Ответственное поведение (беседа-занятие №7, 10 класс) | Обучение и развитие детей

Ответственное поведение (беседа-занятие №7, 10 класс)

На главную Просвещение школьников Беседы с детьми и подростками Ответственное поведение (беседа-занятие №7, 10 класс)
Ответственное поведение (беседа-занятие №7, 10 класс)
Просвещение школьников — Беседы с детьми и подростками
ЗАНЯТИЕ 7.

Тема: «Ответственное поведение» (практикум)

Цель занятия: сформировать навыки ответственного поведения в ситуациях предполагаемого сексуального контакта.

Учащимся предлагается небольшой тест, который поможет им определить, насколько у них развито чувство ответственности. Наличие этого качества позволяет выбрать правильный вариант поведения в ситуациях «риска» (предполагаемого сексуального контакта).

На приведенные утверждения есть три варианта ответов: да, согласен – 3 балла; сомневаюсь – 2 балла; нет, не согласен – 1 балл.

  • Я поддерживаю свое здоровье (например, не употребляю наркотики).
  • Я знаю, как распространяется ВИЧ/БППП и как защитить себя от них.
  • Я не буду иметь половых контактов на этом этапе моей жизни.
  • Я никогда не буду пользоваться иглами для введения наркотиков, которыми пользовались другие.
  • Когда я решу вступить в половой контакт, я буду пользоваться презервативом.
  • Когда я начну вести половую жизнь, у меня будет только один партнер.
  • Я бы рассказал родителям, если бы я был заражен ВИЧ или БППП.
  • Я не буду пользоваться нестерильными инструментами для прокалывания ушей, нанесения татуировок бритья и т.д.
  • Если у меня появится мысль об инфицировании ВИН я пойду в поликлинику и попрошу провести тестирование
  • Я хорошо подумаю, иметь ли ребенка, если я и мой партнер имеем ВИЧ.
  • Если школьный друг (подруга) или сосед(ка) были бы ВИЧ-инфицированы или больны СПИДом, я сохранил бы дружбу с ним (ней).
  • Я обращусь за помощью, если мне покажется, что я болен венерической болезнью или ВИЧ-инфицирован. Баллы суммируются.
Показатели ответственности:

33–36 – очень ответственный;

30–32 – ответственный;

27–29 – немного ответственный;

24–26 – не очень ответственный;

12–23 – вы рискуете, вам следует снова обдумать все утверждения.

Ознакомьте учащихся с причинами, по которым мсжно отложить половой контакт (т.е. сказать «нет») до: 1) более ответственных отношений, проявления настоящей любви; 2) более старшего возраста; 3) серьезных отношений с одним человеком; 4) замужества.

Отберите 4 причины, по которым молодые люди обычно воздерживаются от полового контакта либо откладывают его на более позднее время.

 

  • Боязнь беременности:
    • нет такого способа, который был бы на 100% эффективным.
  • Боязнь БППП:
    • ВИЧ и другие БППП передаются при половом контакте.
  • Семейные традиции:
    • родители предполагает в наших отношениях отсутствие половых контактов.
  • Боязнь насилия:
    • возможность принудительного вступления в половой контакт.
  • Дружба:
    • необходимо время для развития дружеских отношений.
  • Вы или партнер пьяны:
    • алкоголь может привести к плохим решениям и последствиям.
  • Религиозные ценности:
    • мои религиозные убеждения не позволяют вступать в половой контакт до или вне брака.
  • Возраст:
    • мы слишком молоды и еще не готовы к серьезным отношениям.
  • Не подходящий по характеру и другим качествам человек:
    • потребность в наличии взаимной любви.
  • Уверенность в партнере:
    • необходимо подождать до свадьбы.
Учащимся можно предложить обсудить другие пути для выражения любви  кроме полового контакта (ухаживания, готовность на поступок, забота, сочувствие и сопереживание в трудных ситуациях, взаимная поддержка, жертвенность, конкретная помощь, совместное проведение досуга, совместные дела и увлечения, комплименты, ласки, поцелуи и др.).

Если ученые правы относительно того, что для девушек моменты чистой физиологии играют весьма несущественную роль, важно понять, что же побуждает их идти на сексуальные контакты. Несколько первых ответов на этот вопрос мы уже знаем: это чувство любви, жалость к партнеру, насилие со стороны партнера, любопытство. Но на самом деле круг мотивов гораздо более широк. Давайте рассмотрим их.

  • Желание избавиться от одиночества или добиться большей популярности, какую имеют девушки, идущие на половые контакты с ребятами. Конечно, не всегда эта осознается. Девушка может считать, что любит парня, что очарована им.
  • Желание продемонстрировать свою независимость от родителей, досадить им или отомстить. К сожалению, такой мотив тоже существует. Иногда родители необоснованно подозревают девушку в несуществующих половых связях, оскорбляют ее, и она идет на половые контакты, бросая и я вызов: раз вы считаете, что я плохая, я такой и буду – назло вам. Другой вариант, когда ребята этого же добиваются просто насмешками: вот, мол, боится родителей, слушается папеньку с маменькой…
  • Желание добиться внимания к себе со стороны родителей. Это сигнал о неблагополучии отношений в семье.
  • Желание удержать парня, непонимание того, что только на физиологических связях не построишь человеческих отношений.
  • Желание быть «как все». Мы уже говорили, что в этой возрасте все друг друга «надувают». Но дело даже не в этом. Вы ведь помните о том, как по-разному все девушки и все ребята созревают? Здесь «насиловать» себя и идти на отношения, к которым не лежит ни душа, ни тело, просто глупо я вредно. Это все равно что есть, когда есть не хочется. В результате – торможение собственных настоящих любовных и сексуальных чувств и эмоций.
Из всех перечисленных мотивов давление сверстников – вещь самая сложная, самая труднопреодолимая. Мало у кого хватает самоуважения сказать: что поделаешь, я не могу изменять себе и своим принципам… Так хочется не отличаться, чтобы любили и уважали. Но на самом деле настоящее уважение вызывает как раз не то, что ты «как все», а именно то, что ты ведешь себя в соответствии со своими принципами.

  • Потребность в превосходстве над другими, когда можно сказать: «Вот у меня есть такой мальчик, которого ни у кого больше нет».
Помимо осмысления названных мотивов девушкам неплохо бы помнить о том, что соблазнители, как правило, используют довольно банальные приемы:

  • Клятвы и обещания (используется все, вплоть до обещания жениться, знакомства с родителями, иногда даже заказ машины, банкета).
  • Использование слова «любовь»: парень склоняет девушку к близости, говоря ей: «Докажи мне свою любовь, это поможет нашей любви усилится, расцвести» и т.д. Любовь не требует доказательств физической близостью.
  • Парень убеждает, что необходимо проверить друг друга на сексуальную совместимость. Добившись близости, парень исчезает.
  • Апелляция к жалости: «Пожалей меня, тебе все равно, а мне будет хорошо, я перестану мучиться от сексуальной неудовлетворенности».
  • Угроза: «Не отдашься, я найду себе другую». Партнер угрожает девушке бросить ее и найти другую, не такую «недотрогу». Боясь его потерять, девушка уступает его домогательствам. Любовь, которую нужно доказывать половой близостью, следует воспринимать как оскорбление и жалеть о потер» такого «возлюбленного» не стоит. Если он оставляет ее теперь (молодую, здоровую, привлекательную), то наверняка бросит в беде в дальнейшем.
  • Подкуп. Девушке преподносят дорогие подарки, устраивают загородные поездки, угощения с вином в ресторане с тем, чтобы она почувствовала себя в долгу.
  • Воздействие алкоголем, наркотиками. Алкоголь и наркотики снижают самоконтроль, ослабляют моральные тормоза, сопротивляемость и критичность мышления. Девушку сознательно спаивают, доводят до наркотического состояния, чтобы вступить с ней в интимную связь.
  • Игра на самолюбии: «Если ты на это не идешь, значит, ты не такая, кап все, несовременная, ненормальная».
Давайте теперь попытаемся сделать выводы из уже известных данных. Любовь в высоком ее значении – это высокая форма отношений человека к человеку, которая предполагает предельную избирательность. Только этот человек и никто другой – такова формула любви. Для полового инстинкта такая избирательность нехарактерна: нравится особь другою пола, вызывает половое влечение – можно действовать. Понятно, что за трагедия произойдет, если встречаются девушка, ожидающая любви и любящая парня, и парень, который слово «любовь» произносит с кривой усмешкой. «Сегодня одна, завтра другая» – это формула инстинктивной потребности, возможно, позолоченной рассуждениями о необходимости широкого опыта, о современной «свободной любви».

Впрочем не так уж много людей могут сразу распознать свои чувства, понять чувства другого человека. Поэтому, видимо, было бы целесообразно и мудро придерживаться одного простого правила: раньше времени не называть отношения любовью и до поры до времени не заводить ребенка, вообще не беременеть. Даже в животном мире большинство самок какое-то время проверяют самцов на «серьезность намерений», «здоровье», «полноценность» и не спешат «попасть в объятия». В жизни нам часто не достает именно такого осторожного подхода.

Молодые люди тоже могут попасть в «любовную ловушку». Девушка или опытная женщина может принудить юношу к регистрации брака, прибегнув к воздействию общественного мнения, к угрозам. Требовать выкуп за прерывание «ложной» беременности, инсценировать попытку изнасилования, призвать на помощь «крутых» ребят, шантажировать. Родить ребенка вне брака, родить или зачать нежеланного ребенка до брака, принять решение о браке с другим, «играть» на чувствах ревности со стороны юноши.

Следует отметить, что добрачная беременность чревата последствиями для будущего ребенка. Замужняя женщина ожидает ребенка с радостью. И эта радость способствует его нормальному внутриутробному развитию. Зачатие в добрачный период, когда женщина не уверена в серьезности намерений возлюбленного, вызывает у нее тяжелые неприятные переживания. Подавленное эмоциональное состояние отрицательно влияет на развитие психики плода, особенно в первые четыре месяца беременности матери. В связи с этим повышается вероятность появления на свет ребенка-психопата. У детей-психопатов наблюдаются нарушения в развитии характера, которые выражаются в повышенной раздражительности, агрессивности, внушаемости, подозрительности и других отклонениях.

Источник: «Безопасное и ответственное поведение» Под общей редакцией доцента А.Н.Сизанова