Методическая разработка урока
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Федулова Гузель Гайсовна
Тип урока: Комбинированный Цель: нарисовать эскиз украшения с изображением священного животного Задачи:
Список использованной литературы
- Образовательные:
- закрепить знания об искусстве Древнего Египта,
- познакомить учащихся с использованием зооморфных мотивов в искусстве Древнего Египта,
- выполнить рисунок в соответствии с задуманным эскизом.
- Воспитательные: воспитывать
- интерес к искусству Древнего Египта,
- коммуникативные качества личности,
- чувство коллективизма, взаимопомощи и поддержки,
- волевые качества личности (доводить работу до конца).
- Развивающие:
- развивать творческое воображение, речь (пополнение словарного запаса, формирование точного речевого высказывания), логическое мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение), цветовое, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию.
| | ||
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ | |||
Цель: выполнить эскиз украшения с изображением священного животного | |||
№ этапы | Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Врем. регл. этапа | |
1 | Организационный этап: | 2 мин. | |
| Приветствие. Проверка готовности рабочих мест. Эмоциональный настрой. Повторяйте вслед за мной: Я бесконечно доброе, Феноменально умное, Чертовски привлекательное, Божественно красивое, Необычайно работоспособное, Беспредельно ответственное, Беспрецедентно талантливое, Экстра ординарное, Непогодам развитое, Сказочно щедрое, Бесподобно бесподобное, Невероятно перспективное, Непостижимо оптимистичное, Крайне интеллигентное, Супер активное, Архи надежное, Бесспорно положительное, Фантастически скромное Человечище ! | | |
2 | Мотивационный момент: | 2 мин. | |
| У: Сегодня тема нашего урока будет посвящена искусству одного древнего государства, а какого – вы сами сейчас скажете. (Читает текст-описание о Египте): Находится оно в северо-восточной части Африки, где простираются огромные пустыни. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек мира – Нил. По берегам реки росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник – папирус. В водах Нила обитали крокодилы и множество рыб. В прибрежных зарослях можно было увидеть бегемота и дикую кошку, уток, гусей, пеликанов… (слайд с изображениями пустыни, долины реки Нил) О каком государстве идет речь? У: О Египте. | | |
3 | Актуализация знаний. | 3 мин. | |
| У: Где еще вы встречаетесь с этой темой? У: На предметах истории, географии, мхк. У: Для чего важна данная тема? У: Для того, что бы быть эрудированным, коммуникабельным, компетентным. Чтобы знать историю художественной культуры. У: Где вам пригодятся знания, полученные на уроке? У: На других предметах, на экзамене, на олимпиаде. У: Ребята! Что вам сразу представляется, когда мы начинаем говорить об искусстве Древнего Египта? У.: Пирамиды, сфинксы, храмы, большие статуи и фигурки богов, гробницы фараонов, росписи стен и т.д. У: Давайте посмотрим на экран и вспомним, как они выглядят (слайды). Учащиеся комментируют изображения. | | |
4 | Изучение нового материала. | 8 мин | |
У.: Во 2-й четверти на уроках истории вы изучали особенности религии, культуры и искусства Древнего Египта. Скажите, что занимало важное место в жизни египтян? У.: Религия. У.: Да, у египтян практически все области жизни (земледелие, охота, военные действия, власть фараона, строительство, ремесла, искусство) подчинялись культу богов. Часто боги олицетворялись с животным или в строении своего тела имели некоторые части животных. Давайте вспомним эти божества (слайды). Ответы учащихся: Бог Амон-Ра мог быть в облике кота. Бог тьмы Апоп изображался в виде змеи. Бог земли Геб имел вид человека с головой змеи. Богиня неба Нут представляла собой огромную корову. Бог мудрости Тот изображался с головой птицы ибиса. У бога Анубиса тело человека с головой шакала. Бог Гор имел голову сокола. У.: Египтяне также обожествляли животных. Кто такая Бастет? (Черная кошка – покровительница женщин). Кто такой Скарабей? (Священный жук, подобный Солнцу). У.: Издревле представители этого древнего народа старались защитить себя от различных опасностей. Человек верил в то, что нарисованные, вырезанные из камня или кости, вылепленные из глины фигуры животных, могут активно вмешиваться в жизнь людей, вредить или помогать. Для этого при создании одежды, ювелирных украшений, предметов быта использовали изображения богов и священных животных. Мастера изготавливали амулеты в виде гиппопотамов, крокодилов, собак, птиц, лягушек и т.п. Ювелирные украшения (ожерелья, браслеты, кольца, серьги, нагрудные украшения и др.) с изображением священных животных люди носили на себе и помещали в могилы для защиты умершего. Они окружали свой быт изделиями, которые:
Власть фараона обожествлялась. Поэтому его корона также украшалась священным знаком Урей (диск с головой священной змеи), который символизировал священную кобру Уаджет, а на платке фараона (немесе) помещалась золотая голова коршуна – знак Нехбет. Эти изображения превратились в элементы украшения – декора. А в изобразительном искусстве эти элементы получили название зооморфных мотивов. Египет всегда был богат разными породами камня, металлами, драгоценными камнями. Все это использовалось мастерами. Из алебастра, шифера, известняка, базальта, гранита, обсидиана, сердолика, мрамора и других пород они создавали статуэтки, посуду (бокалы, вазы, блюда, сосуды), рукоятки ножей, кинжалов. В изготовлении украшений и предметов быта использовали различные материалы (дерево, слоновая кость, медь, бронза, серебро, золото) и самоцветы (лазурит, сердолик, бирюза, гранат, малахит, аметист и др.). 4. Знакомство с изделиями (форма, цвет, металлы, самоцветы, расположение элементов). У.: Давайте рассмотрим изображения некоторых украшений и предметов быта древних египтян. А помогут нам в этом слайды. а) Сосуд в виде рыбы (камень) и в виде утки (ангидрит). б) Статуэтки: кошка Бастет (бронза) и гиппопотам (фаянс). в) Изразцы для оформления помещений с изображением животных (фаянс, роспись). г) Рукоятки, ножны кинжалов с изображением животных (дерево, облицованное золотом, кость, золото). д) Печати в виде священного жука-Скарабея (различные ценные камни). е) Ларец из гробницы Тутанхамона: роспись крышки – группа львов и львиц в сценах охоты в пустыне(дерево, роспись). ж) Предметы мебели: кресло Тутанхамона (использованы знаки Урей, подлокотники – крылья Гора), кресло и кровать с ножками в виде львиных лап (дерево, роспись). з) Головной убор фараона со знаками Урей, Нехбет (золото с цветной пастой). и) Нагрудное украшение с изображением Гора (металл, цветные пасты, самоцветы). к) Ювелирные украшения: браслеты, кольца, серьги, включающие в себя изображения Скарабея, Гора, Змеи и т.д. (металлы, цветные пасты, самоцветы). В процессе рассматривания слайдов учитель обращает внимание учащихся на наличие во всех изделиях изображений священных животных, на их местоположение в изделиях. Обговариваются материалы, форма изделий, цветовая гамма инкрустации и росписи, а также расположение элементов украшения относительно друг друга. Физминутка Учитель предлагает отдохнуть и выполнить под музыку движения. Затем, перед началом практической работы, все выполняют упражнения для кистей и пальцев: Поднять пальцы вверх. Ритмично несколько раз сжать и разжать пальцы, Опустить пальцы вниз и потрясти кистями. При необходимости – повторить еще раз. | |||
5. | Практическая самостоятельная работа студентов | 20 мин. | |
| Рисование эскиза ювелирного украшения с изображением священного животного. У.: Ребята! Давайте себе представим, что мы с вами ювелирных дел мастера и живем в Древнем Египте. Нам нужно создать эскиз ожерелья для царицы Нефертити. Обязательное условие – в эскизе должно присутствовать изображение священного животного. Давайте еще раз вспомним их названия. У.: Скарабей, змея, сокол (чаще других), кошка, коршун, шакал, ибис и др. У.: Давайте рассмотрим ожерелья (слайды: 1,2) 1) Ожерелье с Коброй выполнено полностью из золота, 2) Ожерелье с грифом (Нехбет) и коброй (Уаджит), выполнено из золота с использованием цветной пасты, 3) Ожерелье, где основа набрана бусинами из самоцветов, а завершения выполнены в виде головы Гора. а) Демонстрация расположения деталей ожерелья с помощью элементов на магнитах. Создание эскиза карандашом. Работа красками. У.: Как мы уже видели с вами, у египтян существовали определенные правила расположения элементов в изделии. Поэтому при выполнении эскиза вы должны эти законы соблюдать. На доске нарисованы контуры нагрудного украшения. Учитель, пользуясь элементами на магнитах (скарабей, голова сокола, змеи, и т.д.), демонстрирует расположение изображений (по центру или в местах застежки). Затем предлагает учащимся подумать о том, из каких материалов будет сделано предполагаемое ожерелье. От этого будет зависеть и выбор красок (полностью из золота, сочетание золота с самоцветами или пастой; выполненное бусинами). Для выполнения эскиза используется шаблон – контур ожерелья, который накладывается на лист бумаги А3 и обводится карандашом. Затем учащиеся намечают элементы украшения, и переходят к цветовому решению работы. В процессе практической работы учитель направляет учащихся, следит за качеством выполнения рисунка (равномерным распределением краски, выполнением тонких контурных линий). | | |
6 | Подведение итогов занятия: | 5 мин. | |
| По окончании учитель с учащимися рассматривают работы, выбирают самые интересные, отмечают качество выполнения работы. Незаконченные работы предлагает завершить дома и продемонстрировать их на следующем уроке. У.: Как вы думаете, понравились бы ваши ожерелья царице Нефертити? (Ответы) У.: Сегодня мы говорили об искусстве Древнего Египта. Скажите, какая была тема у нашего урока? У.: Священные животные в ювелирных украшениях и предметах быта. У.: Назовите священных животных, которых изображали египтяне. у.: Скарабей, змея, коршун, сокол, шакал, кошка и др. У.: Почему в египетском искусстве большое значение придавали животным? у.: Вся жизнь была подчинена религии, а животные обожествлялись и окружали в предметах жизнь египтян. У.: В каких изделиях сегодня мы видели изображения животных? У.: В ювелирных украшениях, мебели, оружии, предметах быта – ларцах, посуде, вазах. Учитель дает оценку работы учащихся на уроке. | | |
| Рефлексия. Определите свое состояние, выбрав одно из пары. чувствую вдохновение – подавленность; интересно – не интересно уверен в себе – не уверен в себе не устал – устал старался – не старался доволен собой – не доволен собой не раздражен– раздражен | 2 | |
7 | Домашнее задание: Нарисовать священное животное Древнего Египта, формат А4 | 1 мин | |
8. | Уборка рабочих мест. | 2 мин. | |
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________________________Федулова Г.Г. | |||
Список использованной литературы
- Программа «Изобразительное искусство 5 класс». АвторБ.М.Неменский / М., Просвещение, 2011
- Всемирная история. Древний мир. Под ред. В.П.Будановой / М., ЭКСМО, 2003.
- История Древнего мира. Часть 1. Учебник для 5 класса. А.А.Вигастин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. / М., Просвещение, 2007.
- Искусство Древнего Египта. М.Э. Матье / М., «В.Шевчук», 2010.
- Рисуем, как древние египтяне. Клер Торн / М., «Никола-Пресс», 2010.