На главную  Психодиагностика психолога в школе  Диагностика интеллектуального развития   Методика "Сложные аналогии"        
  | Методика "Сложные аналогии" | 
 
    | Психодиагностика психолога в школе —   Диагностика интеллектуального развития | 
     | Методика, предложенная Э.А.Коробковой,  направлена на выявление того, в какой мере испытуемому доступно понимание сложных  логических отношений и выделение абстрактных связей. Кроме того, методика  провоцирует проявления резонерства у больных, склонных к нему. 
 
 
 Для проведения методики «Сложные аналогии»  нужен бланк:
 
 
  Овца — стадо Малина — ягода Море — океан Свет — темнота Отравление — смерть Враг – неприятель    Методику можно применять при исследовании испытуемых, имеющих не менее 7 классов  образования, но чаще всего ввиду очень большой трудности ее применяют при исследовании испытуемых со  средним и высшим образованием. | испуг — бегство 
 
 | слово — фраза 
 
 |   | физика — наука 
 
 | бодрость — вялость 
 
 |   | правильно — верно 
 
 | свобода — независимость 
 
 |   | месть — поджог 
 
 | праздность — безделье 
 
 |   | бережливость — скупость 
 
 | глава — роман 
 
 |   | десять — число 
 
 | покой — движение 
 
 |   | грядка — огород 
 
 | прохлада — мороз 
 
 |   | похвала — брань 
 
 | обман — недоверие 
 
 |   | пара — два 
 
 | пение — искусство 
 
 |  
 Инструкция: «Давайте  рассмотрим, какая связь между этими парами слов (вверху)», и подробно характеризуют  принцип связи каждой пары. Так, например, ему объясняют, что «свет — темнота»  — противоположные понятия, «отравление — смерть» имеют причинно-следственную  связь, «море — океан» имеют количественное отличие. После этого испытуемому  предлагают прочесть каждую пару из расположенных внизу, сказать, к какой  паре из числа верхних она относится и назвать принцип этой связи. Больше  никаких объяснений экспериментатор  не дает, а только записывает решения испытуемого, пока он не делает 2-3 попыток  самостоятельного решения. В случае, если эти первые решения свидетельствуют о том, что испытуемый задачу не  понял, экспериментатор дает повторные  объяснения и вместе с испытуемым решает 2-3 задачи. Правильное решение задачи должно иметь примерно такую форму «физика  — наука» соответствует паре «малина — ягода», потому что физика —  одна из наук, так же как малина — это  один из видов ягод. Или: «испуг — бегство» соответствует «отравление — смерть»,  потому что и там и здесь причинно-следственные отношения.
 
 Если же испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении,  это еще не дает права делать вывод об интеллектуальном снижении; многие  психически здоровые люди с трудом выполняют это задание. Нужно подвергнуть анализу ошибки,  вернее, весь ход рассуждений испытуемого. Чаще всего эта методика оказывается  полезной для выявления соскальзываний, внешних пара-логичных умозаключений, т.  е. той растекаемости мышления, которая наблюдается при шизофрении. Больной,  например, начинает пространно рассуждать о том, что «испуг — бегство»  соответствует паре «враг — неприятель», потому что во время войны такое бывает, или  отвечает, что «физика — наука» соответствует понятиям «свет — темнота», так как это  понятия, изучаемые физикой, и т.д.
 
 Форма  протокола к методике «Сложные аналогии»
 
 
   Примечание. В этом протоколе  лучше записывать обе соотносимые пары слов (а не номер задачи) во избежание возможных  ошибок. Обсуждение следует записывать полностью. Можно в одной графе чередовать реплики и  вопросы экспериментатора (заключая их в скобки) и ответы испытуемого. | 
 Какую пару к какой    относят
 | Обсуждение,    доказательства 
 
 |   | 
 
 | 
 
 |   | 
 
 | 
 
 |  
 
 
 
 |