Открытый урок по формированию УУД | Обучение и развитие детей

Открытый урок по формированию УУД

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Журавлева Татьяна Анатольевна
Цель урока: создать условия для ознакомления с временными отношениями. Задачи урока:

Образовательная
  • рассмотреть временные отношения «раньше», «позже»;
  • ввести понятия «раньше», «позже»;
  • формирование УУД: коммуникативных умений (формирование умений ориентироваться в парной, групповой, коллективной  работе по условным обозначениям учебника;
Развивающая
  • развитие математической речи (развернутые ответы на основе опорных слов из формулировок вопросов учителя)
  • развитие внимания, мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение;
  • развитие кругозора.
Воспитательная
  • прививать интерес к предмету, учебному материалу.
  • организация игры
  Технология- системно-деятельностный подход  УМК «Перспективная начальная школа».   Методы и приемы организации деятельности: — поисковый — репродуктивный — наглядный (ИКТ) — игровой (игровая ситуация: игра «Кто раньше займет гнездо») — словесный (чтение пословицы, текст учебника — беседа по иллюстрациям учебника — организация самостоятельной, парной и групповой работы; — оказание индивидуальной помощи уч-ся, испытывающим трудности при самостоятельной работе.   Оборудование: учителю — компьютер, экран, проектор, учебник «Математика» I часть, сквозные герои (фото Маши  и Миши) ,3 смайлика ,цифры 1, 2, 3 , 4 Учебные пособия для ученика: учебник «Математика» I часть, простой карандаш, «лучики»
1. Организационный момент, включающий:

•   постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

внешняя и внутренняя  психологическая готовность учащихся к уроку

•   определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

— формирование положительного эмоционального фона, обеспечение комфортности,

внешняя и внутренняя  психологическая готовность учащихся к уроку

•   описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных  особенностей класса, с которым работает педагог)

— организация внимания и внутренней готовности

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Дети приветствуют гостей.

 

  Физминутка,  смотрят на экран, где появляются картинки «солнышко», «птички», «дети»,затем повернулись друг к другу и обменялись рукопожатием.

 

 

Ответы детей: веселые, активные, успешные, жизнерадостные

Физминутка  (слайд 1)

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птичками поём.

С добрым утром! С ясным днём!

Вот так дружно мы живем!

 

-Улыбнитесь друг другу.

-Садитесь.

-Вы дружные ребята, а ещё какие вы?

-Давайте пожелаем друг другу успеха на уроке

 

 

 

2. Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению нового материала, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  • определение учащимся темы урока
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
-организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся,

 

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
— реподуктивный

 -игровой метод

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  • познавательные мотивы (ориентация на овладение знаниями). игра
Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

 

 

Дети ставят числа по порядку и с помощью стрелок (показ на доске учеником)

 

 

 

 

 

 

 

 

Говорят хором слова

 

 

 

 

 

раньше—это то, что было сначала,

позже —это то, что стало потом.

 

— С каким числом познакомились на прошлом уроке?

На доске 2,4,3,1:

—  Посмотрите на доску. Что нужно, чтобы числа стояли по порядку? (правило перестановки)

-А как по другому не переставляя? (с помощью стрелок)

-В каком случае нам нужны стрелки?

На экране: Маша и Миша

— Это кто? (брат и сестра)

-Предлагают вам поиграть в игру:

Игра «Скажи наоборот»

(слайд 2: появляются слова)

-Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова с противоположным значением

Слайд

Вправо – влево

Над— под

Вверх – вниз

Следующий — предшествующий Сначала –потом

Раньше – позже

 

— Что это значит – «раньше», «позже»

Вывод:

Событие, которое произошло раньше, —это то, что было сначала, а которое произошло позже, —это то, что стало потом.

     

 

 

 

 

 

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • понять полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений
  • понимание учащимися практической значимости изучаемого материала
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях
  • научить устанавливать временную последовательность совершения событий
  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • репродуктивный метод
  • поисковый метод
  • иллюстративно-объяснительный метод
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
 -работа в парах

— коллективная форма работы

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;
Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

 

 

 

 

 

-Раньше и позже

 

 

-Маша родилась раньше, она уже ходит в 1 класс

 

 

 

Работа с учебником стр. 54

ученик читает задание

— Синяя

 

 

-Красная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

Одна пара выходит и рассказывает

 Слайд 3-Кто прочитает пословицу?

— Как вы понимаете эту пословицу:

 

Кто раньше встаёт, тот всё застаёт.

Кто позже пришел – ни с чем ушел.

 

Какая тема урока?

 

 

— Кто раньше родился, Миша или Маша? Почему?

— Что вы делаете раньше: закрываете или открываете учебник?

-Что поможет нам быстро найти тему урока в учебнике? (содержание)

Работа с учебником стр.54

Посмотрите на  условные обозначения

-Какие задания мы будем выполнять совместно с соседом по парте, а какие – всем классом (дети могут назвать номер задания) на стр. 54

Задание 1

-Рассмотрите картинки. Кто может сказать, что было раньше, а что позже

 

Задание 2 (1 рисунок)

Работа в парах

-Кто прочитает 2-ое задание?

— Рассмотрите рисунок горящей свечи.

— Стрелка какого цвета указывает на то, что было раньше с этой свечой?

— А какого цвета – на то, что будет позже?

 

Задание 2 (2 рисунок)

— Рассмотрите правый рисунок , который мы назовем «Заяц и морковка». Ориентируясь на цвет стрелки, догадайтесь, какой рисунок должен быть в той жёлтой рамке, на которую указывает синяя стрелка?

— А на какую указывает красная стрелка?

— Выполните рисунки в жёлтых рамках карандашом.

-Какая пара  готова?

 

Кто согласен, покажите синюю фишку

Кто не согласен – красную фишку

 

Динамический момент

Игра «Кто раньше займет гнездо?

(под музыку) Стоит стул. Выходят только девочки, встают вокруг стула  и бегают под музыку .

Музыка останавливается. Надо успеть занять «гнездо».

— Кто раньше сел в «гнездо»? (повторяется  с мальчиками)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунки слева и справа от горящей свечи иллюстрируют более раннее событие  и более позднее событие

 

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

•   постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

— устанавливать временную последовательность событий

-нахождение более полных и правильных ответов

•   определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

закрепление понятий «раньше» и «позже»,

— проверка  качества усвоения материала  и способности использовать полученные знания в жизни

•   описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

-репродуктивный метод

-контроль и самоконтроль

— групповая форма работа

• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

1 уровень(распознавание, запоминание, понимание)

2 уровень (применение знаний)

 3 уровень (перенос знаний в жизненную ситуацию)

• Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Дети, рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы, думают, рассуждают.

Работа в группах (дети составляют рассказ по рисункам, называя при этом  последовательность событий

 

Например :Весной маленькая птичка снесла четыре яйца и стала их высиживать. Сначала вылупился один птенец,  затем… Птичка принесла  в клювике птенцам червячка»

 

Дети в учебнике проводят стрелочки

Задание 3 (Слайд 5)на экране картинка из учебника)

— Рассмотрите четыре рисунка в задании. Они иллюстрируют радостное событие в жизни птиц – появление на свет птенцов. Но последовательность событий в рисунках нарушена.

Работа в группах

— ваша задача

–в группе найти ошибки художника,

— простым карандашом с помощью стрелочек  показать правильную последовательность событий.

— составьте  рассказ о жизни птиц, начиная с того, что произошло раньше всего.

 

-Проверим задание:

Слайд

У  какой группы такая же последовательность событий.

Учащимся предлагается установить временную последовательность совершения уже четырех событий, причем ни одно из них пока еще не имеет определенного места в этой последовательности.

 

 

 

 

 

Проверка (слайд)

 

5. Итог урока, включающий:

•   постановку целей для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

-осознание учениками значимости полученных результатов

•   определение целей, которые хочет достичь учитель

— провести рефлексию, проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

— Мы познакомились с понятиями «раньше» и «позже».

 Рефлексия

На доске  прикрепляют  лучики к смайликам, которые выбрали.

 

— С какими понятиями мы познакомились на уроке?

Рефлексия

-Кто уверен в себе, что научился определять, когда «раньше», а когда «позже»

 тот пойдет к доске и прикрепит «лучик» к смайлику, который улыбается.

 -Кто сомневается? Прикрепите «лучик» ко второму смайлику.

-Кто затрудняется? Прикрепите «лучик» к третьему смайлику

(по рядам)

— Нам нужны такие знания?