Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С.Круглов | Обучение и развитие детей

Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С.Круглов

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С.Круглов
Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С.Круглов
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы
(адаптированный и модифицированный вариант методики М.Рокича)

Ход работы: учащимся предлагается две инструкции:

Инструкция 1: «Ниже приводится список основных целей, которые люди стремятся достичь в своей жизни. Укажите, какие из них являются для Вас ценными, значимыми, проставив у каждого пункта баллы от 1 до 5 (наиболее значимый – 5)»

БЛАНК 1. (Т – ценности)

Содержание целей (ценностей) жизни

Балл  от 1 до 5

Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках



Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)



Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни)



Здоровье (физическое и психическое)



Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)



Интересная работа



Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком )



Свобода как независимость в поступках и действиях



Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)



Хорошие и верные друзья



Познание (возможно расширение своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие)



Счастливая семейная жизнь



Творчество (возможность творческое деятельности)



Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)



Активная, деятельная жизнь



Равенство (братство, равные возможности для всех)



Инструкция 2: «Ниже приводится список основных качеств личности человека. Укажите, какие из них являются для Вас нужными, ценными, значимыми, проставив у каждого пункта баллы от 1 до 5 (наиболее значимые – 5)».

БЛАНК 2. (И – ценности)

Качества личности (как ценности)

Балл от 1 до 5

Высокие запросы (высокие притязания)



Чуткость (заботливость)



Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)



Жизнерадостность (чувство юмора)



Эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе)



Смелость в отстаивании своего взгляда, мнения



Исполнительность (дисциплинированность)



Нетерпимость к недостаткам в себе и других



Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, привычки)



Честность (правдивость, искренность)



Образованность (широта знаний,  высокая общая культура)



Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)



Терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки, заблуждения)



Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)



Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения )



Ответственность (чувство долга, умение держать слово)



Обработка результатов методики «Определение сформированности ценностных ориентаций»:

Ценностные ориентации разделяют на две группы на основании того, каким целям и задачам служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели  (терминальные ценности), вторую – ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем. Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.

В первую очередь необходимо определить степень сформированности механизма дифференциации, то есть умение сделать ценностный выбор. Об этом судят по разбросу баллов, которые испытуемый использует для оценок. По этому показателю выделяют три группы испытуемых:

  1. используют все оценки пятибальной шкалы (это свидетельствует о сформированности механизма дифференциации);
  2. пользуются только двумя оценками (механизма дифференциации находится только на начальной стадии формирования);
  3. используют только один балл или вообще не могут дать оценки (это свидетельствует о несформированности механизма дифференциации).
Далее проводится качественный анализ ценностных ориентаций испытуемого – в соответствии с полученным баллом выделяют наиболее и наименее значимые ценности. Такой анализ применим только к первой группе испытуемых. Ценности, получившие наивысший балл, характеризуют общую направленности личности. Ценности, получившие наименьший балл, также важны для характеристики направленности личности, так как показывают незначимость этих целей и средств личности.   Ценности, которые находятся в середине иерархической структуры малоинформативны с точки зрения общей направленности личности: для них характерна тенденция к изменению рангового места в зависимости от обстоятельств жизни.