Особенности агрессии в ситуации фрустрации у детей
На главную Педагогически трудные дети Агрессивные дети Особенности агрессии в ситуации фрустрации у детей
Особенности агрессии в ситуации фрустрации у детей |
Педагогически трудные дети — Агрессивные дети |
Онянова В.В. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург, Россия) Научный интерес к проблеме детской агрессии растёт с каждым годом, что обусловлено неуклонным и стабильным ростом агрессии во всех возрастах. Особенно актуальны экспериментальные исследования. С целью изучения особенностей проявления агрессии у детей дошкольного и младшего школьного возраста, было проведено исследование. Проверялась следующая гипотеза: в ситуации фрустрации у детей обнаруживаются типичные для возраста проявления агрессии. Объектом исследования стали мальчики, ученики второго класса одного из лицеев Санкт-Петербурга в возрасте 8 лет (20 человек) и мальчики, ученики коррекционного центра в возрасте 6 лет (20 человек). Были поставлены задачи изучить особенности проявления агрессии у двух групп и сравнить их. В качестве основных параметров, которыми можно охарактеризовать проявления агрессии, была принята классификация А. Басса. Уровень склонности к агрессии между двумя группами исследовался с помощью теста руки Э. Вагнера. Формы проявления агрессии изучались с помощью эксперимента. Результаты теста руки Э. Вагнера показали, что уровень склонности к агрессии у детей двух групп приблизительно равны. Математический анализ результатов по критерию t-Стьюдента для независимых выборок не показал статистически важных различий. В эксперименте для исследуемого создавалась ситуация фрустрации, вследствие чего проявлялась агрессия. Мальчикам предлагалось решить несколько лёгких заданий, за выполнение которых они получат вознаграждение. Однако, по окончанию, вознаграждение выдавалось лишь двум, третий (наблюдаемый) не сразу получал приз, а лишь спустя некоторое время. Он проявлял несогласие в виде агрессии. Особенности агрессивных реакций фиксировались в протоколе. Подсчитывалось общее количество баллов по каждой группе, сравнивались особенности форм агрессии, производились вычисления по статистическому критерию Манна-Уитни для независимых выборок. Количество агрессивных проявлений в двух группах практически равное (28 и 29 баллов), но по форме проявления различающееся. У детей в возрасте 6 лет, наименьшее значение по шкале «прямая агрессия» (3%), «пассивная агрессия» (10%), «косвенная агрессия» (14%), «физическая агрессия» (21%), «активная агрессия» (24%). Самое высокое значение соответствует шкале «вербальная агрессия» (28%). У детей в возрасте 8 лет, наименьшее значение по шкале «прямая агрессия» (3,6%), «активная агрессия» (10,7%), «физическая агрессия» (10,7%), «косвенная агрессия» (14,3%), «вербальная агрессия» (21,4%). Наибольшее значение в шкале «пассивная агрессия» (39,3%). Таким образом, оказалось, что для 8летних мальчиков самой распространенной формой реагирования оказалась пассивная агрессия, т.е. молчаливое несогласие. А для шестилетних- вербальная, сочетающаяся с активными формами проявления агрессии. Получается, что переход ребенка в школьный период сопровождается сменой ведущих форм проявления агрессии. И, если в шестилетнем возрасте они выражают ее преимущественно открыто, то уже в восемь лет дети перестают, как правило, выражать агрессию прямо, предпочитая скрытые формы реагирования. Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с. |