Методика "Простые аналогии" (диагностика мышления)
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика интеллектуального развития Методика "Простые аналогии" (диагностика мышления)
Методика "Простые аналогии" (диагностика мышления) |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика интеллектуального развития | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнение методики «Простые аналогии» требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Методика заимствована из психологии труда. Для проведения опыта нужен бланк или просто отпечатанный на машинке ряд задач. Задание пригодно для исследования испытуемых с образованием не ниже 7 классов.
Разберем еще пример: вот здесь слева — яйцо — скорлупа. Связь такая: чтобы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа — картофель и внизу пять слов на выбор. Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, чтобы испытуемый ее хорошо усвоил. В норме, при соответствующем образовании, исследуемые усваивают порядок решения задач после 2-3 примеров. Если испытуемый, имеющий образование 7 классов, никак не может усвоить задание после 3-4 примеров, это дает основание думать, что его интеллектуальные процессы, по крайней мере, затруднены. Чаще всего при выполнении этого задания наблюдаются случайные ошибки. Вместо того, чтобы руководствоваться при выборе слова образцом логической связи слева, испытуемый просто подбирает к верхнему слову справа какое-либо близкое по конкретной ассоциации слово из нижних. Форма протокола к методике «Простые аналогии»
Методикой можно пользоваться для повторных проб, если разделить этот набор на две или три части. |