Метод семантического дифференциала
На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Метод семантического дифференциала
Метод семантического дифференциала |
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение особенностей речи методом семантического дифференциала Вводные замечания Метод семантического дифференциала (от греч. semanticos – обозначающий и лат. differentia – разность) – один из методов построения субъективных семантических пространств [71, с. 190]. Предложен американским психолингвистом Чарльзом Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом прагматических и коннотативных значений слов, аттитюдов и личностных смыслов, в изучении массовых коммуникаций и рекламе, а также в эстетике. Измеряемые методом семантического дифференциала объекты оцениваются по ряду биполярных градуальных (как правило, семибалльных) шкал, полюса которых обычно задаются прилагательными-антонимами, (табл. 14.1.1). В общем случае градаций может быть от 3 до 7, они могут быть обозначены вербально, численно или графически. Таблица 14.1.1 Пример задания, составленного по методу семантического дифференциала
При обработке результатов используют два подхода: – анализ семантического профиля; – построение семантического пространства. Анализ семантических профилей осуществляется через сопоставление числовых оценок всех объектов по всем шкалам. При построении семантического пространства принимают во внимание проведённые Ч. Осгудом исследования исходной серии из 50 шкал. Применив корреляционный и факторный анализ Осгуд выявил три основных фактора: фактор оценки с высокими нагрузками по таким шкалам, как хороший–плохой, полезный–бесполезный, чистый–грязный; фактор силы, явно проявляемый в шкалах сильный–слабый, большой–маленький, тяжёлый–лёгкий; фактор активности, выявленный в таких шкалах, как активный–пассивный, быстрый–медленный, острый–тупой. Наиболее весомым (объясняющим наибольший процент дисперсии) является фактор оценки. Результаты исследований Ч. Осгуда и других психологов из разных стран мира показали, что система факторов Оценка–Сила– Активность является: – универсальной, т.е. выявляется при описывании различных понятий из разных предметных областей; – устойчивой, т.е. воспроизводится в разных языковых культурах. Порядок работы
|