| Теория и ее ведущие представители
| Модель развития личности
| Определение роли общества в развитии личности
| Подход к пониманию аномального поведения. Механизм его коррекции
| Коррекционные методики. Психотехники
|
Фрейдизм, психоанализ.
| З. Фрейд. Психоанализ-мед. технология лечения неврозов. Фрейдизм-философская концепция которая применяет психоанализ для объяснения чека и общества. Сублимация-трансформация энергии либидо в высшие формы деятельности. Либидо Мартидо. Сверх-Я, Я, Оно.
| Оральная стадия- 0—18 месяцев.Рот (сосание, кусание,жевание)Отвыкание от груди; отделение себя от материнского тела. Анальная- 1,5—3 года.Анус (удержание или выталкивание фекалий). Приучение к туалету (самоконтроль). Фаллическая- 3—6 лет.Половые органы (мастурбация).Идентификация со взрослыми одного с собой пола, выступающими образцами для подражания. Латентная- 6—12 лет.Отсутствует (сексуальное бездействие).Расширение социальных контактов со сверстниками. Генитальная- Пубертат-(вся оставшаяся жизнь).Половые органы (гетеросексуальные отношения). Установление интимных отношений или влюблённость; внесение своего трудового вклада в общество.
| Основная деятельность «Сверх-Я» заключается в ограничении, запрещении или осуждении деятельности сознания («Я»), а также бессознательного («Оно»). Именно «Сверх-Я» ответственно за существующие у личности моральные нормы[27]. «Сверх-Я» формируется с распадом эдипова комплекса. Фрейд был уверен, что основное влияние на формирование «Сверх-Я» оказывают родители, а впоследствии его содержание дополняется нормами и ценностями общественных институтов и групп вне пределов семьи. «Сверх-Я», по мнению психоаналитиков, считается сформированным, когда внешний (родительский) контроль заменяется внутренним (самоконтролем). «Сверх-Я» находится в вечном конфликте с «Я», пытаясь «убедить» сознание человека в превосходстве и преимуществе идеалистических целей над прагматическими
| Психика как система, действия которой определяются конфликтом между сознанием и несознательными стремлениями.
| Выявление у пациента жизненных ситуаций, вызвавших заболевание
|
К. Юнг уровни бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Архетипы: персона(мораль), эго, тень(формирование бессознательного), анима-анимус(ж и м начала), самость(сознание).
| Через актуализацию определенных архетипов культура оказывает влияние на становление индивидуального сознания.
| отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено»
| Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию)
| Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам.
|
А. Адлер 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое Я; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.
| Детерминант человеческого поведения социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности»
| Изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться.
| В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.
|
|
Бихевиоризм
| Скинер Оперантная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Однако Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (то есть воздействия на поведение его последствий). три вида поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлектор-ном и оперантном
| Эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих. Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения.
| Сведение обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. В соответствии с его требованиями учебный материал расчленяется на мелкие порции (шаги), каждая из которых доступна для учащихся; каждый шаг немедленно подкрепляется; в этих целях используются технические средства.
|
| Явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.
|
Гештальтпсихология
| Левин Основанием человеческой активности в любых ее формах, будь то поступок, мышление, память, является намерение — потребность. Личность – целостная структура.
| Психологическое поле – видение определенных предметов (предметы обладают валентностью), обусловленное прошлым психологическим опытом и целями в будущем. Стремление удовлетворить потребности посредством предмета вызывает напряженность. Преодоление напряжения приводит к развитию сперва полевому а затем волевому.
| Общество часть поля.
| Не удовлетворение потребности. Осознать потребность и удовлетворить его.
| Гештальттерапия – выделяют одного человека и с помощью остальных людей создавать поле.
|
Гуманистическая психология
| А. Маслоу. Личность – открытая и саморазвивающаяся система.
| разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и ее достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие.
| Бытийные потребности человек удовлетворяет в обществе. Общество необходимо для самоактуализации, с другой стороны общество накладывает шаблоны.
| Если неудовлетворенными окажутся важные, базовые потребности, ему угрожает психопатология. А потому любая теория психопатогенеза должна иметь в своей основе верную теорию мотивации. Конфликт или фрустрация не обязательно приводят к патологии, но они становятся серьезными патогенными факторами тогда, когда угрожают удовлетворению базовых потребностей или тех парциальных желаний, которые тесно связаны с базовыми потребностями.
|
|
К. Роджерс. Человек самоактуализирующийся
| Естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей
| Помочь человеку осознать себя.
| Естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей. Человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно, антисоциально и вредно. Насколько идеальное «я» отличается от актуального или реального «я», настолько это отличие мешает здоровью личности и развитию. Человек может чувствовать неудовлетворенность, дискомфорт и испытывать невротические трудности, если это несоответствие чересчур велико. Конгруэнтность – несоответствие между реальным я и идеальным.
| В терапии, центрированной на личность, подразумевается равенство отношений, отсутствующее в отношениях доктор—пациент. Именно сам человек в этой терапии делает все для того, чтобы разрешить свои проблемы с минимальным вмешательством терапевта.
|
Когнитивная психология
| Келли
| Личность – система конструктов, в которых перерабатывается, воспринимается и интерпретируется личный опыт человека. Люди хотят быть уверены в следующем дне.
| Общество объект изучения
| Не совпадение прогноза с реальностью. Изменить конструкт для адекватности
| Метод репертуарной решетки. Ролевые игры.
|