеющей логически мыслить, создавать связный текст является целенаправленная, систематическая работа. Ни для кого не секрет, что самое трудное для учащихся любого класса – это написать сочинение. И чаще всего наши дети обращаются за помощью либо к Интернету, либо к сборникам сочинений. Чтобы ученики не боялись сочинений, знали, как над ним работать, всё сказанное на уроке мы стараемся отобразить в рабочей тетради в виде схем и таблиц, чтобы потом при написании сочинения ученики могли обратиться к своим записям, т.к. в тетради всё чётко обозначено: план сочинения, логика сочинения, тезисы и выводы. В ходе работы над разработкой модуля для подготовки к ЕГЭ я пришла к выводу, что на уроках литературы еще в среднем звене нужно вводить элементы технологической карты, которая предназначена для самостоятельной подготовки учащихся, т.е. к самостоятельной работе его нужно подготовить, сформировать умение работать с текстом. Но следует отметить, что работа с такой картой позволяет повысить и качество воспитательной работы, т.к. помогает учителю решить воспитательные цели урока в комплексе: осветить проблему, раскрыть позицию автора, свою позицию по отношению к проблеме, актуальной не только для классической литературы, но и для современного общества, в том числе и подростка, провести параллель с другими литературными произведениями, а также найти положительные примеры из жизни. 1. Образовательные цели: – подведение итогов изучаемой темы, уяснение авторской позиции; совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; – повторение литературоведческих терминов и знакомство с новыми 2. Развивающие цели: – развивать способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. – развивать умения систематизировать знания – совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Воспитательная цель: – воспитание у учащихся активной жизненной позиции Ход урока Здравствуйте, ребята. Вы любите детективы? Давайте начнём наш урок с литературного расследования. Кому из литературных героев принадлежат слова… 1. «Что мне было делать? … Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла ещё быть полезна отечеству в настоящих, затруднительных обстоятельствах … Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть её защитником и покровителем…» (Петр Андреевич Гринёв) 2. «Батюшка меня требует; рассердился старик, что до сих пор ничего не выслужил в Петербурге»; «У меня лёгкость в мыслях необыкновенная …» (Иван Александрович Хлестаков) – Что общего у этих героев? Дворяне, молоды, вступают в жизнь, Кто заслуживает нашего уважения? Почему? Какие качества характера вызывают уважение? Какова жизненная позиция каждого? Действительно, заслуживает уважения сильная личность, человек с твёрдым характером, верный слову, прямой, искренний, решительный. Сегодня на уроке мы не просто продолжим наш разговор о том, как формируется жизненная позиция человека, но и поговорим о том, что влияет на выбор жизненного пути, с каких позиций подходит к этой проблеме Л.Н.Толстой (сразу оговорюсь, что проблем в рассказе, который будет центром нашего внимания, не одна, но мы поговорим о главной). Имя Толстого для нас хотя и не ново, но все же остается загадкой. И каждая встреча с писателем – это событие в жизни любого человека, это путь нравственного прозрения. Какие впечатления у вас остались после первого знакомства с писателем, его творчеством? Что нового вы узнали о Толстом как о человеке, писателе, готовясь к сегодняшнему уроку? – Художественное изображение мира Толстого – Концепция (защита)
III. Давайте посмотрим, как к такой мысли пришёл Иван Васильевич. Весь рассказ – это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет. Время действия рассказа – 40-е годы, но самое главное – последний день Масленицы – прощёный день, день, когда друг другу прощают обиды, день всеобщего прощения и примирения, любви друг к другу – ДЕНЬ ЕДИНЕНИЯ. Обратите внимание на то, что каждый эпизод заканчивается описанием Состояния души. Работа в группах (мини-исследование):
Что противопоставлено, и кто противопоставлен? (Зал, в котором проходит бал, полковник, Варенька, дворянское общество, солдаты, наказываемый, музыка, цвет, лица, чувства Ивана Васильевича: любовь – разочарование).
Что помогло понять исследование? (в основе лежит прием контраста, антитезы как способа построения произведения, способа раскрытия жизненных противоречий, позиций; использование красок, описание состояния людей на балу, в доме предводителя, на плацу). Выходит, что самое главное, что хочет сказать нам герой, – это умение поделиться своими переживаниями, теми чувствами, которые охватили его. Иван Васильевич – представитель дворянского сословия, к которому он принадлежит по происхождению и воспитанию. Беспечен: это объясняется тем, что он богат от рождения, а потому не задумывается над проблемами, выходящими за круг его интересов. Атмосфера бала – атмосфера жизни И.В. и людей его круга. Светлое чувство любви озарило жизнь И.В.; он захвачен праздничной атмосферой бала, близостью Вареньки, ощущением собственной молодости и красоты. Найдите эпитеты, передающие состояние души Ивана Васильевича на балу: весел, доволен, счастлив, блажен, добр. «Я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро…» ПОЧЕМУ ОН СЧАСТЛИВ? КОГО ОН ЛЮБИТ? – ВСЕХ ПОЛУЧИЛОСЬ ЛИ ПОЛНОЕ СЧАСТЬЕ? КАК ОБЬЯСНЯЕТ ПРОИЗОШЕДШЕЕ С НИМ САМ Иван Васильевич? КАКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДЕТАЛИ ПОМОГАЮТ НАМ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ? Такой композиционный элемент, как описание улиц города, дает ощутимый разрыв в художественном единстве рассказа: в нарисованной картине автор показывает, что рядом с беззаботным, праздным существованием проходит другая жизнь – жизнь бесправной трудовой России. Любую изображенную сцену необходимо воспринимать с точки зрения выполняемой ею функцией: С одной стороны – принижение народа, дошедшего до отчаяния; с другой стороны – уверенность господ в законности существующих порядков. Контраст (изображения героев, их психологического состояния, обстановки) позволяет писателю выявить сущность характеров и обнажить социальные противоречия царя (Николая) и России. Есть ли общее и разница между Иваном Васильевичем и полковником? Единые подходы к явлениям деятельности; для полковника и Ивана Васильевича всё чудесно (на балу), всё в превосходной степени – для Ивана Васильевича.
Что произошло? Витал в облаках – опустился на землю. Увидел голую правду – задумался о смысле жизни и отказался от всего. МОЖЕТ ГЕРОЙ отдельно любить только Вареньку? Итак, что же говорит нам и писатель, и повествователь о проблеме совершенствования мира и человека. Анализ ситуации нравственного выбора 1. Истинное счастье человека заключается в следующем: нельзя любить просто одного человека, нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком, чувствовать свою причастность ко всему. 2. Принимать зло или нет – перед таким выбором оказывается герой и видит выход в единственно возможном для него решении – самоустранении от зла. Герой рассуждает: «Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле» И Иван Васильевич сознательно выстраивает свой жизненный путь, пролагая его мимо зла, не участвуя в нем и как бы доказывая всей своей жизнью тезис о возможности и первостепенности личного, внутреннего самосовершенствования. В этом и позиция самого Толстого. Что важно подчеркнуть уже сейчас. Почему у героя возникла потребность переосмыслить линию своего поведения? (потребность возникает чаще в момент сложных нравственных коллизий; когда человек оказывается свидетелем социального конфликта. И.В. переживает сложный процесс духовного потрясения: на смену нахлынувшим чувствам приходят раздумья, стремление разобраться в увиденном, определить свое отношение к нему; герой ощутил сопричастность к творимому злодеянию). Что вас волнует на данный момент в этом рассказе больше всего? Почему? Над чем заставил задуматься рассказ?
(СОКРАТ)
Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.
Аристотель
Свою цель работы как учителя литературы и русского языка я вижу в формировании грамотного, эстетически развитого читателя, умеющего почувствовать красоту художественного слова и, готовясь к урокам, я тщательно продумываю образовательные и развивающие цели урока. Но никогда не забываю о том, что есть ещё и воспитательные цели урока, которые не менее важны. И тот нравственный потенциал, который заложен в русской литературе, помогает формировать гуманитарно-развитую, духовно богатую личность, способную к самоопределению в ситуации выбора, к конструктивному диалогу и сотрудничеству. Непременным условием для развития гуманитарно-развитой личности, умеющей логически мыслить, создавать связный текст является целенаправленная, систематическая работа. Ни для кого не секрет, что самое трудное для учащихся любого класса – это написать сочинение. И чаще всего наши дети обращаются за помощью либо к Интернету, либо к сборникам сочинений. Чтобы ученики не боялись сочинений, знали, как над ним работать, всё сказанное на уроке мы стараемся отобразить в рабочей тетради в виде схем и таблиц, чтобы потом при написании сочинения ученики могли обратиться к своим записям, т.к. в тетради всё чётко обозначено: план сочинения, логика сочинения, тезисы и выводы. В ходе работы над разработкой модуля для подготовки к ЕГЭ я пришла к выводу, что на уроках литературы еще в среднем звене нужно вводить элементы технологической карты, которая предназначена для самостоятельной подготовки учащихся, т.е. к самостоятельной работе его нужно подготовить, сформировать умение работать с текстом. Но следует отметить, что работа с такой картой позволяет повысить и качество воспитательной работы, т.к. помогает учителю решить воспитательные цели урока в комплексе: осветить проблему, раскрыть позицию автора, свою позицию по отношению к проблеме, актуальной не только для классической литературы, но и для современного общества, в том числе и подростка, провести параллель с другими литературными произведениями, а также найти положительные примеры из жизни. 1. Образовательные цели: – подведение итогов изучаемой темы, уяснение авторской позиции; совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; – повторение литературоведческих терминов и знакомство с новыми 2. Развивающие цели: – развивать способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. – развивать умения систематизировать знания – совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Воспитательная цель: – воспитание у учащихся активной жизненной позиции Ход урока Здравствуйте, ребята. Вы любите детективы? Давайте начнём наш урок с литературного расследования. Кому из литературных героев принадлежат слова… 1. «Что мне было делать? … Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла ещё быть полезна отечеству в настоящих, затруднительных обстоятельствах … Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть её защитником и покровителем…» (Петр Андреевич Гринёв) 2. «Батюшка меня требует; рассердился старик, что до сих пор ничего не выслужил в Петербурге»; «У меня лёгкость в мыслях необыкновенная …» (Иван Александрович Хлестаков) – Что общего у этих героев? Дворяне, молоды, вступают в жизнь, Кто заслуживает нашего уважения? Почему? Какие качества характера вызывают уважение? Какова жизненная позиция каждого? Действительно, заслуживает уважения сильная личность, человек с твёрдым характером, верный слову, прямой, искренний, решительный. Сегодня на уроке мы не просто продолжим наш разговор о том, как формируется жизненная позиция человека, но и поговорим о том, что влияет на выбор жизненного пути, с каких позиций подходит к этой проблеме Л.Н.Толстой (сразу оговорюсь, что проблем в рассказе, который будет центром нашего внимания, не одна, но мы поговорим о главной). Имя Толстого для нас хотя и не ново, но все же остается загадкой. И каждая встреча с писателем – это событие в жизни любого человека, это путь нравственного прозрения. Какие впечатления у вас остались после первого знакомства с писателем, его творчеством? Что нового вы узнали о Толстом как о человеке, писателе, готовясь к сегодняшнему уроку? – Художественное изображение мира Толстого – Концепция (защита)
- Взывал к непротивлению злу насилием.
- Призывал изменять «душу живу», сделать всех добрыми и нравственными.
- Толстой – учитель, моралист.
- Борьба человека со злом должна быть каждодневной.
- «Искать смысл и цель жизни, твердую веру в Бога»
- «Всё время искать»
- «Хочу образования для народа, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Ломоносовых.
- И.А. Бунин сказал о Толстом: «Это 1 из самых удивительных людей, когда-то живших на земле»
III. Давайте посмотрим, как к такой мысли пришёл Иван Васильевич. Весь рассказ – это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет. Время действия рассказа – 40-е годы, но самое главное – последний день Масленицы – прощёный день, день, когда друг другу прощают обиды, день всеобщего прощения и примирения, любви друг к другу – ДЕНЬ ЕДИНЕНИЯ. Обратите внимание на то, что каждый эпизод заканчивается описанием Состояния души. Работа в группах (мини-исследование):
- Какова роль общественных условий в изменении взглядов и поведения человека? (Человек формируется под влиянием среды, обстоятельств, людей. Но! Сам Толстой высказал такую точку зрения: «Не личность делает историю, а история – личность!»)
- Всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть? (Раздумья, внутренняя политика).
- Исследование художественного пространства рассказа
- Через художественное пространство (жилище, интерьер), языковые средства, состояние людей выйти на жизненную позицию Ивана Васильевича.
- Рассмотреть художественное пространство города (улицы, город после бала)
Что противопоставлено, и кто противопоставлен? (Зал, в котором проходит бал, полковник, Варенька, дворянское общество, солдаты, наказываемый, музыка, цвет, лица, чувства Ивана Васильевича: любовь – разочарование).
Бал | После бала |
Варенька зал, в котором проходит бал музыка хозяева бала полковник цвет розовый, белый чувство любви | улица музыка солдаты наказываемый полковник цвет черный, серый чувство физической тоски |
- Составить эмоциональную партитуру (состояние души Ивана Васильевича после увиденного на улице, состояние полковника):
- Улыбка Вареньки напоминает о сцене наказания.
- Перчатка одновременно является синонимом власти, чести и достоинства.
- Отец Вареньки в замшевых перчатках (их носили с военной формой).
- В форме и в перчатках полковник на балу танцует с дочерью и рукой в перчатке бьет солдата.
И я вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела. Чем сильнее я был влюблен, тем бестелеснее становилась для меня она. Для меня … на предмете моей любви были всегда бронзовые одежды. | Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека. |
Одежда на балу – чистота, святость, общий цветовой фон бала – всё в белом и розовом цвете | Голая спина татарина – суровая правда жизни. Общий цветовой фон сцены экзекуции – цвета красный, черный, белый |
Что произошло? Витал в облаках – опустился на землю. Увидел голую правду – задумался о смысле жизни и отказался от всего. МОЖЕТ ГЕРОЙ отдельно любить только Вареньку? Итак, что же говорит нам и писатель, и повествователь о проблеме совершенствования мира и человека. Анализ ситуации нравственного выбора 1. Истинное счастье человека заключается в следующем: нельзя любить просто одного человека, нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком, чувствовать свою причастность ко всему. 2. Принимать зло или нет – перед таким выбором оказывается герой и видит выход в единственно возможном для него решении – самоустранении от зла. Герой рассуждает: «Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле» И Иван Васильевич сознательно выстраивает свой жизненный путь, пролагая его мимо зла, не участвуя в нем и как бы доказывая всей своей жизнью тезис о возможности и первостепенности личного, внутреннего самосовершенствования. В этом и позиция самого Толстого. Что важно подчеркнуть уже сейчас. Почему у героя возникла потребность переосмыслить линию своего поведения? (потребность возникает чаще в момент сложных нравственных коллизий; когда человек оказывается свидетелем социального конфликта. И.В. переживает сложный процесс духовного потрясения: на смену нахлынувшим чувствам приходят раздумья, стремление разобраться в увиденном, определить свое отношение к нему; герой ощутил сопричастность к творимому злодеянию). Что вас волнует на данный момент в этом рассказе больше всего? Почему? Над чем заставил задуматься рассказ?
- Взгляды Толстого, его отношение к изображаемому значительно шире прогрессивного понимания этих же проблем его героем, а позиция – активней.
- Заставить остро ощутить меру ответственности человека за происходящее в мире, понять, что уход от решения жизненных проблем будет только укреплять зло в мире.
- Среда влияет на человека, но её влияние не безгранично. И сильная, убежденная в своих жизненных идеалах личность может противопоставить себя пагубному влиянию среды. Но процесс этот сложный. Он требует от человека не только понимания своего места в жизни, но и часто и противопоставляет себя близким по духу людям.
- В жизни часто приходится выходить за пределы собственных интересов, подчиняя их общим. Ответственность за нравственный выбор лежит на самом человеке!
- Домашнее задание.
(СОКРАТ)
ПЛАН | МАТЕРИАЛЫ К СОЧИНЕНИЮ |
Проблема, поставленная в произведении | |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Кому адресовано произведение? Современна ли поднимаемая проблема? На каком жизненном материале построен рассказ? |
Позиция автора рассказа. Почему говорит от имени героя – рассказчика? Как доказывает свою мысль? | |
Ваша позиция | Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю… |
Аргументы из других литературных произведений | |
Аргументы из жизни | |
Напиши заключение | Опять вернись к проблеме и назови её, сделай вывод в 1–2 предложениях. |