Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе
На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе
Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе |
Коррекционная работа психолога в школе — Программы | ||||||
педагог-психолог Центр ПМСС №5 «Сознание» г. Красноярск «Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе» Номинация: Лучшая коррекционно-развивающая программа Аннотация «Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе» реализуется в рамках методической темы «Изменение учебных отношений при переходе к новому содержанию образования». Программа предполагает организацию групповых занятий с детьми 8-10 лет, с трудностями:
Результаты программы подтверждаются данными психологической диагностики и сбора катамнеза. Обоснование Часто с переходом во 2 -3 класс у детей формируется отрицательное отношение к школе, нежелание учиться. Причиной этого является неблагополучные отношения в семье, учебные нагрузки, конфликты с учителем и сверстниками, отсутствие учебной мотивации и т.д. В эмоциональной сфере это часто проявляется в том, что ребенок становится агрессивным, раздражительным, непослушным или же наоборот замкнутым, плаксивым, тревожным. Для всех детей с негативным отношением к школе характерно достаточно высокий уровень общей школьной тревожности. В младшем школьном возрасте к перечисленным выше причинам, которые вызывают высокую тревожность у детей младшего школьного возраста, добавляются оценочные, особенно при публичной оценке (ответы у доски, самостоятельные, контрольные и т .п.) ситуации. Младший школьный возраст – один из значимых моментов в жизни ребенка, период его качественного и количественного изменения. Однако в школе многие педагоги и родители гораздо больше внимания уделяют количественным параметрам приобретенных ребенком знаний и умений. Качественные изменения, которые происходят в ребенке во время его учения, многими недооцениваются. В то время как именно качественные изменения особенно значимы, они могут сыграть как позитивную роль, могут укрепить психологическое состояние ребенка, либо подорвать его. И, если проблемы в знаниях можно в последствие восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции. С переходом ребенка во 2-3 класс наиболее часто родителей беспокоят такие индивидуальные особенности ребенка, как медлительность, упрямство, неуравновешенность, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, замкнутость, тревожность, страхи, вранье и т.п. Анализ типичных обращений Все трудности, проявившиеся у ребенка на данном возрастном этапе можно разделить на три основных сферы: 1. Трудности во взаимоотношении с родителями: опасения не соответствовать ожиданиям родителей, страх наказаний. 2. Трудность во взаимоотношении с учителями: негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей, страх наказаний. 3. Трудности во взаимоотношении со сверстниками: замкнутость; негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим; склонность к конфликтам, агрессивность и т.п. Для того, чтобы помочь школьнику в решении его проблем, необходимо понять их причины. К ним мы относим: неблагополучие отношений в семье (стиль взаимоотношений с ребенком в семье во многом определяет и его поведение в школе), учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, отсутствие учебной мотивации, все это приводит к тому, что школа становится для ребенка постоянным источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им постоянно необходимо справляться со сложными условиями школьной жизни при физиологической незрелости организма. Кроме того, особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхами, обидой. Все это приводит к тому, что у ребенка формируется отрицательное отношение к школе и нежелание учиться. В связи со всем вышесказанным большое значение приобретают вопросы эмоционального благополучия ребенка в школе. Поскольку ведущей формой организации общения в младшем школьном возрасте является игра, можно предположить организацию специальных занятий по формированию и развитию позитивного отношения к школе через игровую деятельность. Младшие школьники только что вышли из периода, когда игра была ведущим видом деятельности. Поэтому для них характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Игра призвана помочь ребенку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно- важных действиях, поступках, ценностях. Программа представляет собой систему групповых занятий, которые включают социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии. Основная цель программы: формирование и развитие позитивного отношения к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей. В соответствии с этой целью формируются задачи программы: 1. Актуализация школьных переживаний. 2. Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей. 3. Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам. 4. Формирование позитивного отношения к сверстникам. 5. Развитие внутренней активности детей, уверенности в себе. 6. Формирование стремления к реализации своих способностей. 7. Снятие тревожности, эмоционального напряжения. 8. Развитие произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. 9. Помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями. Реализация программы предполагает определенную поэтапность работы. 1 этап работы: — диагностический: На этом этапе проводится комплексная диагностика потенциальных участников группы. Обследование проводится на материале следующих методик: 1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (Прихожан А.М. на основании методики Amen E.W., Renison N.). С помощью данной методики можно выявить уровень тревожности учащихся в различных школьных ситуациях, определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает. 2. Тест Розенцвейга. Методика предназначена для исследования реакции на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или общению, а также удовлетворению потребностей личности. Методика позволяет исследовать такие реакции, как агрессия, апатия, застенчивость, замкнутость и т.д. 3. Анкета для родителей. Предназначена для изучения эмоционально – волевой сферы ребенка. 4. Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин). Второй этап работы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, соответствующих задачам программы и индивидуальным особенностям участников группы. Программа представляет собой цикл из 16 занятий. Продолжительность одного занятия 40-45 минут. Режим проведения: 2 занятия в неделю в течении 2-х месяцев. Основные этапы программы: 1. Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач: 1.1. знакомство детей в группе; 1.2. сплочение группы и поддержание группового единства; 1.3. создание в группе доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения. 2. Реконструктивный этап – направлен на достижение основных задач программы. 3. Заключительный этап – направлен на закрепление желаемых форм поведения и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий. Каждое занятие состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной. Целью вводной части является эмоциональное раскрепощение детей, снятие напряжения и скованности в поведении. Содержание основной части соответствует задачам программы. Целью заключительной части является подведение итогов занятия, выделение наиболее успешных ребят, их поощрение за старания, пожелание приятного друг другу. Все упражнения и игры, используемые в программе можно подразделить на 5 групп: К первой группе относятся игры и упражнения, направленные на снятие напряжения и раскрепощение детей, дающие возможность проявить индивидуальность: «Чет и нечет», «Принц –на -цыпочках», «Путешествие по классной доске» и т.д. Вторая группа игр направлена на выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей: «На ошибках учатся», «Ученик дня», «Верить и стараться» и др. К третьей группе относятся игры и упражнения, направленные на актуализацию школьных переживаний, снижение тревожности и страхов: «Неоконченные предложения», «Школа – фантазия», «Что делает учитель», «Что я чувствую в школе», «Родитель, учитель, ученик» и др. Четвертую группу составляют игры, способствующие развитию произвольности, внутреннего плана действий: «Друг к дружке», «Кто точнее?», «Найти смысл» и др. Пятая группа игр и упражнений направлена на формирование позитивного отношения к сверстникам: «Мой класс», «Найти пару», «Подари подарок другу» и др. Основные формы работы: Игротерапия направленная на:
Работы с дневниками позволяет научить детей оценивать ту или иную ситуацию, рефлексировать, ставить перед собой те цели, которых они могут реально достичь.
1. повышения общей сезитивности к ребенку, его проблемам; 2. расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком; 3. активизации коммуникаций в семье. Медицинское сопровождение: Очень часто здоровье ребенка является одним из ведущих факторов, влияющих на успешность его в школе, поэтому в процессе работы группы дети находятся под наблюдением невропатолога, который проводит своевременные консультации родителей по вопросам состояния неврологической сферы ребенка, по созданию здоровьесохраняющей среды развития ребенка, осуществляет контроль за результатами лечения, а также медсестры, которая проводит мед. манипуляции и фитотерапию. Каждый ребенок в группе по желанию родителей проходит осмотр невропатолога, в зависимости от состояния здоровья назначается индивидуальный курс поддержки. Предыдущая — Следующая >> |