О деятельности Министерства образования России по организации и развитию службы практической психологии
На главную Документация школьного психолога Доклады о психологической службе О деятельности Министерства образования России по организации и развитию службы практической психологии
О деятельности Министерства образования России по организации и развитию службы практической психологии |
Документация школьного психолога — Доклады о психологической службе |
Е.Е.Чепурных, заместитель Министра образования Российской Федерации, Статс-секретарь Министерства образования Российской Федерации О деятельности Министерства образования России по организации и развитию службы практической психологии (доклад на II Международном конгрессе «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья) Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие сегодня становится неотъемлемой целью деятельности Службы практической психологии (далее – Служба), каждого образовательного учреждения. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связано с такими категориями как развитие, самореализация, уважение, здоровье, благополучие. Сегодня в результате целенаправленной и активной деятельности Служба востребована всеми участниками образовательного процесса: детьми и их родителями, педагогами, руководителями органов управления образованием и обеспечивает психологическое просвещение и профилактику, диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную помощь на всех уровнях системы образования Российской Федерации. Одним из основных механизмов реализации целей и задач по совершенствованию деятельности Службы стал План мероприятий по развитию Службы на 2000-20С01 годы (далее – План), рассмотренный на коллегии Министерства образования Российской Федерации 8.02.2000 г. «О состоянии, проблемах и перспективах развития Службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» и утвержденный приказом Минобразования России от 21.02.2000 № 515. Содержательный и управленческий характер Плана позволил структурным подразделениям Минобразования России в соответствии со своей компетенцией, совместно с учеными Российской академии образования (РАО) и психологами, органами управления образованием субъектов Российской Федерации осуществить мероприятия, направленные на обеспечение первоочередных организационных, научно-методических, нормативных, кадровых условий для развития Службы. В практику работы Минобразования России введён мониторинг по количественным и отдельным качественным показателям развития организационной структуры Службы, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее – ППиМС-центры), психолого-педагогические и медико-социальные консилиумы и комиссии (далее – ППК, МСК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты, центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса. Мониторинг проводится по единым формам один раз в два года по всем субъектам Российской Федерации. Согласно статистическим данным мониторинга 2001г., в Службе на должности педагога-психолога работает более 64 тысяч человек. В России действуют более 850 государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и учреждений образования, оказывающих специализированную и методическую помощь участникам образовательного процесса. Произошли изменения в качественном составе кадров педагогов-психологов образовательных учреждений: если в 1995 году базовое психологическое образование имел каждый четвёртый педагог-психолог, то в 2001 – каждый третий. Около 60 % от общего числа педагогов-психологов составляют специалисты, прошедшие переподготовку на базе высшего педагогического образования, 70 % из них прошли курсы повышения квалификации. С целью создания оптимальных условий, обеспечивающих деятельность педагогов-психологов, различных видов образовательных учреждений, а также ряда структурных подразделений Службы, Разработаны: проект «Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», «Концепция специальной психологической помощи в системе образования», «О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) образовательного учреждения», «Примерное положение о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения», инструктивное письмо «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» и др. В целях защиты ребенка от негативного воздействия детских игр и игрушек, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка, его психическое здоровье, издан приказ Минобразования России «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» (от 26.06.2000 № 1917), обеспечивающий введение порядка социально-психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек. Органами управления образованием субъектов Российской Федерации проведена большая работа по развитию Службы, приняты важные решения по развитию ее структурных подразделений. Так, в 62 субъектах Российской Федерации приняты региональные Положения о деятельности Службы, определены региональная модель и организационно-функциональная структура, утверждены нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в образовательных учреждениях, созданы координационные и научно-методические советы Службы. В региональные программы развития образования многих субъектов Российской Федерации внесены подпрограммы по психологическому обеспечению системы образования, развитию Службы, сети образовательных учреждений, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь обучающимся, воспитанникам. В деятельности Службы реализованы принципы коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, индивидуальная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь ребенку, ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии, сотрудничество семьи и школы и др. Служба является основой интеграции действий педагогов-психологов, педагогов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах обучения в образовательном учреждении. Неотъемлемой частью в организации комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения выступают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии, службы раннего и надомного сопровождения, специальные (коррекционные) образовательные учреждения. В Москве, Санкт-Петербурге, Красноярском, Краснодарском, Хабаровском краях, Брянской, Калининградской, Кировской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Орловской, Пермской, Ростовской, Самарской, Смоленской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях и многих других созданы уникальные организационно-функциональные модели Службы, как в условиях города, так и сельской местности с учётом этно-национальных и социально-экономических особенностей региона. Множество факторов риска для подрастающего поколения в современной России ведет к целому ряду проблем, требующих решения, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Особую тревогу вызывают увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей, детей со школьной и социальной дезадаптацией, высокий уровень детской преступности. Служба осуществляет эффективную помощь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, осуществляет диагностику, комплексные коррекционно-развивающие, реабилитационные мероприятия, направленные на создание оптимальной среды обитания и адаптацию детей к социуму. В основу работы с безнадзорными детьми положены принципы гуманистической педагогики и психологии: уважение к личности, признание ее индивидуальности, вера в собственные силы и возможности ребенка, опора на его лучшие качества; формирование гуманного отношения к людям, терпимости к различным мнениям, осознание ответственности перед обществом. Специалистами Службы осуществляется коррекция индивидуально-психологических особенностей детей, способствующих школьной и социальной адаптации, повышению их обучаемости. По данным проведенного мониторинга эффективности работы ППиМС-центров дети, втянутые в асоциальные формы поведения, назвали психолога наиболее востребованным специалистом, который помог им в разрешении их проблем. С целью обмена существующим в Российской Федерации опытом работы Службы, Минобразованием России, равно как и органами управления образованием, педуниверситетами и пединститутами страны систематически проводятся научно-практические конференции, совещания, семинары по актуальным вопросам практической психологии в образовании, в процессе работы которых отрабатываются концептуальные основы содержания и деятельности структурных подразделений Службы, профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях всех видов и типов, научно-методические программы и технологии. Особое внимание уделялось: вопросам школьной неуспешности; профилактики безнадзорности и беспризорности, поведенческих рисков подростков; организации социально-психологической помощи семье; психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психического здоровья, профилактики употребления психоактивных веществ, психокоррекционной и реабилитационной работе с детьми «группы риска». Перспективы и проблемы становления системы комплексного динамического сопровождения развития ребенка в образовательном процессе были рассмотрены на международной российско-фламандской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка», состоявшейся в марте 2001г. в г. Санкт-Петербурге, и всероссийском совещании-семинаре «Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка в условиях сельской местности» в апреле 2001г. в г. Краснодаре. Организация работы по раннему выявлению детей с отклонениями в развитии и оказанию им ранней комплексной помощи – одно из приоритетных направлений в деятельности Службы. Основной причиной возросшего внимания специалистов к проблеме ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей является в первую очередь нарастание инвалидизации детского населения. Раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых лет жизни позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в развитии, скорректировать уже имеющиеся трудности и в результате – значительно снизить степень социальной недостаточности детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования и социализации. Министерством в последние годы предприняты существенные шаги в этом направлении: в феврале 1999г. создано Государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Министерства образования Российской Федерации. В 2000 году Центром выполнены три научно-методических проекта: «Методическое обеспечение коррекционной помощи детям младенческого и раннего возраста с отклонениями в развитии», «Модель единой системы раннего выявления и коррекции нарушений слуха у детей», «Создание комплекта организационно-методического обеспечения групп кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии». Модель системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей действует в течение восьми лет в Санкт-Петербурге. В течение последних двух лет такая модель проходит апробацию в Новгородской области на базе городской психолого-медико-педагогической комиссии, где организован систематический прием детей младенческого и раннего возрастов, налажено взаимодействие с детскими поликлиниками города, специализированными дошкольными учреждениями. Региональные программы по развитию ранней диагностики и специальной помощи детям с отклонениями в развитии приняты в Самарской и Ростовской областях; организована система ранней помощи детям с отклонениями в развитии в г. Архангельске, подобные подходы обозначились в других субъектах Российской Федерации. Важное место в совершенствовании деятельности Службы занимают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППиМС-центры). Количество ППиМС-центров не только растет, но и расширяется спектр их деятельности. ППиМС-центры организуют и направляют совместные действия педагогов-психологов, медицинских работников, педагогов, ряда других специалистов на реализацию психолого-педагогических программ и технологий по формированию активной мотивации на здоровье, норм и ценностей здорового образа жизни, на режим двигательной активности. Важнейшей задачей Службы является координация усилий различных служб и ведомств, технологий и программ взаимодействия педагогов-психологов, педагогов, социальных работников, врачей, юристов и т.д. Поэтому можно рассматривать Службу как значимую объединяющую силу междисциплинарного и межведомственного взаимодействия, осуществляющую совместные проекты с министерствами, ведомствами и организациями, направленную на повышение качества образовательного процесса и защиту прав ребенка, которая вносит большой вклад в дело укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и в первую очередь психического и психологического. В рамках международного сотрудничества Минобразованием России отрабатывается модель «Российская лекотека», которая может рассматриваться как новое структурное звено в деятельности Службы, системы образования детей с отклонениями в развитии, их сопровождения в процессе обучения, ранней диагностики и коррекции отклонений (от 0 до 4 лет). Работа Лекотеки также направлена на стимуляцию и расширение возможностей игровой деятельности ребенка, создание безопасных условий жизнедеятельности, психоэмоционального и физического комфорта, обучение простейшим способам общения, формирование элементарных навыков самообслуживания. В рамках подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в 109 ППиМС-центрах 72 субъектов Российской Федерации проведено укрепление материльно-технической базы, были поставлены комплекты коррекционно-развивающего и компьютерного оборудования, автотранспорт, слесарные и столярные мастерские для мальчиков, швейные мастерские для девочек, комплекты психологических диагностических методик. Поставка автотранспорта в государственные и муниципальные ППиМС-центры способствовала организации и проведению экстренной психологической помощи, комплексной диагностико- коррекционной и реабилитационной работы с детьми в отдаленных районах сельской местности. В рамках российско-бельгийского проекта «ПМС-центры» специалистам ППиМС-центров Москвы, Калининграда, Орла, Ярославля оказана методическая помощь по вопросам профилактики наркомании, суицида среди подростков, формирования учебных и социальных навыков. Реализация международных проектов способствовала повышению квалификации специалистов, обмену диагностическими и терапевтическими программами, выработке общих критериев и показателей эффективности деятельности специалистов, внедряемых технологий. Минобразования России в 2001 году проведены обучающий семинар «Создание адаптивной среды. Технологии использования оздоровительно-развивающего и реабилитационного оборудования» в г.Вязьма Смоленской области и Всероссийский конкурс коррекционных и развивающих программ. В соответствии с условиями конкурса к его заключительному этапу были допущены 25 программ, представленных авторскими коллективами образовательных учреждений Санкт-Петербурга, Республик Башкортостан, Карелия, Марий Эл, Татарстан, Чувашия; Алтайского, Красноярского, Ставропольского краев; Амурской, Архангельской, Воронежской, Вологодской, Курганской, Липецкой, Оренбургской, Нижегородской, Новосибирской, Смоленской (2), Ростовской (2), Тамбовской, Ярославской областей (2). За разработку коррекционных и развивающих программ и технологий для их использования применительно к поставленному в ППиМС-центры реабилитационному оборудованию (кабинеты психологической разгрузки, сенсорные комнаты и др.) вручены почетные грамоты и призы (комплекты коррекционно-развивающего оборудования). Материалы семинара и конкурса положены в основу разработки методических рекомендаций по использованию оздоровительно-развивающего и реабилитационного оборудования. В целях повышения эффективности психологического обеспечения образовательных учреждений, выявления и внедрения лучших психологических диагностических методик, используемых образовательных учреждениях, дальнейшего совершенствования содержания деятельности Службы в 2001г. проведён первый Всероссийский конкурс на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования Российской Федерации, в котором приняло участие 50 авторских коллективов из 19 субъектов Российской Федерации. В Санкт-Петербурге проведена IV всероссийская выставка достижений практической психологии. В программу выставочных мероприятий вошли лекции и семинары для населения. Все это позволяет психологам и специалистам познакомиться с новейшими методическими разработками в различных областях психологии, представить новые проекты, расширить свой кругозор, пополнить библиотеки. Возрастающие требования к деятельности, как педагогов-психологов, так и Службы в целом, выявили ряд актуальных проблем, снижающих эффективность психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, воспитанникам: в штатном расписании многих образовательных учреждений отсутствует ставка педагога-психолога, остаётся низкой укомплектованность образовательных учреждений педагогами-психологами, особенно в сельской местности; многие педагоги-психологи не обеспечены кабинетами и разработанным психолого-педагогическим сертифицированным инструментарием, что приводит к снижению доступности и качества психологических услуг участникам образовательного процесса; не отработан единый механизм систематического повышения квалификации педагогов-психологов и специалистов Службы; в ряде случаев деятельность педагога-психолога зависит от субъективного понимания руководителями образовательных учреждений целей, задач и методов деятельности Службы; не задействованы механизмы эффективного управления Службой в деятельности многих региональных органов управления образованием, отсутствует чёткая дифференциация и координация её структурных подразделений. Важными элементами развития ППиМС-центров представляются: государственная поддержка Центров, ведущих инновационную и научно-методическую деятельность, придание им статуса опорных федеральных экспериментальных площадок; развитие договорной деятельности между ППиМС-центром и образовательным учреждением другого типа, определяющей права и обязанности обеих сторон. Следует поддержать введение ответственных за деятельность службы практической психологии в органах управления образованием регионов, определение их должностных обязанностей, совершенствование вертикали управления, определение действенных механизмов взаимодействия структурных подразделений Службы. Подготовка специалистов для Службы в качестве неотъемлемой части вошла в образовательные программы многих высших учебных заведений. При подготовке педагогов-психологов огромное значение имеет комплексное научно-методическое обеспечение учебного процесса, создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и учебно-методических средств обучения, необходимых для полного и качественного профессионального образования. Поддерживая эту тенденцию, предстоит решить вопрос участия вузов в оказании действенной научно-методической помощи педагогам-психологам, в создании единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов Службы. Редко используется возможность введения практико-ориентированного факультатива или курса психологии в образовательных учреждениях, отмечается несовершенство программ по психологии. Педагоги-психологи, ведущие уроки психологии как предмет, или факультативы по психологии не обеспечиваются единым комплектом учебно-методических материалов. Следует поддержать практику введения курса психологии в школьный и региональный компоненты базисных учебных планов. В настоящее время наметился определенный разрыв между академической наукой и внедрением научных разработок в практику Службы. Деятельность отдельных лабораторий не может решить проблем комплексного научно-методического обеспечения Службы, своевременно обеспечивать развитие и расширение сферы деятельности ее структурных подразделений. Требуется создание научных структур, решающих проблемы разработки перспективных прикладных исследований и апробации конкретных технологий применения научных разработок и методического обеспечения в деятельности Службы. Необходимо существенно улучшить информационное обеспечение педагогов-психологов и специалистов Службы. Организовать изучение деятельности структурных подразделений Службы научно-обоснованными методами мониторинга и ввести единые формы государственной статистической отчетности. Ограниченность информации, ее недоступность руководителю, специалисту, родителю, дублирование в деятельности различных подразделений Службы, отсутствие прочных механизмов взаимосвязи становятся тормозом в развитии, как самой системы, так и ограничителем в помощи ребенку. Дальнейшее развитие Службы как одного из важных факторов обеспечения нового качества образования в условиях модернизации российского образования требует решения ряда организационно-управленческих, нормативных правовых, научно-методических, информационных и кадровых задач. Процесс развития Службы предстоит сделать планомерным, перевести в область обдуманной стратегической политики, в которой будут чётко определены цели и критерии развития всех её структурных подразделений, выявлены потенциальные точки роста, определены этапы становления. |