Конспект урока географии в 6-м классе по теме «Почвы»
Скачать Заказать печатный вариант Получить диплом
Диплом
Скачать Автор: Кочергина Елена Васильевна Тема: почвы | Тип: изучение нового материала | ||
Задачи: – Сформировать понятия «почва» и «типы почв» – Познакомить учащихся с наиболее распространенными типами почв – Охарактеризовать почву родного края | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: – знать понятия «почва» и «типы почв» – различать основные типы почв – знать типы почв своего региона – рассказывать о значении почвы для жизни на Земле –выявлять причины разной степени плодородия почв, используемых человеком. | Метапредметные: – определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать степень ее достижения – работать в паре: актуализировать необходимые знания, пользуясь различными источниками информации – определять сходство и различие природных объектов – устанавливать причинно-следственные связи – формировать умения выделять и преобразовывать информацию в различные формы её представления (текст, схема, условные обозначения) –самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | Личностные: – понимать значение почв – понимать ответственность за сохранение объектов природы – проявлять целостный взгляд на мир – определять личностный смысл учения | |
Ресурсы урока: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. География. 5–6 классы; В.В. Николина, География. Мой тренажёр. 5–6 классы, 5–6 классы; электронное приложение. |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | ||
Мотивация познавательной деятельности | |||
– Раскройте значение биосферы для человека. – От чего зависит разнообразие растительного и животного мира? – Как осуществляется круговорот веществ в биосфере? – Выберите верные утверждения: 1. Область обитания живых организмов на Земле охватывает верхние слои литосферы, гидросферу, нижние слои атмосферы. 2. Биосфера возникла раньше всех оболочек Земли. 3. Человек – часть органического мира нашей планеты. Верители вы, что почва – особое вещество биосферы? Ответ на этот вопрос узнаем в конце урока. – Объявляет тему урока (слайд № 1) | – Выступают с краткими сообщениями, задают вопросы, отвечают на вопросы одноклассников Высказывают свои предположения Определяют тему и учебную задачу урока | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
Вспомните, что вы знаете о почве – Что такое почва? – Каково главное свойство почвы? – Каков состав почвы? – Чем отличаются почвы в различных природных зонах и природных сообществах? | – Работают в парах: актуализируют знания о почве,– отвечают на вопросы, при необходимости могут обратиться к учебнику как к справочнику – Представляют результаты работы, обозначают затруднение при ответе на последний вопрос | ||
Организация познавательной деятельности | |||
– Организует работу по составлению схемы факторов почвообразования (учебник стр. 159,слайд № 2). – Дополняет схему, сделанную учащимися. – Рассказывает, что такое почва и как она образовалась (дополняя текст учебника). Долгое время учёные не могли ответить на вопросы, что такое почва и как она образовалась. Только в конце XIX в. великий русский учёный, основатель почвоведения (науки о почвах) Василий Васильевич Докучаев смог ответить на эти вопросы. Учёный выяснил, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. Под воздействием перечисленных факторов образуются почвы, причём очень медленно. За 100 лет мощность почвы увеличивается всего на 0,5–2 см. Этот факт свидетельствует о том, что люди должны бережно относиться к этому удивительному дару природы. – Организует работу по составлению схемы состава почвы (учебник стр. 159) – Организует изучение типов почв (уч-к стр.159–160, слайды 5–6) – Спрашивает, чем похожи и чем отличаются все виды почв – Организует выполнение задания 5 на с. 160 учебника, задания 16 на стр.74 «Мой тренажёр» К почве, или, как её называют, земле, у людей всегда было особое отношение. Они называли её матушкой, кормилицей, землицей. Как вы думаете, почему? Вы знаете, что от почвы зависит урожай зерна, овощей, фруктов. Организует работу по составлению схемы о значении почвы в природе и жизни людей * Можно использовать материалы электронного приложения | – Анализируют текст учебника, выявляют факторы почвообразования, составляют схему, сличают с образцом на доске, обсуждают, затем дополняют её (вместе с учителем). – Анализируют текст учебника, выявляют состав почвы, составляют схему. – Обсуждают результаты выполнения задания в парах – Осуществляют взаимопроверку (или самопроверку) – Сличают схему с образцом на доске (слайд № 4) – Анализируют текст учебника, иллюстрации, выявляют типы почв и их различия, определяют природные зоны и природные сообщества; предполагают, какая почва характерна для каждой иллюстрации, устанавливают причинно-следственные связи – Обсуждают результаты выполнения задания в парах – Осуществляют самопроверку с помощью иллюстраций и текста на с. 160 учебника и слайдов 7–9 – Сравнивают виды почв – Рассказывают о разнообразии почв, используя иллюстрации и схемы – Извлекают информацию из дополнительных источников, определяют виды почв своего региона – Определяют значение почвы, рассуждают об охране почвы Высказывают свои предположения, составляют схему, делают вывод | ||
Подведение итогов | |||
– Предлагает повторно ответить на вопросы: – Что такое почва? – Каково главное свойство почвы? – Чем отличаются почвы в различных природных зонах и природных сообществах? – Верно ли, что почва – особое вещество биосферы? – Докажите свою точку зрения. – Спрашивает, как каждый из нас может помочь в охране почвы – Помогает определить домашнее задание: задание 5 на стр.160 учебника и используя другие источники информации | – Делают выводы, включают новое знание в систему знаний – Определяют личностный смысл изучения темы – Определяют домашнее задание | ||
Дополнительный материал: Ресурсы Интернет Краеведческая литература, подобранная учителем | |||
Дополнительные творческие задания: подготовить рассказ об интересных фактах, связанных с почвами. | |||
Самоанализ | |||
Достижения: | Сложности: | Предложения: | |
| | | |
| | |