Методика изучения потребности общения (ПО) и потребности достижения (ПД)
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика мотивационной сферы Методика изучения потребности общения (ПО) и потребности достижения (ПД)
Методика изучения потребности общения (ПО) и потребности достижения (ПД) |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика мотивационной сферы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель. Изучение уровня сформированности потребности общения и потребности достижения. Инструкция. В анкете содержатся 22 утверждения, которые позволят испытуемым уточнить свои мнения, интересы и оценку себя. Если испытуемый согласен с утверждением, он напишет «да» рядом с номером этого утверждения, если не согласен — «нет», никаких дополнительных записей ему делать не следует. Заполняя анкету, испытуемый должен иметь в виду, что утверждения коротки и не содержат всех необходимых подробностей. Поэтому ему необходимо представлять себе типичные ситуации и не задумываться над деталями, не тратить время на обдумывание, отвечать быстро, давать первый ответ, который приходит в голову, отвечать по порядку и обязательно на каждый вопрос. Возможно, некоторые утверждения испытуемому будет трудно отнести к себе, тем не менее, он должен постараться ответить «да» или «нет», не стремясь произвести своими ответами заведомо благоприятное впечатление и не боясь свободно выразить свое мнение. Тестовый материал. Опросник ПД.1. Я думаю, что успех в жизни скорее зависит от случая, чем от расчета.2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смыл. 3. Для меня в любом деле важнее процесс его выполнения, а не конечный результат. 4. Считаю, что люди больше страдают от неудач в работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими. 5. По моему мнению, большинство людей живет далекими, а не близкими целями. 6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач. 7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные. 8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы. 9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности. 10. Мои родители считали меня ленивым ребенком. 11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам. 12. Мои родители слишком строго контролировали меня. 13. Терпения во мне больше, чем способностей. 14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений. 15. Думаю, что я уверенный в себе человек. 16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу. 17. Я не усердный человек. 18. Когда все идет гладко, энергии у меня прибавляется. 19. Если бы я был журналистом, то об оригинальных изобретениях людей писал бы охотнее, чем о происшествиях. 20. Мои близкие обычно не поддерживают моих планов. 21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей. 22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей. Обработка результатов. Испытуемый выбирает один из предлагаемых ему на каждое утверждение ответов, за который ему присуждаются баллы. Они указаны после каждого ответа, в скобках. Итоговый показатель получают, суммируя баллы. Он может находиться в диапазоне от 7 (очень неблагоприятная оценка) до 25 баллов (очень высокая оценка). Итоговые показатели анализируются в первую очередь для того, чтобы выделить учеников с крайними оценками. После этого подробно рассматривается распределение ответов по каждому вопросу с целью выделения наиболее серьезных проблем, подсчитываются индивидуальные и групповые показатели. Затем подсчитывается количество баллов, полученных каждым отвечавшим, по следующему «ключу»: один балл за каждый ответ «да» на утверждения 2, 6, 7, 8, 14,16,18, 19, 21, 22 и по одному баллу за ответ «нет» на утверждения 1, 3, 4, 9,10, 11,12,13,15,17,20. Интерпретация результатов. Сумма баллов говорит об уровне потребности в достижениях. Тестовый материал. Опросник ПО.
Интерпретация результатов. Чем больше суммарный показатель, тем выше уровень потребности в общении. Результат исследования уточняется при сравнении с оценочной шкалой (см. табл. 8). Таблица 8 Шкала для оценки результатов самодиагностики
|