Основные теории социальной психологии (таблица) | Обучение и развитие детей

Основные теории социальной психологии (таблица)

На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Основные теории социальной психологии (таблица)
Основные теории социальной психологии (таблица)
Лекции и практикум по психологии — Социальная психология
Основные теории социальной психологии

 

Теория и ее ведущие представители

Модель развития личности

Определение роли общества в развитии личности

Подход к пониманию аномального поведения. Механизм его коррекции

Коррекционные методики. Психотехники

Фрейдизм, психоанализ.

З. Фрейд. Психоанализ-мед. технология лечения неврозов. Фрейдизм-философская концепция которая применяет психоанализ для объяснения чека и общества. Сублимация-трансформация энергии либидо в высшие формы деятельности. Либидо Мартидо. Сверх-Я, Я, Оно.

Оральная стадия- 0—18 месяцев.Рот (сосание, кусание,жевание)Отвыкание от груди; отделение себя от материнского тела. Анальная- 1,5—3 года.Анус (удержание или выталкивание фекалий). Приучение к туалету (самоконтроль). Фаллическая- 3—6 лет.Половые органы (мастурбация).Идентификация со взрослыми одного с собой пола, выступающими образцами для подражания. Латентная- 6—12 лет.Отсутствует (сексуальное бездействие).Расширение социальных контактов со сверстниками. Генитальная- Пубертат-(вся оставшаяся жизнь).Половые органы (гетеросексуальные отношения). Установление интимных отношений или влюблённость; внесение своего трудового вклада в общество.

Основная деятельность «Сверх-Я» заключается в ограничении, запрещении или осуждении деятельности сознания («Я»), а также бессознательного («Оно»). Именно «Сверх-Я» ответственно за существующие у личности моральные нормы[27]. «Сверх-Я» формируется с распадом эдипова комплекса. Фрейд был уверен, что основное влияние на формирование «Сверх-Я» оказывают родители, а впоследствии его содержание дополняется нормами и ценностями общественных институтов и групп вне пределов семьи. «Сверх-Я», по мнению психоаналитиков, считается сформированным, когда внешний (родительский) контроль заменяется внутренним (самоконтролем). «Сверх-Я» находится в вечном конфликте с «Я», пытаясь «убедить» сознание человека в превосходстве и преимуществе идеалистических целей над прагматическими

Психика как система, действия которой определяются конфликтом между сознанием и несознательными стремлениями.

Выявление у пациента жизненных ситуаций, вызвавших заболевание

К. Юнг уровни бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Архетипы: персона(мораль), эго, тень(формирование бессознательного), анима-анимус(ж и м начала), самость(сознание).

Через актуализацию определенных архетипов культура оказывает влияние на становление индивидуального сознания.

отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено»

Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию)

Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам.

А. Адлер 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое Я; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.

Детерминант человеческого поведения социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности»

Изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться.

В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

 

Бихевиоризм

Скинер Оперантная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Однако Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (то есть воздействия на поведение его последствий). три вида поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлектор-ном и оперантном

Эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих. Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения.

Сведение обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. В соответствии с его требованиями учеб­ный материал расчленяется на мелкие порции (шаги), каждая из которых доступна для учащихся; каждый шаг немедленно подкрепляется; в этих целях использу­ются технические средства.

 

Явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.

Гештальтпсихология

Левин Основанием человеческой ак­тивности в любых ее формах, будь то поступок, мышле­ние, память, является намерение — потребность. Личность – целостная структура.

Психологическое поле – видение определенных предметов (предметы обладают валентностью), обусловленное прошлым психологическим опытом и целями в будущем. Стремление удовлетворить потребности посредством предмета вызывает напряженность. Преодоление напряжения приводит к развитию сперва полевому а затем волевому.

Общество часть поля.

Не удовлетворение потребности. Осознать потребность и удовлетворить его.

Гештальттерапия – выделяют одного человека и с помощью остальных людей создавать поле.

Гуманистическая психология

А. Маслоу. Личность – открытая и саморазвивающаяся система.

разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и ее достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие.

Бытийные потребности человек удовлетворяет в обществе. Общество необходимо для самоактуализации, с другой стороны общество накладывает шаблоны.

Если неудовлетворенными окажутся важные, базовые потребности, ему угрожает психопатология. А потому любая теория психопатогенеза должна иметь в своей основе верную теорию мотивации. Конфликт или фрустрация не обязательно приводят к патологии, но они становятся серьезными патогенными факторами тогда, когда угрожают удовлетворению базовых потребностей или тех парциальных желаний, которые тесно связаны с базовыми потребностями.

 

К. Роджерс. Человек самоактуализирующийся

Естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей

Помочь человеку осознать себя.

Естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей. Человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно, антисоциально и вредно. Насколько идеальное «я» отличается от актуального или реального «я», настолько это отличие мешает здоровью личности и развитию. Человек может чувствовать неудовлетворенность, дискомфорт и испытывать невротические трудности, если это несоответствие чересчур велико. Конгруэнтность – несоответствие между реальным я и идеальным.

В терапии, центрированной на личность, подразумевается равенство отношений, отсутствующее в отношениях доктор—пациент. Именно сам человек в этой терапии делает все для того, чтобы разрешить свои проблемы с минимальным вмешательством терапевта.

Когнитивная психология

Келли

Личность – система конструктов, в которых перерабатывается, воспринимается и интерпретируется личный опыт человека. Люди хотят быть уверены в следующем дне.

Общество объект изучения

Не совпадение прогноза с реальностью. Изменить конструкт для адекватности

Метод репертуарной решетки. Ролевые игры.