Методическая разработка практического занятия «Особенности обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД при выполнении задач в сложных географических и климатических условиях»
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Нелюбин Роман Владимирович
Учебно-воспитательные цели практического занятия: 1.Обучающие: — изучить основы обеспечения личной безопасности при выполнении служебных обязанностей, возложенных на сотрудников органов внутренних дел, а также во внеслужебное время; — изучить особенности тактики проведения оперативно-служебных мероприятий в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности; 2. Развивающие: — способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10); — способность соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-21); — способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-23); — способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам исследования (ПК-28); 3. Воспитательные-формирования у обучающихся: — действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма; — способности проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-8). План проведения практического занятия
1. Вводная часть (5 минут).
2. Основная часть (75 минут).
Основы выживания в лесной местности.
Основы выживания в горной местности.
Основы выживания в условиях низких температур
3. Заключительная часть (10 минут).
Преподаватель подводит итоги практического занятия. Объявляет оценки. Отмечает курсантов, успешно подготовившихся к занятию.
Ставит задачи курсантам, плохо усвоившим материал.
Дидактические материалы и материально-техническое обеспечение практического занятия
— проектор; — компьютер; — цифровые носители; — видеофильмы; — схемы; — презентация с основными вопросами и ключевыми понятиями. Литература
а) нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря1993 // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – ст. 445. 2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 7. – Ст. 900. 3. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 300-ФЗ «О Внесении изменений в ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отдельных вопросов прохождения службы в ОВД». 4. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации». 5. Указ Президента Российской Федерации от 3 июля 2016 № 226 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». б) основная литература
1. Нелюбин, Р. В. Личная безопасность сотрудников ОВД при выполнении оперативно – служебных задач: учебно-практическое пособие / Р. В. Нелюбин, А. С. Журавлев. ― Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2014. ― 145 с.
2. Николаев В.В. Обеспечение личной безопасности сотрудников полиции в различных ситуациях служебной деятельности: учебное пособие/ В.В. Николаев, В.В. Григорьев. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012 – 70 с. в) дополнительная литература 1. Джемелинский В.А. Обеспечение личной безопасности сотрудников ДПС ГИБДД МВД России – М. ДГСК России, 2011. – 6 с. 2. Копытов Ю.А. Административное право: учебник для бакалавров / Ю.А. Копытов. – Москва: Юрайт, 2013. – 645 с. 3. Коркин А.В. Применение сотрудниками полиции мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: учебное пособие / А.В. Коркин, Е.В. Елфимова. – Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2013. – 120 с. 4. Методические рекомендации: Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. – М.: ДГСК МВД России, 2013. – 67 с. 5. Потапов А.И. Административная юрисдикция органов внутренних дел:учебное пособие / А.И. Потапов, М.М. Пронина, О.В. Корниенко. – Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2013. – 290 с. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. URL:http://www.iprbookshop.ru/ – Электронно-библиотечная система IPRbooks. 2. URL:http://www.consultant.ru/ – Справочная правовая система КонсультантПлюс. 3. URL:http://www.garant.ru/ – Информационно-правовое обеспечение Гарант. 4. URL:http://www.iprbookshop.ru/ – Электронно-библиотечная система IPRbooks ЭБС. Методические рекомендации по организации и проведению практического занятия
Занятие проводится с помощью интерактивных методов обучения – работа в малых группах и творческие задания. Под творческими заданиями нами понимаются такие учебные задания, которые требуют от курсанта не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Работа в малых группах дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Содержание практического занятия
Вопрос № 1: Обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД в сложных географических и климатических условиях. Мозговой штур: Вариант № 1 Понятие сложных географических условий? Вариант № 2 Понятие сложных климатических условий? Практическое задание № 1 Ориентирование в лесной местности Существует несколько способов сориентироваться в лесу, от которых зависит ваше выживание: — по солнцу, луне, звездам Ночью не сложно ориентироваться по луне. Полная луна противостоит солнцу, а значит, что в 07.00 она находится на западе, в полдень на юге и в 19.00 – на востоке. Прямая линия, проведенная мысленно через две крайние звезды Большой Медведицы, имеющей форму ковша, пройдет к яркой Полярной звезде, которая всегда в нашем полушарии находится на севере. — растительность (трава, мох, ягоды). У растущих на открытом пространстве деревьев ветки длиннее и гуще, на срезах пнях годовые кольца шире, у созревшей ягоды окраска ярче с южной стороны. На стволах берез бывает больше пятен, мох на пнях растет, грибы чаще располагаются, кора темнее и грубее, после дождя стволы сосен обычно чернеют, а смолы на них выделяется меньше с северной стороны. — животные и насекомые Муравейник у ствола, пня или камня находятся, и пчелы часто строят свои гнезда с юга. — часы Направление Север → Юг не трудно установить и с помощью часов. Для этого их ставят в горизонтальное положение направляя часовую стрелку на солнце. Угол между часовой стрелкой и направление на цифру 12 циферблата часов делят пополам. Линия, проходящая из центра часов через середину угла, всегда укажет направление Север → Юг. Запомните, что до 12.00 юг будет находится справа от солнца, а после 12.00 слева. Выйдя на тропу, внимательно осмотритесь: если ветки окружающих деревьев бьют в грудь и по поясу, то это тропа звериная, с нее лучше сойти. Если посчастливилось найти речку следуйте вниз по течению. Рано или поздно это вас приведет к реке, а следуя вдоль реки вы обязательно выйдете к людям. Слушайте больше, вследствие ограниченности обзора в лесу. Вы можете уловить знакомые звуки, говорящие о присутствии людей (это могут быть звуки поезда, лай собак и т.д.). В некоторых случаях можете залезть на возвышенность, дерево и осмотреться. Обходите любые опасные места в лесу, особенно болота и трясины. Не рискуйте. Экономьте силы, делайте всё обдуманно и размеренно. К ночи готовьтесь заранее. Временные пристанища лучше выбирать поближе к ручью, речке, но на сухом открытом пространстве. Такое местоположение, обдуваемое ветром, спасёт вас от гнёта комаров и других летающих насекомых. Помните, что надо быть максимально заметным, видимым и слышимым. Поэтому разводите два костра один для хозяйственных нужд, а другой для сигнала. Это облегчит работу спасателей и увеличит ваши шансы на выживание. Практическое задание № 2 Чем питаться в лесу чтобы выжить? Самая простая и богатая белками пища доступная если ковырнуть верхний слой почвы носком ботинка, либо разворошить старый пень или содрать кору с дерева. Это всемозможные черви, гусеницы и личинки. Червей допускается употреблять как в сыром, так и в вареном и запеченом виде. Рекомендуется предварительно отмочить некоторое время чтобы удалить продукты жизнедеятельности. Другой, уже более похожий на нашу обычную пищу, распространенный в лесу источник протеинов — это обычные лягушки. Едят у них лапки, предварительно удалив кожу. Теперь что касается витаминов и полезных веществ. В иголках хвойных растений содержится больше витамина С, чем в апельсинах. Очень полезно делать отвары, или даже просто жевать иголки. В обычном лишайнике, распространенным в сосновых чащах, содержится крахмал и сахар. Для его приготовления понадобится суточное вымачивание в воде с разведенной золой и последующее промывание. После чего можно его высушивать и молоть в муку либо вываривать. Корни обычного лопуха способны заменить основные овощи и обладают приятным вкусом как в сыром, так и в отварном виде. Также очень полезен корень обычной кувшинки, содержащей крахмал, белок и сахар. Из него можно делать муку. Само собой разумеющиеся грибы и ягоды – непременный атрибут наших лесов. Практическое задание № 3 Поиск и добыча воды в лесу Один из простейших способов – это сбор дождевой влаги. Необходимо вырыть небольшую ямку дно которой уложить широкими листьями. Собрать росу поможет впитывающая ткань, обмотанная вокруг ствола и опущенная в емкость. Существует возможность собирать испарения от растений. Для этого на ветку кустарника или стебля надевается полиэтиленовый пакет. На поляне выкопайте ямку и набросайте на дно травы, а в центр поставьте емкость. Сверху все это следует накрыть полиэтиленом и придавить его в центре камешком, чтобы влага стекала в емкость. Практическое задание № 4 Обустройство лесной стоянки, лагеря. Жилище, обеспечивающее выживание человека в лесу, должно укрывать от непогоды, сохранять нормальную температуру тела, защищать от насекомых и, по возможности, хищников, быть удобным и легко воспроизводимым. Таким требованиям соответствует обычный шалаш. Практическое задание № 5 Разводим костер Для растопки используйте тонкие сухие ветки, кору (особенно березы), чагу (древесный гриб). Разжечь огонь без спичек можно множеством способов. Перечислим основные. Линза и солнце. В качестве линзы может служить стекло очков, зеркало или полиэтиленовый пакет наполненный бесцветной жидкостью. Кремень и огниво. В качестве кремня подойдет твердый камень, из которого ножом высекаются искры. Трением. Существует несколько вариаций как добыть огонь таким образом, но все они связаны с образованием тления засчет трения.
1. Вводная часть (5 минут).
2. Основная часть (75 минут).
Основы выживания в лесной местности.
Основы выживания в горной местности.
Основы выживания в условиях низких температур
3. Заключительная часть (10 минут).
Преподаватель подводит итоги практического занятия. Объявляет оценки. Отмечает курсантов, успешно подготовившихся к занятию.
Ставит задачи курсантам, плохо усвоившим материал.
Дидактические материалы и материально-техническое обеспечение практического занятия
— проектор; — компьютер; — цифровые носители; — видеофильмы; — схемы; — презентация с основными вопросами и ключевыми понятиями. Литература
а) нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря1993 // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – ст. 445. 2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 7. – Ст. 900. 3. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 300-ФЗ «О Внесении изменений в ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отдельных вопросов прохождения службы в ОВД». 4. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации». 5. Указ Президента Российской Федерации от 3 июля 2016 № 226 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». б) основная литература
1. Нелюбин, Р. В. Личная безопасность сотрудников ОВД при выполнении оперативно – служебных задач: учебно-практическое пособие / Р. В. Нелюбин, А. С. Журавлев. ― Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2014. ― 145 с.
2. Николаев В.В. Обеспечение личной безопасности сотрудников полиции в различных ситуациях служебной деятельности: учебное пособие/ В.В. Николаев, В.В. Григорьев. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012 – 70 с. в) дополнительная литература 1. Джемелинский В.А. Обеспечение личной безопасности сотрудников ДПС ГИБДД МВД России – М. ДГСК России, 2011. – 6 с. 2. Копытов Ю.А. Административное право: учебник для бакалавров / Ю.А. Копытов. – Москва: Юрайт, 2013. – 645 с. 3. Коркин А.В. Применение сотрудниками полиции мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: учебное пособие / А.В. Коркин, Е.В. Елфимова. – Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2013. – 120 с. 4. Методические рекомендации: Организация охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. – М.: ДГСК МВД России, 2013. – 67 с. 5. Потапов А.И. Административная юрисдикция органов внутренних дел:учебное пособие / А.И. Потапов, М.М. Пронина, О.В. Корниенко. – Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2013. – 290 с. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. URL:http://www.iprbookshop.ru/ – Электронно-библиотечная система IPRbooks. 2. URL:http://www.consultant.ru/ – Справочная правовая система КонсультантПлюс. 3. URL:http://www.garant.ru/ – Информационно-правовое обеспечение Гарант. 4. URL:http://www.iprbookshop.ru/ – Электронно-библиотечная система IPRbooks ЭБС. Методические рекомендации по организации и проведению практического занятия
Занятие проводится с помощью интерактивных методов обучения – работа в малых группах и творческие задания. Под творческими заданиями нами понимаются такие учебные задания, которые требуют от курсанта не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Работа в малых группах дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Содержание практического занятия
Вопрос № 1: Обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД в сложных географических и климатических условиях. Мозговой штур: Вариант № 1 Понятие сложных географических условий? Вариант № 2 Понятие сложных климатических условий? Практическое задание № 1 Ориентирование в лесной местности Существует несколько способов сориентироваться в лесу, от которых зависит ваше выживание: — по солнцу, луне, звездам Ночью не сложно ориентироваться по луне. Полная луна противостоит солнцу, а значит, что в 07.00 она находится на западе, в полдень на юге и в 19.00 – на востоке. Прямая линия, проведенная мысленно через две крайние звезды Большой Медведицы, имеющей форму ковша, пройдет к яркой Полярной звезде, которая всегда в нашем полушарии находится на севере. — растительность (трава, мох, ягоды). У растущих на открытом пространстве деревьев ветки длиннее и гуще, на срезах пнях годовые кольца шире, у созревшей ягоды окраска ярче с южной стороны. На стволах берез бывает больше пятен, мох на пнях растет, грибы чаще располагаются, кора темнее и грубее, после дождя стволы сосен обычно чернеют, а смолы на них выделяется меньше с северной стороны. — животные и насекомые Муравейник у ствола, пня или камня находятся, и пчелы часто строят свои гнезда с юга. — часы Направление Север → Юг не трудно установить и с помощью часов. Для этого их ставят в горизонтальное положение направляя часовую стрелку на солнце. Угол между часовой стрелкой и направление на цифру 12 циферблата часов делят пополам. Линия, проходящая из центра часов через середину угла, всегда укажет направление Север → Юг. Запомните, что до 12.00 юг будет находится справа от солнца, а после 12.00 слева. Выйдя на тропу, внимательно осмотритесь: если ветки окружающих деревьев бьют в грудь и по поясу, то это тропа звериная, с нее лучше сойти. Если посчастливилось найти речку следуйте вниз по течению. Рано или поздно это вас приведет к реке, а следуя вдоль реки вы обязательно выйдете к людям. Слушайте больше, вследствие ограниченности обзора в лесу. Вы можете уловить знакомые звуки, говорящие о присутствии людей (это могут быть звуки поезда, лай собак и т.д.). В некоторых случаях можете залезть на возвышенность, дерево и осмотреться. Обходите любые опасные места в лесу, особенно болота и трясины. Не рискуйте. Экономьте силы, делайте всё обдуманно и размеренно. К ночи готовьтесь заранее. Временные пристанища лучше выбирать поближе к ручью, речке, но на сухом открытом пространстве. Такое местоположение, обдуваемое ветром, спасёт вас от гнёта комаров и других летающих насекомых. Помните, что надо быть максимально заметным, видимым и слышимым. Поэтому разводите два костра один для хозяйственных нужд, а другой для сигнала. Это облегчит работу спасателей и увеличит ваши шансы на выживание. Практическое задание № 2 Чем питаться в лесу чтобы выжить? Самая простая и богатая белками пища доступная если ковырнуть верхний слой почвы носком ботинка, либо разворошить старый пень или содрать кору с дерева. Это всемозможные черви, гусеницы и личинки. Червей допускается употреблять как в сыром, так и в вареном и запеченом виде. Рекомендуется предварительно отмочить некоторое время чтобы удалить продукты жизнедеятельности. Другой, уже более похожий на нашу обычную пищу, распространенный в лесу источник протеинов — это обычные лягушки. Едят у них лапки, предварительно удалив кожу. Теперь что касается витаминов и полезных веществ. В иголках хвойных растений содержится больше витамина С, чем в апельсинах. Очень полезно делать отвары, или даже просто жевать иголки. В обычном лишайнике, распространенным в сосновых чащах, содержится крахмал и сахар. Для его приготовления понадобится суточное вымачивание в воде с разведенной золой и последующее промывание. После чего можно его высушивать и молоть в муку либо вываривать. Корни обычного лопуха способны заменить основные овощи и обладают приятным вкусом как в сыром, так и в отварном виде. Также очень полезен корень обычной кувшинки, содержащей крахмал, белок и сахар. Из него можно делать муку. Само собой разумеющиеся грибы и ягоды – непременный атрибут наших лесов. Практическое задание № 3 Поиск и добыча воды в лесу Один из простейших способов – это сбор дождевой влаги. Необходимо вырыть небольшую ямку дно которой уложить широкими листьями. Собрать росу поможет впитывающая ткань, обмотанная вокруг ствола и опущенная в емкость. Существует возможность собирать испарения от растений. Для этого на ветку кустарника или стебля надевается полиэтиленовый пакет. На поляне выкопайте ямку и набросайте на дно травы, а в центр поставьте емкость. Сверху все это следует накрыть полиэтиленом и придавить его в центре камешком, чтобы влага стекала в емкость. Практическое задание № 4 Обустройство лесной стоянки, лагеря. Жилище, обеспечивающее выживание человека в лесу, должно укрывать от непогоды, сохранять нормальную температуру тела, защищать от насекомых и, по возможности, хищников, быть удобным и легко воспроизводимым. Таким требованиям соответствует обычный шалаш. Практическое задание № 5 Разводим костер Для растопки используйте тонкие сухие ветки, кору (особенно березы), чагу (древесный гриб). Разжечь огонь без спичек можно множеством способов. Перечислим основные. Линза и солнце. В качестве линзы может служить стекло очков, зеркало или полиэтиленовый пакет наполненный бесцветной жидкостью. Кремень и огниво. В качестве кремня подойдет твердый камень, из которого ножом высекаются искры. Трением. Существует несколько вариаций как добыть огонь таким образом, но все они связаны с образованием тления засчет трения.