Креативность | Обучение и развитие детей

Креативность

На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Креативность
Креативность
Работа психолога с педагогическим коллективом — Просвещение, консультации для педагогов


Известный психолог Торренс определял креативность как чувствительность человека к проблемам, к пробелам в знаниях, смешению разноплановой информации, дисгармонии окружающей среды. Творческий человек определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположения и гипотезы о возможных решениях, проверяет и опровергает эти гипотезы. Он пытается избежать общепринятых и очевидных решений и проверяет свои догадки, пока не найдёт нужного решения.

Творческое мышление всегда нешаблонно и отличается умением воспринимать обычные вещи необычным образом, увидеть парадоксально новое в ортодоксальном старом. Так Эйнштейн, пересмотрев всю информацию, касающуюся ньютоновской концепции механики, переиначил её, обобщил и создал свою теорию относительности.

Если говорить образно, то шаблонное мышление – это поиск в одном и том же направлении, углубление одной и той же ямы, нешаблонное – попытка копать яму в другом месте. Нежелание оставлять вырытую наполовину яму объясняется отчасти тем, что жаль усилий, затраченных не её рытьё. С другой стороны, держат обязательства перед социумом идти по выбранному пути.

По мысли Э. Боно, существует четыре основных принципа нешаблонного мышления. Это:

  • Осознание господствующих идей и способность отказаться от них;
  • Поиски различных альтернативных подходов к явлениям;
  • Высвобождение из-под жесткого контроля шаблонного мышления;
  • Использование случая.
Признаки одарённости!

  • Потребность в коллекционировании и классификации;
  • Хорошее чувство юмора;
  • Сформированность навыков логического мышления;
  • Оригинальность ассоциативного мышления;
  • Способность к планированию чётким образом предстоящей деятельности;
  • Гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях;
  • Развиты такие качества личности как: навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и поведении – нонконформизм.
Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч