Организация работы с несовершеннолетними находящимися в социально опасном положении и несовершеннолетними признанными нуждающимися в государственной защите | Обучение и развитие детей

Организация работы с несовершеннолетними находящимися в социально опасном положении и несовершеннолетними признанными нуждающимися в государственной защите

На главную Педагогически трудные дети Работа с "трудными детьми" Организация работы с несовершеннолетними находящимися в социально опасном положении и несовершеннолетними признанными нуждающимися в государственной защите
Организация работы с несовершеннолетними находящимися в социально опасном положении и несовершеннолетними признанными нуждающимися в государственной защите
Педагогически трудные дети — Работа с "трудными детьми"
Индекс материала
Организация работы с несовершеннолетними находящимися в социально опасном положении и несовершеннолетними признанными нуждающимися в государственной защите
Организационное обеспечение планирования работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и признанными нуждающимися в государственной защите
Приложения
Все страницы
Страница 1 из 3Организация работы с несовершеннолетними находящимися в социально опасном положении и несовершеннолетними признанными нуждающимися в государственной защите.

Заместитель директора ГУ «Солигорский РСПЦ» Жанна Николаевна Зубрицкая

Педагог социальный ГУ «Солигорский РСПЦ» Марина Дмитриевна Кравец

Солигорск – 2008

Содержание:

oГлава 1. Организация работы специалистов СППС учреждений образования с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их родителями

oГлава 2. Организационное обеспечение планирования работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и признанными нуждающимися в государственной защите

oПриложение

 

Глава 1. Организация работы специалистов СППС учреждений образования с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их родителями

Организация работы по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего в учреждениях образования может строиться на основе краткосрочных моделей работы с семьёй: кризисной и проблемно-ориентированной, так как долгосрочные модели работы требуют большого количества специалистов (для сравнения: за рубежом на одного специалиста приходится 5-6 семей), много времени и сил (приложение1).

1.1. Кризисная модель взаимодействия с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их родителями

Кризисная модель обусловлена наличием в жизни человека ситуаций, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и когда он не может справиться с ситуацией при помощи привычных средств. Выделяются два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле и травмирующими событиями в жизни. Хоть кризисная ситуация сама по себе, не является ни болезнью, ни патологией и отражает реальную борьбу человека с текущей кризисной ситуации ей, она может оказаться связанной с ранее не разрешёнными или частично разрешёнными конфликтами, порождая в результате неадекватную реакцию. Именно такие люди нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период в жизни человека, но и как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной. Хотя всё вышесказанное относилось к отдельным людям, но кризисная модель применима и к работе с семьями, так как большинство кризисных ситуаций происходит в семье. В случаях, когда семья находится в «коллективном кризисе», из-за нарушения исполнения своей роли одним из членов семьи или, когда поведение одного из членов семьи является травмирующим событием, нарушающем нормальное течение семейной жизни (примерами таких ситуаций могут служить: уход одного родителя из семьи, лишение свободы одного из членов семьи, появление новых членов семьи (ребёнка, новых супругов), принадлежность родителей к деструктивным религиозным сектам, потеря работы родителями, невыносимая нравственная атмосфера в семье из-за болезни одного из родителей и др.), вмешательство должно быть быстрым и основываться на правильной оценке масштабов дезадаптации, а так же имеющихся средствах её преодоления. Используются при этом как внутренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи (приложение 2). Усилия специалистов при этом должны быть направлены на оказание эмоциональной поддержки членам семьи, на улучшение общения между членами семьи, на мобилизацию сил семьи для преодоления кризисной ситуации, на поиске адекватных способов выхода из кризисной ситуации. Помощь в данной ситуации должна быть комплексной и широкой по охвату проблем и лиц в ней задействованных. К оказанию помощи семье в кризисной ситуации могут быть привлечены неформальные группы поддержки и специализированные учреждения (социально-педагогические центры, социальные службы, медицинские и др.)



1.2. Проблемно-ориентированная модель взаимодействия с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их родителями

Проблемно-ориентированная модель работы с семьёй направлена на решение определённых практических задач. Работа с конкретной семьёй необходима, если есть проблема, связанная с нарушениями формирования нравственного климата семьи, ценностных ориентаций членов семьи, низкой педагогической и бытовой культуры родителей. Всё это приводит к появлению особенностей в воспитании детей в семье. К таким проблемам относятся: уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по отношению к детям или ненадлежащее их выполнение, когда воспитание носит деструктивный антиобщественный характер, когда к ребёнку систематически применяются антипедагогические меры воздействия и др. Согласно этой модели работы с семьёй, внимание сосредотачивается на сложившейся проблемной ситуации в семье и на консолидации усилий всех ресурсов, как внутренних, так и внешних, на поиске адекватных путей выхода из неё. К методам проблемно ориентированной модели можно отнести: социальный патронат семьи, составление плана по защите прав несовершеннолетнего, формирование механизмов межведомственного взаимодействия по выведению семьи из социально опасного положения, проведение психолого-педагогических консилиумов, составление карты сети контактов. Технология проведения психолого-педагогического консилиума, как и методика «Карта сети контактов», появилась в нашем районе благодаря шведским специалистам, которые познакомили с ней на курсах некоторых наших педагогов социальных и педагогов–психологов. При использовании проблемно-ориентированной модели взаимодействия с родителями учащихся, оказавшихся в социально опасном положении (приложение 3), работа специалистов СППС учреждений образования должна строиться поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребёнка в конкретной семье.

Затем, проводится социальное расследование (с целью выявления внутренних ресурсов семьи используется карта сети контактов), которое заканчивается обобщением полученных данных и проведением консилиума. После проведения психолого-педагогического консилиума, но не позже трёх недель с момента получения информации о семейном неблагополучии, проводится заседание педагогического совета или совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования, на котором согласно Инструкции несовершеннолетние признаются находящимися в социально опасном положении. Кроме того, на заседании педагогического совета или совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования принимается окончательный вариант индивидуального плана помощи несовершеннолетнему по устранению причин и условий социально опасного положения несовершеннолетних, который согласовывается с представителями заинтересованных учреждений, организаций, ведомств, присутствующими на заседании. Родители должны быть ознакомлены с планом и согласны с поставленными условиями.

На данном заседании составляется так же план по защите прав несовершеннолетнего, в котором подробно прописывается всё, что должна сделать каждая из сторон за время реализации плана помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении. Далее следует проведение плановых консилиумов, с целью анализа изменений, произошедших в семье на каждом этапе реабилитации, и, при необходимости, корректировки плана помощи. Затем, проводится итоговый консилиум, на котором рассматриваются результаты выполнения плана помощи несовершеннолетнему и, на последующем за ним, заседании педагогического совета или совета по профилактике безнадзорности и правонарушений решается вопрос об отмене решения о признании несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении, либо о необходимости оформления документов для признания ребёнка нуждающимся в государственной защите прав и законных интересов.

1.3. Определение понятия «консилиум». Задачи, принципы и функции консилиума

Психолого-педагогический консилиум может рассматривать широкий круг проблем, связанных с условиями жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье, проблем в обучении ребёнка, отклонений в его поведении, деятельности, общении и многое другое.

Консилиум – это систематически действующий, с непостоянным составом участников, коллегиальный орган, предназначенный для принятия обоснованных решений по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение для несовершеннолетнего, наделенный правом рекомендовать и контролировать, а так же предусматривающий взаимодействие всех заинтересованных лиц. Консилиум может рассматриваться как самостоятельная форма коллективной мыследеятельности со специфическим кругом диагностико-воспитательных задач.

Цель консилиума – получение актуальной информации о семье, координация действий участников контактной сети и организация взаимодействия учреждения образования, социально-педагогического центра и других организаций и ведомств по устранению причин, сложившейся ситуации.

В задачи консилиума входит:

1.Выявление характера и причин сложившейся ситуации.

2.Разработка плана помощи несовершеннолетнему.

3.Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.

Принципы организации работы консилиума: уважение к личности и опора на положительное, «не навреди», интеграция психологического и методического знания, т. е. максимальная педагогизация диагностики.

Можно выделить следующие функции консилиума:

1.Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, потенциальных возможностей родителей и ресурсов семьи, распознавании характера причин социально опасного положения несовершеннолетнего, отклонений в его поведении, деятельности и общении.

2.Воспитательная функция консилиума включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям и т. д. По характеру эти меры могут носить контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер.

3.Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребенка попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия. Смысл семейной реабилитации состоит в повышении статуса и ценности ребенка как члена семьи. Сущность школьной реабилитации состоит в разрушении образа, сложившегося у педагогов и сверстников, преодолении социальной дезадаптации и психологической незащищенности.

Состав консилиума формируется с учетом его цели:

— участники: администрация учреждения, психолог, педагог социальный, классный руководитель, представители ПНД, детской поликлиники, ЖКХ, СОМов, воспитатели общежитий, педагоги, члены родительского комитета, инспектор ИДН, заинтересованные лица со стороны семьи (родственники, друзья, соседи и др.);

— координатор: специалист СПЦ или педагог социальный, педагог-психолог (тот специалист, который проводил социальное расследование и знает хорошо сложившуюся ситуацию);

— группа отражения: квалифицированные специалисты из числа педагогов социальных, педагогов-психологов.

— на заседание консилиума приглашаются родители (далее клиент), необходимость присутствия ребёнка определяют родители.

Способы подготовки заседания консилиума зависят от социальной ситуации развития каждой семьи индивидуально: социальное расследование, составление карты сети контактов ребёнка и семьи, диагностический мозговой штурм и др., предварительное собеседование с участниками консилиума, с целью подготовки их к консилиуму (необходимо объяснить, что такое консилиум, с какой целью он будет проводиться, кто на нём будет присутствовать).

Правила ведения заседания консилиума:

1. Порядок выступления определяет координатор.

2.Участники не имеют права вести диалог, только координатор имеет право задавать вопросы всем присутствующим на консилиуме или переадресовывать их.

3. Все участники консилиума высказывают свою точку зрения на сложившуюся ситуацию, только по разрешению координатора.

4. Представители группы отражения не взаимодействуют с участниками консилиума до тех пор, пока им не будет предоставлена возможность дать экспертную оценку ситуации, сложившейся в семье.

5.Активное слушание всех присутствующих на консилиуме.

6. Безоценочное отношение к клиенту .

7. Использование при проведении консилиума клиентцентрированного подхода (позитивное представление о клиенте).

Процедурная схема заседания консилиума:

-первый этап консилиума: вначале, необходимо настроить всех присутствующих на то, что консилиум проводится не с целью наказать кого-то или высказать своё порицание, а с целью поиска путей решения сложившейся проблемы в семье. Далее следует представление участников консилиума, заслушивание информации специалиста, который вёл социальное расследование ситуации, сложившейся в семье;

-определение проблемы клиента: слово предоставляется родителям. Характер беседы с родителями на этом этапе проводиться в форме управляемого или неуправляемого интервью, клиент сам определяет проблему на языке трудностей. Координатор может помочь прояснить её клиенту, обозначив как реальную. Начинать разговор с родителями лучше всего с вопросов: «Любите ли вы своих детей?» и «Хотите ли вы сами воспитывать и растить своих детей?»;

— структурирование проблемы клиента: локус проблемы глазами участников консилиума, каждый участник сам высказывает свою точку зрения;

— экспертная оценка ситуации группой отражения: при этом отдельно выделяются все положительные ресурсы семьи (например: семья полная, имеется отдельная квартира, дети посещают учреждение образования, у семьи есть родственники, которые могут оказать помощь родителям и др.) и все отрицательные факты, имеющиеся у семьи на момент проведения консилиума (например: алкоголизм родителей, низкий бытовой уровень семьи, мама не работает 5 лети т.д.), далее следует предложение специалистами группы отражения конкретных мер по выходу из сложившейся ситуации (например: посещение ПНД, посещение занятий у педагога-психолога и др.);

— принятие решения и действия: на данном этапе происходит обсуждение предложенных мер по коррекции семейной ситуации. Клиент, выслушав всё сказанное, должен найти оптимальное для себя решение выхода из сложившейся ситуации, приняв его как собственное.

— на последнем этапе консилиума клиенту предлагается конкретный план действий, подписывается протокол консилиума и план помощи несовершеннолетнему. Кроме того, для отслеживания выполнения плана помощи несовершеннолетнему и его коррекции при необходимости, целесообразно назначить дату проведения следующего консилиума.

Документация консилиума включает в себя: протоколы проведённых заседаний консилиума.

Виды консилиумов в зависимости от цели:

Первичные — проводятся при начале работы с семьёй или несовершеннолетним. Его цель – определение потенциальных возможностей родителей и ресурсов семьи, распознавание характера причин социально опасного положения несовершеннолетнего, отклонений в его поведении, деятельности и общении.

Плановые (вторичные, промежуточные и др.) – рекомендуется проводить не реже одного раза в 3 месяца. Его цель-отслеживание динамики изменений в семье, результативности выполнения плана помощи несовершеннолетнему и его корректировки при необходимости.

Срочные – проводятся по просьбе педагога или любого из специалистов, если в семье возникла реальная угроза жизни или здоровью несовершеннолетнего.

Заключительный или итоговый – проводится в связи с завершением выполнения плана помощи несовершеннолетнему. Цель – оценка изменений, произошедших в семье и определение направлений последующей работы с несовершеннолетним и его родителями.

Выездной – проводиться в случае отсутствия специалистов СППС в учреждении образования, специалистами ГУ «Солигорский РСПЦ» по месту обучения несовершеннолетнего, по запросу администрации учреждения или КДН сельского Совета.

 



Предыдущая — Следующая >>