Метод семантического дифференциала | Обучение и развитие детей

Метод семантического дифференциала

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Метод семантического дифференциала
Метод семантического дифференциала
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика
Изучение особенностей речи методом семантического дифференциала

Вводные замечания

Метод семантического дифференциала (от греч. semanticos – обозначающий и лат. differentia – разность) – один из методов построения субъективных семантических пространств [71, с. 190]. Предложен американским психолингвистом Чарльзом Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом прагматических и коннотативных значений слов, аттитюдов и личностных смыслов, в изучении массовых коммуникаций и рекламе, а также в эстетике. Измеряемые методом семантического дифференциала объекты оцениваются по ряду биполярных градуальных (как правило, семибалльных) шкал, полюса которых обычно задаются прилагательными-антонимами, (табл. 14.1.1). В общем случае градаций может быть от 3 до 7, они могут быть обозначены вербально, численно или графически.

Таблица 14.1.1 Пример задания, составленного по методу семантического дифференциала

 

ОТЕЦ

 

Хороший

3 2 1 0 1 2 3

Плохой

Жестокий

3 2 1 0 1 2 3

Добрый

Серьёзный

3 2 1 0 1 2 3

Легкомысленный

Замкнутый

3 2 1 0 1 2 3

Раскованный

Сильный

3 2 1 0 1 2 3

Слабый

Каждый объект (понятие) должен быть оценен не менее чем по 15 таким биполярным шкалам. Если соединить отрезками все сделанные отметки, то на бланке отразится субъективный семантический профиль прошкалированного объекта.

При обработке результатов используют два подхода:

– анализ семантического профиля;

– построение семантического пространства.

Анализ семантических профилей осуществляется через сопоставление числовых оценок всех объектов по всем шкалам.

При построении семантического пространства принимают во внимание проведённые Ч. Осгудом исследования исходной серии из 50 шкал. Применив корреляционный и факторный анализ Осгуд выявил три основных фактора:

фактор оценки с высокими нагрузками по таким шкалам, как хороший–плохой, полезный–бесполезный, чистый–грязный;

фактор силы, явно проявляемый в шкалах сильный–слабый, большой–маленький, тяжёлый–лёгкий;

фактор активности, выявленный в таких шкалах, как активный–пассивный, быстрый–медленный, острый–тупой.

Наиболее весомым (объясняющим наибольший процент дисперсии) является фактор оценки.

Результаты исследований Ч. Осгуда и других психологов из разных стран мира показали, что система факторов Оценка–Сила– Активность является:

– универсальной, т.е. выявляется при описывании различных понятий из разных предметных областей;

– устойчивой, т.е. воспроизводится в разных языковых культурах.

Порядок работы

  1. Подготовьте по 4 бланка (табл. 14.1.1) и карандаш. Пронумеруйте бланки.
  2. На бланке № 1 отметьте позиции на шкалах, соответствующие вашим представлениям о собственной речи. Закончив работу, переверните бланк и отложите в сторону.
  3. На бланке № 2 отметьте позиции на шкалах, соответствующие вашим представлениям об идеальной речи. Закончив работу, переверните бланк и отложите в сторону.
  4. На бланках № 3 и № 4 напишите свою фамилию и попросите двух студентов вашей группы отметить позиции на шкалах, соответствующие их представлениям о вашей речи.
  5. Соедините отметки на каждом бланке. Сопоставьте полученные речевые профили. Бланки № 1 и № 2. Расхождение в профилях более чем на 1 балл свидетельствуют о неудовлетворённости своими речевыми показателями и об осознанном представлении о возможностях коррекции [65, с. 195]. Бланки № 1, № 3 и № 4. Сопоставление профиля на бланке № 1 с профилями на бланках № 3 и № 4 даёт информацию о степени расхождения между субъективной и объективной оценками особенностей вашей речи. Расхождение более чем на 1 балл интерпретируется как неадекватность самооценки (завышенная или заниженная). Шкалы, по которым есть расхождение, показывают направление коррекционной работы.
  6. В отчёт включите результаты выполнения п.п. 2-5 и содержательные выводы.
Таблица 14.1.1. Бланк психосемантической методики оценки речи

Безобразный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Красивый

Безжизненный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Оживлённый

Тихий

-3

-2

-1

0

1

2

3

Громкий

Вульгарный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Интеллигентный

Противный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Приятный

Медленный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Быстрый

Монотонный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Выразительный

Легкомысленный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Серьёзный

Плохой

-3

-2

-1

0

1

2

3

Хороший

Пассивный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Активный

Сдержанный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Экспрессивный

Пустой

-3

-2

-1

0

1

2

3

Наполненный

Раздражающий

-3

-2

-1

0

1

2

3

Успокаивающий

Манерный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Естественный

Вялый

-3

-2

-1

0

1

2

3

Бодрый

Невнятный

-3

-2

-1

0

1

2

3

Четкий