Отклоняющееся сексуальное поведение | Обучение и развитие детей

Отклоняющееся сексуальное поведение

На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика ранних половых связей Отклоняющееся сексуальное поведение
Отклоняющееся сексуальное поведение
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика ранних половых связей
Под отклоняющимся сексуальным поведением обычно понимается половое поведение человека, отличающееся от общепризнанной нормы. Но критерии этой нормы включают в себя целый ряд понятий и категорий (см. главу 7), позволяющих под различным углом рассматривать, казалось бы, факты бесспорной нормы или явной патологии. В сексологии под отклоняющимся сексуальным поведением (называемым также сексуальной девиацией, половой аберрацией или расстройством сексуального предпочтения) понимают сексуальное поведение, отклоняющееся от норм, общепринятых в рамках данной этнической культуры.

Польский сексолог К. Имелинский считает, что в понятие «девиации» входят как парафилии (половые извращения), так и другие сексуальные отклонения, которые не являются патологическими в медицинском понимании. Иными словами, все парафилии являются девиацией, но далеко не все девиации сексуального поведения должны быть отнесены к сексуальным извращениям.

Определяющим является степень выраженности конкретного отклонения в фантазиях и поступках человека. Различают следующие отклонения сексуального поведения.

Девиантные элементы— легкие отклонения от нормального полового влечения, исполняющие роль дополнительных возбуждающих стимулов, усиливающих половое возбуждение, свойственные нормальной сексуальности и не относящиеся к патологии.

Девиантные (парафилические) тенденции — мысли и фантазии об отклоняющемся от общепризнанной нормы сексуальном поведении индивида, которые по различным причинам не реализуются.

Парафилии истинные (сексуальные извращения)- болезненные нарушения направленности полового влечения и форм его реализации, полностью или частично вытесняющие и замещающие нормальную половую жизнь. Парафилии требуют для своей реализации использование необычного или социально неприемлемого сексуального стимула, способствующего появлению и поддержанию у индивида сексуально-эротического возбуждения и облегчающего достижение оргазма и удовлетворенности.

Исходя из вышесказанного, абсолютной нормой следовало бы признать лишь единственный вариант – сексуальное влечение половозрелого мужчины к половозрелой женщине, а наши личные предпочтения к росту, внешнему виду, личностным особенностям и т.п. партнера нужно признать как девиантные элементы. А в животном мире, следовательно, вообще не может быть сексуальных отклонений, т.к. доминирующий самец покрывает всех самок, готовых к спариванию.

Фетишизм (идолизм) — расстройство сексуального предпочтения с импульсивными сексуальными влечениями и поступками, где главным источником сексуальной стимуляции и разрядки являются неживой предмет, действие или фантазия (фетиш), символизирующие объект любви.

Высказываются предположения, что многие фетиши могут формироваться импринтингом (мгновенной и устойчивой фиксации в памяти) в критические периоды психосексуального развития индивида. Термин был введен в 1887 г. Бинетом.

По всей вероятности, фетиш у девианта способен полностью заменить естественную потребность половозрелого человека в общении с другой личностью. Фетишем является зримый предмет, лишенный духовного содержания, а это духовное содержание наполняется фантазиями девианта, зачастую без учета реальной обстановки и чувств партнера. По-видимому, полная свобода действий с фетишем, не требующим самого трудного для девианта — затрат психической и физической энергии по настрою второго партнера на интимную волну, и является для него наиболее привлекательным моментом, позволяя полностью отдаться миру фантазий и иллюзий. Не удивительно, что личность партнера не играет для фетишиста особой роли.

Для многих мужчин какие-то части тела женщины (грудь, ноги, ягодицы и т.д.) либо предмет женского туалета могут играть роль стимулятора полового чувства, а воспоминания о них могут сопровождаться мастурбацией и оргазмом (мастурбация в данном случае носит заместительный, а не болезненный характер). Здесь образ сексуального стимула неразрывно связан с личностью конкретной женщины, ее поведением и не воспринимается в отрыве от нее. При фетишизме же этот образ бездуховен. Он не имеет конкретного обладателя, а существует как бы сам по себе, отдельно. Поэтому становятся возможными различного рода сексуальные действия, в том числе и половой акт, с любой женщиной, которая обладает определенным фетишем, без учета ее личностных качеств, возраста, внешности, темперамента и духовного родства.

В то же время элементы фетишизма сопровождают как нормальную, так и патологическую сексуальность.

Фетиш помогает усилить яркость фантазий и мечтаний, сделать их предметными и осязаемыми, добиться максимального полового возбуждения.

Преодоление трудностей в приобретении фетиша (например, кража) уже доставляет определенное наслаждение. Половое удовлетворение достигается не просто получением желанного предмета, а путем его обоняния, осязания, прикладывания к половым органам, «укладывания» в посте ль в сочетании с мастурбацией. «Бельевой» фетишизм нередко сопровождается переодеванием в белье лиц противоположного пола, что составляет суть фетишистского трансвестизмакак одного из вариантов фетишизма. Фетишисты чаще крадут белье с веревок во время его сушки, на пляжах и в других местах и лишь иногда покупают в магазинах.

У каждого фетишиста имеются свои предпочтения. Вообще разновидностей фетишизма великое множество. Фетишизм отдельных частей тела включает фетиш носа, рук, груди, ног, ягодиц, полной или худой фигуры, изуродованных ног или лица, косоглазия и длинных волос, бритого лобка и волос на лобке и т. д. Фетишизм одежды представлен всем гардеробом современной женщины: от плавок и колготок (в зависимости от фасона, отделки и цвета) до перчаток, обуви и меха шубы. У женщин фетишизм чаще всего проявляется как притяжение к разного рода татуировкам, рубцам, бороде, усам, степени развития вторичного волосяного покрова, внешнему виду, форме одежды (чаще мундирам), запахам, росту и т. п. Необычайно часто фетишем является тембр голоса мужчины, особенно тенор.

Еще одной разновидностью фетишизма является так называемая стигматофилия — сексуальное влечение к созерцанию каких-либо отметок на теле сексуального партнера. К этой форме фетишизма могут быть отнесены любители родимых пятен или татуировок на определенных (чаще скрытых одеждой)местах, а также вошедшего в моду в последнее время сексуального пирсинга. Однако многие из обладательниц проколотых языков, пупков, сосков или клиторов и не подозревают, что страсть их ухажеры-фетишисты испытывают не конкретно к ним , а к проколотому «любимому» участку на любом женском теле. Но наиболее часто стигматофилия проявляется в потребности оставить на теле партнера «следы любви» в виде царапин, укусов, синяков («засосов») , что психоаналитики расценили бы как потребность пометить жертву, как животное метит свою территорию.

Пигмалионизм – это фетишизм статуй; сексуальное влечение к статуям или маникенам, как правило, обнаженным, созерцание и/или прикосновение к которым (обычно с сопутствующей мастурбацией) приводит к росту сексуального возбуждения и удовлетворению. Термин образован от имени Пигмалиона, царя Кипра, согласно греческой мифологии, влюбившегося в статую богини Афродиты. В «Метаморфозах» римский поэт Овидий предлагает другую версию мифа, согласно которой скульптор Пигмалион жил уединенно, избегая женщин, так как не встретил ни одной, близкой его идеалу. Однажды он создал статую девушки необычной красоты, названной им Галатеей. Восхищение ее красотой было так велико, что влюбленный в свое произведение, скульптор попросил Афродиту послать ему суженую, «столь же прекрасную, как та статуя девушки, которая сделана мной самим». Вняв его мольбам, богиня любви оживила холодный камень. В результате этого брака у них родилась дочь Пафос.

Дефекты тела также могут играть роль сексуального стимула, роль фетиша, без которого сексуальный партнер попросту неинтересен. Дисморфофилия, или фетишизм деформации — фетишизм уродства, сексуальное влечение к физическим дефектам (уродствам) человеческого тела. Сексуальное влечение у девианта может вызывать любой видимый дефект тела, от малозаметного для обычного глаза до выраженного врожденного уродства или искалеченного в результате травматических или хирургических воздействий тела. В свою очередь, разновидностью дисморфофилии является акротомофилия – стремление к сексуальным действиям с партнером, у которого ампутирована фаланга пальца, палец или имеется культя конечности. Иногда реальное отсутствие фетиша заменяется фантазиями на эту тему или девиант требует от партнера имитации желанного фетиша в виде наложения повязок, грима, привязывания конечностей и т.п.

Девианты, у которых сексуальное влечение вызывается лишь осознанием или созерцанием физического дефекта у «себя любимого», всячески упрашивают врачей сделать им какую-то экзотическую операцию, последствия которой порой шокируют окружающих, или ампутировать конечность.

Экскретофилия – сочетание фетишизма и мазохизма: сексуальное влечение к выделениям человеческого (или иного) тела и различного рода манипуляциям с ними (обнюхивание, прикосновение, обмазывание, облизывание, питье или проглатывание человеческих или иных экскретов): к крови (вампиризм), моче (урофилия), калу (экскрементофилия или копрофилия), сперме (спермофилия), поту (судорофилия), слезам (дакриофилия), слюне (саливафилия), рвотным массам (эметофилия), менструальным и иным выделениям.

Эксгибиционизм (демонстрационный садизм или пенисный нарциссизм) – расстройство сексуального предпочтения (парафилия), характеризующееся периодической или постоянной потребностью в демонстрации своих половых органов незнакомым и не ожидающим этого лицам (обычно женского пола). Происходит это при социально несоответствующих условиях и без намерений более близкого контакта.

Наиболее часто встречается садистический тип эксгибиционизма, когда на фоне некоторого периода психической подавленности и раздражительности импульсивно возникает желание. Кружа вокруг женских общежитий, бань, родильных домов и больниц, школ и в парках, эксгибиционисты часами выжидают, когда можно, внезапно появившись перед одинокой женщиной, продемонстрировать ей свои мужские прелести. Наивысшее блаженство они получают, видя испуг и страх в глазах женщины, ее смущение или отвращение. Чувствуя себя «победителем» эксгибиционист завершает все вышеперечисленное мастурбаторным актом и удаляется значительно более удовлетворенным, чем после обычного полового акта.

Однако подавляющее большинство эксгибиционистов остаются разочарованными, если их напрягшийся фаллос не вызовет у жертвы панической реакции либо хоть какой-то интерес к происходящему. А вот попытка женщины приблизиться к эксгибиционисту в 80% случаев вызывает у него желание убежать, что он, как правило, и делает. Правда, некоторые эксгибиционисты могут проявить при этом и сексуальную агрессию.

Иногда эксгибиционист ожидает агрессии, наоборот, со стороны жертвы. Относится это к значительно меньшей группе эксгибиционистов, так называемому мазохистическому типу эксгибиционизма.

Считают, что основная масса эксгибиционистов – это молодые мужчины до 30 лет, многие из которых женаты, но как сексуальные партнеры в большинстве своем они малоинтересны и пассивны. Эксгибиционисты как личности являются робкими, нерешительными натурами с детства, не умеющими контактировать с окружающими, предпочитающими одиночество, замкнутыми, склонными к капризам. У многих из них навязчивое желание демонстрировать свои половые органы лицам противоположного пола возникает еще с подросткового возраста, что в сочетании со страхом наказания придает особую эмоциональную окраску оргазму.

Среди многочисленных причин возникновения эксгибиционизма предполагают жесткое половое воспитание, в результате которого ребенок не смог (был лишен возможности) продемонстрировать свои гениталии лицам противоположного пола в период сексуальных игр, и глубокое чувство личностной ущербности, сексуальной неполноценности, где реакция окружающих на демонстрацию эрегированного полового члена хотя бы временно повышает его самооценку.

Среди эксгибиционистов встречаются и психопаты, и психически неполноценные и больные мужчины, и лица с так называемы комплексом малого полового члена и др.

Как правило, эксгибиционизм связывают с мужчинами, но ряд специалистов к проявлениям женского эксгибиционизма и/или его заместительным (суррогатным) формам относят нудизм, стриптиз, бикини, глубокие декольте или короткие юбки. Предполагают, что женский эксгибиционизм в более приличной форме также проявляется и в украшениях, одежде, макияже и других «вторичных сексуальных признаках», как их назвал Ч. Дарвин.

Вуайеризм (визионизм) — расстройство сексуального предпочтения (парафилия), заключающееся в периодической или постоянной потребности подглядывать, чаще за незнакомыми людьми, без их ведома во время их интимных занятий (раздевание, половой или мастурбаторный акт, петтинг, купание, акт уринации или дефекации и т.п.). При этом отсутствует желание быть обнаруженным жертвой и стремление к более тесному с ней контакту. Рассматривается как форма психического инфантилизма, детской незрелости и может являться фиксацией первого сексуального детского опыта. Характерно, что половое возбуждение нередко не возникает при созерцании«разрешенных» форм половой активности других людей (например, стриптиза).

Стремление подглядывать за половыми актами либо обнаженными половыми органами взрослых отмечается у четверти детей дошкольного возраста, в возрасте 7 —11 лет такое влечение обнаруживается у каждого третьего мальчика и примерно у 6% девочек. Закреплению детского вуайеризма способствуют трудности в общении со сверстниками, неумение устанавливать контакты с лицами противоположного пола, стойкая фиксация в незрелой психике ребенка увиденной сцены интимной близости и т. п. К разновидностям вуайеризма можно отнести увлечение стриптизом, варьете, различного рода эротических шоу и фотографий. Элементы вуайеризма присутствуют в конкурсах красоты, иллюстрированных календарях и журналах.

Особую тревогу у специалистов вызывает бум видеопродукции «для взрослых», ибо это породило новую волну пациентов, оказывающихся неспособными без подобного дополнительного стимула к совершению половых актов, т. к. эрекция и эякуляция достигаются в основном от созерцания суррогатного объекта на телеэкране, а не от близости с реальной партнершей. Порой непреодолимое желание увидеть запретное толкает визиониста на подсматривание в окна больниц, женских общежитий и т.п. И хотя подавляющее большинство визионистов способны к совершению нормальных половых актов, но подсмотренная сцена, сопровождаемая мастурбацией, приносит им несравнимо более сильное эмоциональное переживание. Особую остроту чувств визионисту придает анонимность присутствия при интимнейших сценах, внедрение во что-то запретное и опасение быть застигнутым за этим малоэтичным занятием.

В последнее время наблюдается новая разновидность вуайеризма – видеовуайеризм. Установленные в местах вынужденного обнажения женщин (туалетных и ванных комнатах, спальнях, душевых, примерочных и т.п.) скрытые видеокамеры являются как источником сексуального удовольствия вуайеристов всего мира (после помещения видеопродукции в Интернете), так и формой недобросовестного бизнеса в виде шантажа невольных «стриптизерш».

Акустическим (слуховым) аналогом вуайеризма считается эксаудиризм – сексуально мотивированное влечение к подслушиванию звуков, как правило, свидетельствующих об интимных действиях других лиц.

Педофилия – это сексуальное влечение к детям, хотя официально это звучит как «постоянное или преобладающее предпочтение сексуальных действий с ребенком (детьми), не достигшим половой зрелости, индивида не моложе 16 лет и старше ребенка не менее чем на 5 лет».

Для многих педофилов пол ребенка не имеет большого значения, поскольку истинным сексуальным стимулом для них является тело ребенка с признаками физической незрелости, играющего роль своеобразного фетиша.

В зависимости от возраста и пола ребенка можно указать и специальные термины, представляющие разновидности педофилии.

Непиофилия – сексуальное влечение к грудным детям и детям дошкольного возраста.

Корофилия – сексуальное влечение к девочкам от 6 до 12 лет.

Гебефилия. Термин применяется при определении сексуального влечения к детям обоего пола от 12 до 16 лет.

Иногда в литературе можно встретить и такие термины, как нимфофилия и эфебофилия. Первый термин применяется при определении сексуального влечения к лицам женского пола старше 16 лет (примерно до 18 – 20 лет). Второй термин означает сексуальное влечение к лицам мужского пола ориентировочно такого же возраста. Специалисты считают, что одним из ведущих мотивов гомо- или гетеросексуального влечения к лицам этого возраста является повышенный интерес к сексу у молодых людей, их жажда экспериментирования со своей сексуальностью и их неопытность.

Термин партенофилия означает сексуальное влечение к девственницам, где наряду с желанием стать первым сексуальным партнером у максимально возможного количества женщин стимулом является сопереживание новизны чувств и ощущений у девушек, не имеющих опыта половой жизни, а также наслаждение от созерцания их неопытности и ошибок в интимных действиях.

Педофилия существовала всегда, но подход к ней был различным. В странах восточных культур корофилия в целом не преследовалась и сексуальные действия с девочками считались обычными. В рамках европейской культуры границы возраста, юридически позволяющие сексуальные контакты с детьми, характеризовались значительными колебаниями. Во Франции лишь во второй половине 19 в. граница возраста, в котором девочка могла вступать в брак, была увеличена с 11 до 13 лет, а в Англии только в 1929 г. был упразднен обычай, по которому 12-летняя девочка считалась способной вступать в брак.

В настоящее время возраст, до достижения которого взрослый человек не может иметь сексуальных контактов с неполовозрелым лицом, в большинстве стран составляет 16 – 18 лет, хотя по существу граница эта более высокая, поскольку кроме правовых норм существуют еще моральные, которые и поднимают эту границу.

По данным сексуальной статистики, около 25 % женщин припоминают о попытках мужчин к сексуальному сближению с ними, когда они были еще детьми. Половина этих попыток сводилась к актам эксгибиционизма, а у 12 % имел место телесный контакт в виде петтинга, в то время как попыток к половому сношению почти не наблюдалось. Таким образом, защитные механизмы, препятствующие сексуальным контактам взрослых людей с детьми, в целом функционируют эффективно. И тем не менее, огромное количество порносайтов Интернета и десятки тысяч их посетителей, говорят о неоднозначности этой проблемы

По мнению сексологов, совращение ребенка может привести к преждевременному психосексуальному развитию, искажению психосексуальных установок, а нередко и к более серьезным отклонениям в незрелой психике. Среди причин формирования педофилии специалисты называют задержки психосексуального развития у педофилов, трудности их контактирования со сверстниками, наличие сексуальных расстройств, затрудняющих нормальный половой контакт, психические заболевания, психологический возврат взрослого человека в детство, чувство сексуальной неполноценности и страх перед половозрелым партнером.

Мнение о том, что педофилами чаще всего являются психически больные люди или лица с повышенным сексуальным влечением, сексопатологическая практика не подтверждает. В основном педофилами оказываются подростки, 30-летние мужчины и пожилые люди. Кстати , судебная практика показывает, что далеко не всегда педофилы – это чужие дяди, выслеживающие своих жертв. Часто педофилом может оказаться и близкий родственник, и хороший знакомый семьи, и даже отец (чаще отчим).

Непристойные телефонные звонки. Некоторые называют эту парафилию телефонным эксгибиционизмом или телефонной скатолалией. При данной парафилии имеет место сексуальное возбуждение анонимного телефонного насильника от реакции жертвы на оскорбление, унижение ее чести и достоинства. Девиант стремиться уловить в разговоре с жертвой ее эмоциональное состояние, вызвать растерянность, испуг и беспомощность и насладиться своей властью над жертвой. Нередко эти звонки долгие месяцы терроризируют жертву, которая вследствие угроз расправиться с нею в случае обращения в милицию, не знает, как избавится от анонимного телефонного насильника.

Практически все бесплатные государственные или коммерческие службы, помещающие свои телефонные номера в средствах массовой информации, рано или поздно становятся мишенью для телефонных сквернословов. Ведь они прекрасно знают, что дежурят у телефонов, как правило, женщины, а для удовлетворения сексуального желания анонимного девианта необходим как раз этот невидимый свидетель его мастурбации, стимулирующий его своим голосом.

Как поступить в подобных случаях? Чаще телефонный сексуальный террорист набирает ваш номер случайно, и будет ли он продолжать вас преследовать зависит от вашего первого с ним разговора. Что он ожидает от вас, какой вашей реакции он ждет в ответ на его мат или непристойные предложения? Правильно, вашего испуга, растерянности или вспышки гнева с бросанием трубки. Но никак не спокойной реакции и безразличия в голосе. Или можно просто положить трубку рядом с аппаратом и продолжать заниматься своими домашними делами. Если звонки продолжают донимать вас, можно обратиться либо в милицию, либо на телефонную станцию с просьбой определить девианта или сменить телефонный номер.

Садомазохизм (садизм + мазохизм) – расстройство сексуального предпочтения (парафилия), характеризующееся наслаждением от физической или психологической боли; сексуально мотивированная потребность (страсть) в причинении (получении) физической боли и/или морального унижения.

Для большинства современных сообществ в области половых отношений характерно ожидание активного, несколько замаскированного агрессивного полового поведения мужчины и несколько пассивного, подчиненного поведения женщины. В ряде случаев эти установки принимают более выраженные, усиленные, грубые формы, не переходя крайних вариантов нормы, что в сексологии носит название гиперролевого поведения.

Немаловажное значение в формировании гиперролевого поведения имеют и особенности становления психики ребенка, что может выражаться в получении удовольствия от драк и других насильственных действий как со сверстниками, так и с животными, либо от унижений и исполнения чьей-либо воли. Гипермаскулинное поведение выражается во всяческом подчеркивании мужских черт поведения, принимающих подчас гипертрофированный характер. В сексуальном плане подобное представление мужской роли находит свое выражение в грубости, отсутствии ласк, безразличии к запросам сексуального партнера, примитивной любовной игре и акцентуации внимания лишь на собственных чувствах.

Какие-то садомазохистские элементы, видимо, присутствуют в сексуальных проявлениях многих людей, укрепляя нередко супружеский союз, когда один из партнеров получает при этом хоть какую-то компенсацию в подавляемом обществом его стремлении к власти, а другой испытывает наслаждение от собственной покорности и полного доверия, беззащитности в своей физической и психической наготе. Польский сексолог К. Имелинский считает, что существуют определенные, пока не выясненные связи между садомазохизмом и эмоциональным процессом, определяемым как эротическая любовь. Возможно, что психические страдания в некоторой степени способствуют повышению интенсивности эротической любви, страсти и наслаждения, связанных с любимым человеком. В этом плане страдание становится атрибутом эротической любви, контрастом по отношению к наслаждению, усиливающим его. Он же считает, что к массовым проявлениям садомазохизма можно отнести бои гладиаторов, публичные казни, бои быков, массовые жертвоприношения и т. д.

К. Имелинский считает, что садизм и мазохизм представляют собой девиации, дополняющие друг друга. Они являются выражением биполярности человека, соотносятся друг с другом как негатив и позитив одной и той же фотографии. Обе эти наклонности могут проявляться в разной степени у одного и того же человека в зависимости от периода жизни, внешних обстоятельств и особенностей личности человека, с которым девиант состоит в партнерском союзе. В обеих этих тенденциях, выраженных в различной мере у разных людей, наиболее важную роль играет стремление к взаимному сосуществованию, обусловленное затруднением или невозможностью существования одного без другого. В этом смысле садистские и мазохистские наклонности не только не исключают партнерства, но и способствуют укреплению взаимной связи в случае удачного подбора пары, в которой у одного партнера преобладают садистские наклонности, а у другого — мазохистские. Функционирование партнерства зависит также от степени выраженности девиантных наклонностей. До тех пор, пока эти наклонности являются обоюдно приемлемыми и усиливают сексуальное возбуждение и наслаждение, они укрепляют их связь. Однако если выраженность садистических наклонностей усиливается и уровень физической боли или унижения превышает порог переживания их мазохистом, это может стать фактором, резко нарушающим эмоциональную стабильность их союза.

Гипермаскулинное поведение выражается в преувеличенном подчеркивании мужских черт поведения, принимающем подчас вычурный, гипертрофированный характер. В сексуальном плане подобное представление мужской роли находит свое выражение в грубости, отсутствии ласк, безразличии к запросам партнера, примитивной любовной игре и акцентуации внимания лишь на собственных чувствах. Нередко такое поведение является причиной сексуальной дисгармонии в браке, так как реализация половой потребности мужчины происходит без учета сексуальной настроенности женщины.

В тех случаях, когда гиперролевое маскулинное поведение становится уже патологическим, т.е. ненормальным, и для удовлетворения требуется уже причинение партнеру физических или душевных страданий, можно говорить о патологическом маскулинном поведении или об активной алголагнии, именуемой также садизмом. Следует, однако, признать, что грань между этими двумя состояниями зачастую трудноуловима.

Гиперфеминное поведение в значительной степени характеризуется установкой «все для него», порой в ущерб собственной сексуальности. Желание угадать малейшие мысли партнера, полная подчиняемость его воле, обеспокоенность тем, что он с ней несчастлив, и т.п. определяет эту форму поведения, что ведет к психологической удовлетворенности от близости с партнером, нередко даже без собственной физической разрядки, что, кстати, не является для такой женщины обременительным.

При патологическом гиперфеминном поведении (пассивная алголагния, или мазохизм) полное удовлетворение наступает лишь при осознании своей подчиненности и униженности, полного самоотречения и страданий от контакта с партнером (сладкая боль).

Садизм (половое насильничество, эротический тиранизм, активная алголагния). Термин получил свое название от фамилии французского писателя XVIII в. маркиза де Сада, который в своих многочисленных романах и рассказах проповедовал право на сексуальное удовлетворение без всяких ограничений, используя для этого самые разнообразные приемы истязаний и унижений партнера.

Многие мужчины как активные сексуальные партнеры стремятся перестроить женскую психику в момент близости на свой эротический лад, подчинить ее своему желанию, порой даже преодолевая внутреннее или внешнее сопротивление женщины, что только повышает его самооценку и придает чувство уверенности (и не только в плане половых отношений!). Обычно в действиях мужчины присутствует определенная сдержанность в реализации скрытых побудительных мотивов к насилию. В случаях же садизма эти внутренние тормоза уже отсутствуют, и желание полной власти над объектом страсти не знает ограничений. Обычным проявлением садизма является нанесение психических или физических страданий партнеру, а по отношению к неживым предметам страсти фантазии девианта попросту беспредельны.

Следует отметить, что проявления садизма могут иметь и имеют место и у женщин, достигающих наслаждения от созерцания унижения партнера, теряющего чувство собственного достоинства.

Известный немецкий психоневролог Крафт-Эбинг считал, что «источники жестокости различны: она присуща первобытному человеку. Сострадание по сравнению с ней представляет уже вторичное чувство, приобретенное позднее. Влечение к борьбе и унижению, бывшее преобладающим свойством доисторического человека, более того — являющееся необходимостью в те времена, далеко еще не атрофировалось. То, что при этом требуется не простое умерщвление объекта, но еще и муки побежденного, объясняется отчасти чувством господства, чувством власти, которое удовлетворяется этим путем, отчасти беспредельностью чувства отмщения». Различают несколько форм садизма.

Мыслительный (воображаемый) садизм, когда садистские действия лишь присутствуют в фантазиях человека и не реализуются в обыденной жизни.

Пассивный садизмвыражается в сознательном уклонении от тех ласк, которых ожидает партнер, с целью добиться у него чувства психического дискомфорта, разочарования. ( Анекдот: разговор мазохиста с садистом: «Мучай меня, мучай» «А вот и не буду».)

Агрессивный садизмэто реальные действия, вызывающие страдания и унижение партнера, вплоть до нанесения ему физических повреждений.

Говоря о некоторых возможных причинах возникновения садистских наклонностей у человека, специалисты отмечают дефектное воспитание детей до 3-летнего возраста, наличие сексуальных фантазий и мастурбаторных актов под влиянием сцен насилия и порнографии, тяжелые психические и сексуальные травмы.

Вследствие этого формируется комплекс неполноценности, и садизм выступает здесь в роли защитно-компенсаторного механизма.

Мазохизм (пассивная алголагния, пассивизм, страдальчество)половое удовлетворение при психических страданиях и унижениях, причиняемых партнером. Большинство специалистов считают, что чисто физическая боль не является самоцелью общения мазохиста с партнером. Им движет скорее желание подчиниться чужой воле, почувствовать на себе беспредельную, вседовлеющую и сладкую, от чувства собственной покорности и беспомощности, власть партнера. По-видимому, испытанное когда-то чувство собственной слабости и беззащитности перед неотвратимым наказанием в детстве, насилием, унижающим достоинство, дало толчок сильному эмоциональному всплеску, который и лег в основу формирующейся структуры полового чувства мазохиста, определив на будущее как выбор партнера, так и его сексуальный сценарий.

З. Фрейд называл мазохизм садизмом, направленным на самого себя. Недаром один из синонимов мазохизма носит название «страдальчество».

Женщину принято называть пассивным сексуальным партнером, имея в виду, что инициатива близости чаще исходит от мужчины. Поскольку его действиям не чужды некоторые элементы насилия, то можно предложить, что женская сексуальность несет в себе определенную мазохистскую направленность, выраженную в самой различной степени и порой скрытую даже от самой женщины. В тех случаях, когда половая жизнь мазохиста не соответствует его желаниям и потребностям, он стремится получить разрядку при эротическом фантазировании или подбирает партнера, чьи действия более адекватны ожидаемым.

Существует несколько разновидностей мазохизма. Например, мыслительный мазохизм выражается в том, что в воображении девианта разыгрываются сцены, в которых существует угроза лишения его половых органов или унизительных процедур, совершаемых принародно, и т.д. Обычно такая неудержимая фантазия заканчивается сексуальной разрядкой.

Разновидностью садомазохизма является флагеллантизм – сексуальное влечение к достижению возбуждения и удовлетворения путем бичевания (сечения) своего тела или тела партнера розгами, кнутами, цепями и т.п.

Активный флагеллантизм кроме традиционного влечения к бичеванию сексуального партнера может проявляться также и виде так называемого воспитательного садизма, или диппольдизма. Термин относится к индивидам, применяющим по сексуальным мотивам жестокие меры физического воздействия к своим ученикам (воспитанникам). Название произошло от имени домашнего учителя-садиста студента-юриста Андреаса Диппольда, от истязаний которого умер его ученик Гейнц Кох.

Пассивный флагеллантизм проявляется в мазохистском стремление к достижению сексуального удовлетворения от сечения твоего тела партнером и/или самобичевания (аутофлагеллантизм), породившее в 13 – 14 вв. в Европе даже существование сект флагеллантов. Их сторонники с целью раскаяния за грехи, освобождения от чувственности и умерщвления плоти практиковали пассивное бичевание (самобичевание). Считалось также, что физическая боль должна была пробудить милосердие божье и помочь избежать более тяжких кар за грехи земные. Иногда с целью повышения чувственности и скорейшего появления полной эрекции прибегали к бичеванию наружных половых органов мужчины, например крапивой (уртикации).

Споры о том, что флагелляция — это попытка умерщвлять желание (плоть) или наказание за «греховные» мысли или действия, ведутся давно и безуспешно. Одни уверяли, что традиционное место порки — ягодицы – являются наилучшей частью человеческого тела и созерцание их вкупе с несексуальной вроде стимуляцией (битьем) дает мучителю состояние почти сексуального экстаза. Ведь недаром же древние греки поставили храм не красивой женской руке, ноге или груди, а именно этой части женского тела. Другие считают, что здесь присутствует сочетание визионизма, эксгибиционизма и садомазохизма. Предполагают, что активная флагелляция заменяет коитус тем людям, которые при обычном половом контакте не получают эмоциональной разрядки. Пассивный флагеллант сам стремится к истязанию, т.к. боль от бичевания рефлекторно может вызвать, например, у мужчин эрекцию, что даст возможность совершить половой акт, на который он часто почти не способен без подобного рода «прелюдии».

Нарциссизм (аутоэротизм)расстройство сексуального предпочтения (парафилия) с направленностью полового влечения на самого себя. Является разновидностью фетишизма, где фетишем является тело или личность самого индивида и где сексуальное удовлетворение достигается лишь путем самолюбования или восхищения им окружающих.

Нередко проявляется в виде любования и ласк собственного тела, фотографирования себя с последующим разглядыванием и мастурбацией. Любовь к партнеру возможна лишь как подтверждение собственной привлекательности. Название происходит от древнегреческой легенды о юноше по имени Нарцисс. Согласно античному мифу, прорицатель Тиресий предсказал родителям Нарцисса, что их сын доживет до глубокой старости, если никогда не увидит своего лица. Многие женщины безрезультатно добивались любви гордого и холодного прекрасного юноши, в том числе и нимфа Эхо, высохшая от неразделенной любви так, что от нее остался один голос, могущий повторять лишь последние слова, обращенные к ней. Внемля пожеланию отвергнутых юношей женщин, богиня правосудия Немесида наказала Нарцисса. Однажды во время охоты Нарцисс безумно влюбился в свое отражение в ручье, на берегу которого и умер, изнемогая от безответной страсти. А на месте его смерти вырос прекрасный и холодный весенний цветок, увядающий после недолгого цветения и названный в его честь нарциссом.

. Встречается нарциссизм и у женщин. Увлечение же другим человеком у лица, страдающего нарциссизмом, возможно лишь в тех случаях, когда партнер восхищается его умом или телом, что только подтверждает мысль о собственной привлекательности и неотразимости. Выражается в пассивности женщин, ожидающих от мужчин постоянного поклонения и обожания, а у мужчин — в снисходительном позволении влюбленным в них женщинам находится рядом с ними.

Зоофилия (бестиофилия)влечение к действиям сексуального характера предпочтительно или исключительно с животными. Иногда в литературе встречается и другой термин – скотоложество, означающий то же самое, хотя это скорее разновидность зоофилии: анальный (ректальный) половой акт с животным. Человеку, уличенному в подобной связи, согласно Ветхому Завету и Талмуду, назначалась смертная казнь. «Всякий скотоложник да будет предан смерти». Исх. 22:19.

О скотоложестве свидетельствуют еще барельефы Древнего Рима и Древней Греции. В Персии и Египте верили, что скотоложеством можно излечиться от венерической болезни, да и в рассказах Плутарха можно найти описания любви женщин к священным быкам. С ростом цивилизации скотоложество все более начинает преследоваться обществом «как преступление против природы» с соответствующим наказанием: от штрафов и розг до отрезания полового члена и сожжения на костре. При получении удовольствия от издевательства, мучения и гибели животного говорят о зоосадизме, а при сексуальном влечении к определенному виду животных — о зоофетишизме

Фроттеризм (фроттаж). Этот вид сексуальной патологии заключается вдостижении сексуального удовлетворения мужчины при трении половыми органами о различные части тела женщины. Обычно он практикуется в общественном транспорте, когда в условиях тесноты возможно осуществить задуманное. Сохраняя внешне спокойный вид, мужчина прижимается к ягодицам или бедру понравившейся женщины и трением о ее тело добивается эрекции и даже эякуляции. Насильник, как правило, действует молча, выглядит безучастным и в случае покорности жертвы активизирует и расширяет свои действия. Испытывая стыд, замешательство, страх из-за того, что происходящее увидят окружающие, женщины обычно молча переходят на другое место либо выходят на ближайшей остановке. Реже женщина реагирует на посягательство на ее тело агрессией, обращением за помощью к окружающим и т.д.

Фроттеризм следует расценивать как одну из форм сексуального насилия.

Среди фроттеристов встречаются как люди замкнутые, не имеющие возможности наладить общение с лицом противоположного пола, так и сексуально легковозбудимые.

На удивление, фроттеристов значительно больше, чем можно даже предположить. Проведенные исследования показали, что около 20% опрошенных женщин признавались, что «нечто подобное» в их жизни уже было. В одной из западных газет было помещено признание одного фроттериста, который утверждал, что за 20 лет имел почти 10 тысяч актов фроттеризма!

Некрофилия — расстройство сексуального предпочтения (парафилия); сексуальное влечение к мертвому телу и разнообразным манипуляциям с ним. Мотивом является полная, безграничная власть над сексуальным объектом. Некрофилической тенденцией можно считатьстремление к половым контактам со спящими людьми, а также с находящимися в бессознательном состоянии или умирающими

Встречается исключительно редко и только у мужчин. Страшные сказки о смерти, покойниках, кладбищах и вампирах слышат все дети, что вызывает вполне понятную реакцию волнения, тревоги и страха. Такая острая эмоциональная реакция для некоторых из них становится желанной и привлекательной. Со взрослением ребенка подобное состояние при сниженном пороге возбудимости определенных нервных структур головного мозга может вызвать даже эякуляцию и оргазм, фиксироваться в его сознании. Чаще всего подобное может иметь место у психически неполноценных и больных людей. Обычно в формировании некрофилии присутствуют садистские или мазохистскиенаклонности человека. При резко выраженной садистской некрофилии особое наслаждение некрофил испытывает при расчленение трупа (так называемый некросадизм, или бертранизм),чаще женского пола, прикладывании отдельных частей трупа к собственному телу, что сопровождается мастурбацией, иногда половым актом. В ряде случаев отдельные части трупа уносятся с собой для последующих подобных манипуляций. Обычно некрофилы используют только мертвое тело и на убийство идут крайне редко. Видимо, само убийство не является стимулом полового чувства некрофила, а его фантазии сразу переходят на манипуляции мертвым телом. К некрофилии можно отнести и случая, когда для сексуальной стимуляции мужчины партнерша должна изображать покойницу: наряжаться в соответствующее платье, не реагировать на действия партнера. Некоторые специалисты считают, что элементы некрофилии присутствуют и в тех случаях, когда мужчина отдает предпочтение половым актам со спящей партнершей. Для облегчения контактов с объектом вожделения некрофилы устраиваются на работу в морги, на кладбища и прочие подобные места.

Особняком от вышеперечисленных отклонений направленности полового влечения следует поставить два состояния – транссексуализм и гомосексуализм. В обоих случаях имеет место сексуальное влечение к лицам своего пола, но различие состоит в том, что в первом случае это влечение имеет место у личности, отрицающей свой гражданский пол и чувствующей себя индивидом противоположного пола. Поэтому с точки зрения транссексуала – его влечение гетеросексуальное, т.е. направлено на лицо иного пола.

Что касается гомосексуализма, то споры о том, следует ли его относить к патологии, ведутся до сих пор. Всемирная организация здравоохранения еще в 1992 г. утвердила Международную классификацию болезней 10-го пересмотра, где исключила из перечня расстройств сексуального предпочтения (девиаций) «проблемы, связанные с сексуальной ориентацией по полу». Иными словами, и гомосексуализм, и бисексуализм в настоящее время признаны как «варианты сексуального развития и ориентации».

Транссексуализм — стойкое осознание собственной принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное, соответствующее генетическому полу, формирование половых желез, урогенитального тракта и вторичных половых признаков. Представляет собой нарушение половой идентичности, сопровождающееся чувством неадекватности и дискомфорта от своего анатомического пола, стремлением изменить его путем гормонального и хирургического лечения и желанием жить и быть принятым в качестве лица предпочитаемого (противоположного) пола. Иногда подобные жалобы о несогласии со своим гражданским полом и желании изменить его хирургическим путем высказывают также психически больные люди, а также проституирующие гомосексуалы, трансвеститы и некоторые психопаты.

К основным симптомам транссексуализма относятся:

  • внутренняя убежденность индивида в его принадлежности к иному полу и соответствующее с этим формирование личностно-психологических качеств (мужественности/женственности)
  • ненависть и отвращение к собственным природным половым признакам
  • полоролевое поведение иного пола вместе с соответствующим ему внешним видом
  • стремление к общению и сексуальным контактам с лицами своего анатомического пола
  • настоятельная потребность хирургическим и гормональным путем изменить свое тело
Какие же факторы влияют на то, что у психически здорового ребенка формируется чувство принадлежности к иному полу? Последние исследования показали, что транссексуальность не зависит от хромосомного, гонадного, гормонального и генитального пола.

Существуют несколько наиболее распространенных теорий происхождения транссексуализма. Например, биологическая теория настаивает на том, что в основе нарушения половой идентификации человека лежит нарушение гормонального обеспечения в период дифференциации половой мозга (гипоталамуса) еще неродившегося ребенка в виде недостатка андрогенов у генетических мальчиков и их избытка у генетических девочек. Причем, среди факторов, вызывающих нарушения половой дифференциации, называют прием беременной матерью снотворных, некоторых видов антибиотиков и препаратов, сходных по действию на организм с мужскими половыми гормонами, а также жизненные стрессы.

Психологи на первое место ставят социально-психологические факторы, где ведущую роль видят в нарушениях в раннем возрасте отношений с матерью. Рано или поздно, но ребенок начинает сознавать неотвратимость своего отделения от матери с развитием собственной половой идентичности, когда, изучая свое собственное тело, ребенок учится признавать и ценить его. Однако безболезненно этот процесс отделения происходит лишь тогда, когда ребенок убежден в надежности и любви к нему матери, возможности в любой момент вернуться к ней. Насильственное отделение его от матери в ряде случаев может спровоцировать возникновение своеобразной травмы расставания, вызывающей у биологических мужчин желание остаться с матерью и в дальнейшем, что возможно лишь с изменением своего пола на женский.

Семейно-социологический подход пытается объяснить причины транссексуального развития у мужчин как результат чрезмерной защищающей связи матери с сыном, поддерживающей его «феминные » черты при физическом или психическом отсутствии отца или его неприпятствии установлению этой слишком близкой связи матери с мальчиком. В любом случае, это лишает ребенка возможности видеть образец столь необходимого ему мужского поведения, трансформируя его половую идентичность. Женский транссексуализм возникает, когда девочка не «принимается» излишне феминной матерью на фоне отсутствия отца или его неясной позиции по отношению к поведению дочери. Поддерживая ее маскулинные качества, он тем самым не помогает ей почувствовать себя будущей женщиной рядом с собой. В подобной ситуации девочка во избежании угрожающего одиночества после предстоящего разрыва с матерью вынуждена взять дополнительно функцию отца, что в конце концов приводит ее к к идентификации с мужским полом .

Таким образом, согласованной точки зрения на природу транссексуализма в настоящее время нет, и, видимо, сочетание вышеназванных концепций, как и, возможно, ряда других, ведет к нарушению половой идентичности человека.

У ребенка внутренние проблемы несогласия со своим гражданским полом проявляются наиболее зримо в нарушении его полоролевого поведения на фоне прогрессирующего желание носить одежду желанного пола. Уже в дошкольном возрасте многие транссексуалы ненавидели одежду, в которую их заставляли наряжаться родители . Одна из таких девочек говорила, что после прихода из школы, снимала платье и «забрасывала эту тряпку под кровать». Уже к окончанию школы многие транссексуалы хорошо усваивают внешние и внутренние качества избранного пола – от одежды, не отличающей их от своей группы, до мыслей и поступков, помогающих самоутверждению. Обычно в своей автобиографии они указывают на типичные для противоположного пола игры и спортивные занятия еще в школьные годы, причем девушки-транссексуалки нередко достигают значительных успехов даже в силовых видах спорта.

Повзрослев, они начинают испытывать сексуальное влечение к лицам своего пола, что внешне выглядит как гомосексуальное, хотя по сути оно для них таковым не является. Ибо они чувствуют себя лицом другого пола в реальном и ненавистном их теле. Многие женщины-транссексуалки испытывают чувство отвращение не только, когда к ним прикасается кто-то из парней, но им претит даже сама мысль о каких-то поцелуях и объятиях. Нередко самой большой трагедией в жизни многие из них называют появление первых менструаций, причем стресс настолько велик, что могут иметь место и суицидальные попытки.

Иногда транссексуалов называют еще «психическими гермафродитами». Измученные многолетней борьбой с самими собой и окружением, рано или поздно такие люди ищут помощи у врачей для создания естественной гармонии «души и тела», отдавая «душе» все же явное предпочтение.

Большую помощь в поисках выхода из той ситуации, в которой они живут много лет, в настоящее время им оказывает Интернет, где размещена самая разнообразная информация. На его сайтах можно найти и рекомендации по психологической коррекции состояния, и адреса врачей, работающих с данным контингентом, и даже схемы лечения. В различных странах по-разному относятся к такому состоянию, как транссексуализм. Есть страны, где вообще его не признают и считают это разновидностью гомосексуализма. В других странах коррекция состояния начинается с рекомендаций по приему гормональных препаратов и последующей пластики половых органов. Более правильной нам видится следующая схема работы с лицами, отрицающими свой гражданский пол и настаивающими на его смене.

Индивид, не согласный со своим гражданским полом и желающий его сменить на противоположный, подает официальное заявление в медицинскую организацию, наделенную правом работать с данной категорией лиц и имеющую в своем составе высококвалифицированных специалистов. В течение не менее 12 месяцев психологи, сексологи, генетики, гинекологи, урологи и психиатры пытаются ответить на вопрос: действительно ли данный случай относится к транссексуализму? Ведь желание изменить пол высказывают и некоторые гомосексуалы, и психические больные, и ряд других людей с нервно-психическими отклонениями. Если ответ все же положительный, окончательный диагноз «транссексуализм» выносит специальная комиссия, чье официальное заключение дает право претенденту обратиться в органы ЗАГСа для смены свидетельства о рождении, а затем – в паспортный стол для смены старого паспорта.

Но и после этого у претендента (и медицинской организации) есть еще срок 6 – 12 месяцев, чтобы убедиться, что адаптация (приспособление) к новому состоянию идет успешно. Только после этого начинается прием половых гормонов избранного пола (кстати, до конца жизни), что влияет на рост волос, особенно на лице, менструации или поллюции, тембр голоса и т.п. При отсутствии сбоев в подобной перестройке (а психических травм в этот период более чем достаточно!) у женщин производится удаление молочных желез. Остается самый сложный этап — хирургическая коррекция наружных (иногда и внутренних) половых органов. Технически проще это осуществляется у лиц мужского пола, чувствующих себя женщинами. После удаления наружных половых органов им создается искусственное влагалище, иногда из кожи собственного полового члена, причем нередко настолько искусно, что сексуальные партнеры этого даже не замечают, требуя лишь от жен рождения наследника, что, конечно же, невозможно. Сложнее обстоят дела в хирургической коррекции женщин, утверждающих себя в мужском поле. Пластические операции по созданию искусственного полового члена оставляют желать лучшего, хотя работы в этом направлении успешно ведутся.

Попутно нужно заметить, что кроме вышеописанного у транссексуала много проблем с родителями, родственниками, друзьями, документами, работой, военкоматом и т.п.

Гомосексуализм – сексуальное влечение к лицам своего пола. Не так давно, гомосексуализм относили к парафилиям, расценивая как нарушение психосексуальной ориентации по полу объекта. Общий термин у обоих полов носит название гомойофилии, гомофилии, гомоэротизма. Мужской гомосексуализм носит название уранизма, а женский – лесбианства , лесбийской любви, сапфизма, сафизма, трибадии или трибадизма.

В широкой общественности за мужчинами-гомосексуалами более утвердилось слово «гей». Часто происхождение термина связывают с английским словом gay, что означает «веселый, беспутный, нарядный, блестящий». Однако аббревиатура расшифровывается как Good As You «такой же хороший, как ты» и была придумана одной из общественных организаций по защите прав сексуальных меньшинств с целью призвать общество к более терпимому отношению к иной сексуальной ориентации части его граждан.

Женщин с гомосексуальной направленностью полового влечения обычно называют лесбиянками, от имени Лесбоса – самого крупного из греческих островов у азиатского побережья Эгейского моря. Несмотря на то, что с этим островом связана жизнь и деятельность таких великих философов древности, как Аристотель или Эпикур, до нашего времени его название прочно связывают с родиной выдающейся поэтессы античности Сапфо (Сафо), которую великий философ Платон назвал «десятой музой». В любовной поэзии Сапфо выражала эротические чувства к женщинам-подругам и ученицам, составлявшим возглавляемый ею своеобразный кружок («дом муз»), что дало повод говорить о ее гомосексуальных наклонностях.

В первом Послании к Коринфянам святого апостола Павла сказано: « Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». Кор.6:9-10.

Уголовное наказание за гомосексуализм появилось в СССР с 1933 г. после беседы известного писателя А.Жида со Сталиным, хотя еще с декабря 1917 г. Советская Россия стала одной из первых стран мира, отменивших судебное преследование за однополую любовь. Уголовное преследование лиц с гомосексуальным влечением продолжалось до середины 90-х годов, и, по различным данным, за эти 60 лет «компетентные органы» обеспечили минимум 5 лет тюремной изоляции более полумиллиону людей.

. В целом многие современные общества гомофобны, т.е. испытывают негативное отношение к гомосексуалам и их образу жизни. Психоаналитики объясняют навязчивый страх, иррациональную ненависть, враждебность и отвращение к гомосексуалам как результат подсознательного страха перед собственными фантазиями стать пассивным партнером.

В нашем обществе по-прежнему бытует неприязненное отношение к лицам с иной, чем у подавляющего большинства, направленностью сексуального влечения. Нередко это отрицательное отношение переходит даже во враждебное, с элементами насилия (вспомните отношение к ним в гитлеровской Германии). Говоря о гомосексуалах, многие характеризуют их как ненормальных, психически больных, опасных, преступных, грязных, омерзительных и т.п.

Изучив отношение 76 современных культур к гомосексуализму, ученые обнаружили отрицательное отношение к этому явлению лишь примерно у одной трети. Наше общество, где сильно влияние христианской религии, называющей мужеложество «мерзостью», достойной смертной кары, относится как раз к этой трети. Интересен и еще один вывод ученых. По их мнению, отношение к гомосексуальности тем нетерпимее, чем больше страха и тревоги у людей вызывает сексуальность как таковая.

Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), считает, что в современных условиях распространенность гомосексуализма составляет около 4% населения.

В связи с тем, что гомосексуализм отличается от гетеросексуализма лишь направленностью полового влечения, при сохранности эмоциональных и сексуальных связей (за исключением возможности оплодотворения и продолжения рода), как вы уже знаете, ВОЗ исключила гомосексуализм из перечня заболеваний, и от всего гомосексуализма оставлена лишь так называемая эго-дистоническая сексуальная ориентация — «половая идентификация или сексуальное предпочтение не вызывает сомнений, но индивид желает, чтобы они были иными». Иными словами, патологией признается случай, когда индивид не согласен с гомосексуальной направленностью своего полового влечения, обеспокоен этим и желает изменить его на гетеросексуальное.

И в наше законодательство внесены соответствующие поправки, исключившие добровольную гомосексуальную связь двух взрослых людей из преследуемых законом деяний, сохранив наказание лишь за сексуальные действия с несовершеннолетними, совращение и насилие.

Ученые всего мира до сих пор бьются над загадкой природы: почему человек испытывает сексуальное влечение к лицам своего пола? Что это? Наследственность, болезнь или распущенность? Когда и как формируется такое влечение? Существует множество предположений на этот счет. Одни считают, что это результат менее грубого, чем при транссексуализме, но все же дефекта половой дифференциации мозга еще во время беременности. Другие настаивают на том, что в формировании отличной от большинства людей направленности сексуального влечения большую роль играют условия развития ребенка — в первую очередь материнская гиперопека, негативно воспринимаемые отцы, отрицательный опыт общения с другими детьми своего пола в семье, совращение и даже влияние порнографии.

По мнению известного сексолога И.Кона, формирование гомосексуальной ориентации у подростка имеет три этапа:

от первого осознанного эротического интереса к человеку своего пола до первого подозрения о своей гомосексуальности;

от первого подозрения о своей гомосексуальности до первого гомосексуального контакта;

от первого гомосексуального контакта до уверенности в своей гомосексуальности и выработки соответствующего образа жизни.

Сбой в психосексуальном развитии гомосексуала можно заподозрить еще на этапе выбора половой роли, т.е. с 5 до 12 лет. По неясным пока еще мотивам ребенок выбирает, апробирует и учится поведению лица противоположного пола. Мальчику, например, нравится переодеваться в женскую одежду, играть в детских играх женские роли, шить, вышивать и т.д. Но что плохого, скажете вы, в том, что мальчик выполняет домашнюю работу, помогает родителям или матери-одиночке? Конечно же, детей нужно учить этому. Но одно дело, когда ребенок сознательно подходит к этому, следуя принципу «НАДО», а другое, когда сам, добровольно отказываясь от обучающих игр своего пола в компании сверстников, выбирает, получает эмоциональное удовольствие от своеобразной «домашней» игры в представителя другого пола.

Психологически трудный юношеский период для всех подростков у лиц с гомосексуальными наклонностями осложняется многократно. Переживая острый внутренний конфликт, чувствуя свою изоляцию от сверстников, на фоне страха и одиночества они эмоционально страдают в поисках выхода. Появляющиеся со временем гомоэротические сны их еще больше пугают, как и то волнение, которое они испытывают при первой влюбленности в лицо, как правило, своего пола. Без понимания их проблем, сопереживания и помощи со стороны, в первую очередь, взрослых велика в этот период и опасность суицида.

Говоря о гомосексуализме, нельзя обойти и другую проблему сексуальной ориентации — бисексуализма, т.е. полового влечения как к мужчинам, так и к женщинам.

Ученые выделяют несколько таких типов:

1. Бисексуальность как эксперимент на этапе психосексуальных ориентаций, когда подросток еще не определил свои эротические предпочтения. Обычно этот выбор делается до 14—15-летнего возраста.

2. Чередование гетеро- и гомосексуальных контактов. В основе их лежит либо попытка «вылечиться» при близости с лицом другого пола (хотя истинного влечения, а тем более эмоционального удовлетворения, здесь нет), либо половые контакты с лицом своего пола как своеобразный вид проституции, а влечение существует к лицам другого пола.

3. Ситуационная бисексуальность процветает в местах вынужденной половой разделенности (тюрьма, училище и т.д.). Будучи гетеросексуальным, контингент таких заведений вынужден вступать в гомосексуальные контакты, подчиняясь силе.

4. Бисексуализм как следствие равнодушия к полу партнера. Особенно ярко это выражено у любителей группового секса, когда фетишем выступает лишь собственный оргазм вне зависимости от пола сексуального партнера.

Можно ли сознательно сформировать у себя определенную направленность полового влечения? В какой степени мы можем повлиять на этот процесс, длящийся с добрых два десятка лет? Насколько человек сам ответствен за то, что он сформировался гомосексуалом? Существует ли предопределенность гомосексуализма на генетическом уровне? Пока мы не можем внятно ответить на эти вопросы. Многократно перепроверив те факторы, которые, казалось бы, лежат в основе того, что данный индивид обречен на гомосексуальные страдания, ученые так и не нашли ни одного достоверного. Разгадка, видимо, еще впереди.

Говоря о гомосексуальных страданиях, мы констатируем реальную действительность нашей жизни, хотя, несомненно, существуют и лица с иной, чем у подавляющего большинства, сексуальной ориентацией полового влечения, которые счастливы и полностью принимают свое либидо.

Большинство же вынуждено бороться за свое выживание и поиск себе подобных.

В справочнике «Сексопатология», изданном в 1990 г. указано, что «для лечения гомосексуализма применяют ряд отечественных методик поэтапной коррекции, у истоков которых был сексопатолог и психотерапевт Н.В.Иванов. В частности, при использовании одной из них на первом этапе психотерапевтически и медикаментозно устраняется патологическое влечение; на втором – вырабатывается эстетическое восприятие лиц противоположного пола и правильное этическое отношение к ним, пациенты обучаются общению с лицами противоположного пола; на третьем – формируется и закрепляется правильное эротическое влечение».

Источник: Капустин Д. Молодежный секс . — Мн., 1997