Комплексная методика изучения психологической готовности ребенка к обучению в основной школе | Обучение и развитие детей

Комплексная методика изучения психологической готовности ребенка к обучению в основной школе

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика психологической готовности к школе Комплексная методика изучения психологической готовности ребенка к обучению в основной школе
Комплексная методика изучения психологической готовности ребенка к обучению в основной школе
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика психологической готовности к школе
Изложенные критерии и уровни развития психологической готовности ребенка к обучению в основной школе лежат в основе комплексной диагностической методики изучаемого психического образования. Специально сконструированный психодиагностический комплекс позволяет выявить специфику развития Как готовности ребенка к новому этапу обучения в целом, так и отдельных ее компонентов. одержание предлагаемых диагностических методик представлено в виде учебных заданий для самостоятельной работы ребенка. Полный комплекс включает в себя 6 заданий, каждое из которых имеет свои задачи и специфическое содержание.

Первые три задания этой методики предназначены для изучения ряда компонентов готовности детей к переходу в основную школу на различном учебно-содержательном материале (математическом, вербальном, а также на заданиях комплексного учебного характера). В ходе выполнения ребенком первых трех заданий диагностируются следующие параметры психологической готовности к обучению в основной школе:

□ способность ребенка к целеполаганию (определению пели предстоящей деятельности);

□ умение планировать предстоящую деятельность;

□ владение основными мыслительными операциями, необходимыми для решения учебных задач (возрастные особенности логического мышления);

□ способность к рассуждению, вербализации способа действия (построение логического речевого высказывания);

□ умение проверить и оценить выполненную работу с опорой на данные вербальные критерии;

□ отношение ребенка к выполняемой им деятельности и ожидания, связанные с дальнейшим обучением;

□ особенности усвоения знаний применительно к данному учебному содержанию (различный содержательный материал, на котором изучаются эти показатели готовности, позволяет выявить специфику затруднений ребенка, связанных с учебным материалом того или иного характера).

1-е задание: решение логико-арифметической задачи

Детям предлагается решить задачу: «Два десятиведерных бака соединены внизу трубой. Оба бака полные. Сколько ведер воды осталось в каждом баке, если из первого бака взяли 6 ведер воды?»

Здесь и далее бланки к заданиям в Приложении 1.

2-е задание: решение логико-лингвистической задачи

Учащимся необходимо, используя свои знания по русскому языку, определить и доказать, являются ли родственными пары слов: диктор — диктант; перчатка — наперсток; цирк — циркуль.

3-е задание: установление логических закономерностей

Задание включает в себя ряды закономерностей различного характера, их следует продолжить: «Допиши или дорисуй 3 объекта, которые продолжают закономерность в каждом ряду». Представленные закономерности имеют числовой, лексический, геометрический, фонетический и комплексный характер. В основу содержания этого и других заданий положен учебный материал, изучаемый детьми на протяжении начальной школы.

Для диагностики показателей психологической готовности каждое из трех заданий содержит несколько страниц, отражающих необходимые этапы его выполнения.

Ориентировочный компонент ПГ(психологической готовности)

Целеполагание («Определи свою цель: что надо сделать, чтобы выполнить задание?»); планирование («Составь план выполнения задания: что будешь делать и в какой последовательности?»).

Интеллектуальный компонент ПГ (психологической готовности)

Ход решения и вербализация («Запиши решение и поясняй каждый шаг выполнения задания»).

Регулирующий компонент ПГ

Контроль и оценка («Проверь все этапы работы и оцени выполнение задания, поставив «+» на той ступеньке, где оценка совпадает с твоей»). Каждая ступенька оценочной «лесенки»

означена качественной оценкой («плохо», «слабо», «не совсем хорошо», «хорошо», «отлично»), имеющей критериальное обоснование. Например, оценка «слабо» имеет следующий комментарий: «Выполнил часть задания, есть ошибки, не совсем понимаю, как надо делать». Оценка «хорошо» объясняется словами: «Задание выполнил, ошибки (если были) исправил, но немного сомневаюсь в правильности решения».

Мотивационный компонент ПГ

Анкетирование («Закончи предложения, выбрав те ответы, которые больше всего подходят для тебя»). Ребенку необходимо с помощью достраивания предложений высказать свое отношение к выполняемому заданию и его значимости для обучения в следующих классах (см. «Отношение к заданию» в Приложении 1). Таким образом, на различном содержательном материале заданий 1,2,3 изучаются перечисленные выше показатели психологической готовности и устанавливается уровень их сформированности.

4-е задание: поиск и классификация ошибок

Здесь оцениваются следующие показатели регулирующего компонента ПГ:

□ навыки контроля при проверке и исправлении ошибок в тексте (орфографического и пунктуационного характера) — эффективность контроля;

□ умение определить тип (классифицировать) ошибки по изученным правилам (орфограммам) — осознанность контроля;

□ характер самооценки по результатам выполненной деятельности.

Кроме того, как и в предыдущих, в этом задании оценивается степень и проявление потребности в самостоятельности при его выполнении.

5-е задание: решение учебной задачи в ходе совместного взаимодействия

Это задание предлагается детям с целью изучения уровня сформированности у них социального компонента психологической готовности. Его содержание рассчитано на сотрудничество детей с целью достижения поставленной учебной задачи. На его основе проводится диагностика:

□ навыков учебно-социального взаимодействия при решении учебной задачи;

□ характера общения и социальной направленности в процессе взаимодействия.

Содержание учебной задачи в этом случае заключается в восстановлении узора («коврика») с помощью элементов, в нем отсутствующих, но прилагающихся к заданию: «Восстановите узор на ковре, подобрав к каждому пробелу необходимую его часть». Выполнение задания требует прохождения всех этапов деятельности (иелеполагания, планирования, решения, контроля и оценки), уже знакомых детям по предшествующим заданиям, но выполнять каждый этап дети должны вместе, обсуждая и договариваясь о способах деятельности. Для этого им предлагается совместные решения (если они пришли к общему соглашению) записывать красным цветом. Если же общая точка зрения не найдена, то записать свой вариант цели, плана, решения, оценки надо индивидуальным цветом (для этого перед началом работы определяется, кто из партнеров будет работать синим цветом, кто — зеленым).

В процессе выполнения задания экспериментатором оцениваются действия партнеров по следующим критериям:

□ принятие учебной цели взаимодействия;

Удержание учебной задачи в процессе взаимодействия;

□ позиция (роль) при общении;

проявления инициативности в ходе решения задачи; стремление к совместным действиям.

Это задание предлагается ребенку с целью изучения его отношения к перспективе учебной деятельности в новых условиях (в средней школе) — мотиваиионный компонент, а также оценки места (значимости) школьного социума в иерархии социальных ценностей ребенка— социальный компонент. Для этого ребенку необходимо закончить предложения в анкете, выбрав из имеющихся ответов наиболее подходящие для себя.

Процедура проведения методики

Диагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе. Во втором случае она принимает форму самостоятельной работы учащихся на уроке. Каждый ребенок должен иметь отдельный бланк с заданием (Приложение 1), в котором он будет записывать процесс прохождения каждого этапа (инструкция по выполнению есть в бланке).

□ Детям сообщается, что, как на любой самостоятельной работе, необходимо попытаться выполнить задание самому. Но, если это не получится или возникнут вопросы, можно обратиться за помощью к учителю. Для фиксации количества и качества обращений за помощью к заданиям № 1, 2, 3, 4 прилагаются специальные бланки — «Примечание к заданию 1 (2, 3, 4)» (Приложение 1). Такой бланк кладется на стол учащегося, обычно в верхний от него угол (если ребенок заинтересовывается им, можно дать осмотреть этот бланк без комментариев). В таблицах, представленных на этом листе, фиксируется количество обращений ребенка за помощью на том или ином этапе работы и отмечаются показатели, характеризующие поведение ребенка в процессе выполнения задания, его отношение к процессу деятельности. Для этого в первой таблице ассистент экспериментатора (лучше, если в этой роли будет выступать учитель) каким-либо значком (|, V, ) в графе, соответствующей этапу выполнения задания (целеполагание, планирование, решение и т. д.), отмечает каждое обращение ребенка за помощью.

□ Кроме того, по ходу выполнения учащимся задания (на основе наблюдения) во второй таблице значком помечается показатель, соответствующий характеру деятельности ребенка (заинтересован на начальном этапе деятельности, отвлекается в процессе деятельности, преобладает рассеянность и т. д.).

□ Бланки для оценки результатов к 5-му заданию имеют другую форму (см. «Примечание к заданию 5» в Приложении 1), в ней фиксируются показатели поведения ребенка при выполнении совместного учебного задания (в паре). Оценка результатов 6-го задания (см. «Примечание к заданию 6» в Приложении 1) выполняется по окончании анкетирования.

□ На выполнение ребенком одного задания отводится 20—25 минут, что соответствует времени, необходимому для осуществления аналогичных упражнений в ходе учебной деятельности с учетом прохождения учащимся всех указанных этапов. Если диагностика проводится в групповой форме, целесообразно на одном уроке объединить задания 1 и 3 (содержащие преимущественно логико-математический материал), на другом — задания 2 и 4 (материал русского языка), заданию 5 посвятить отдельный урок труда, задание 6 провести в любое свободное время.

□ Для оценки и обработки полученных фактических данных используются критерии, приведенные в таблице 1, каждый детский бланк обрабатывается отдельно, после чего все результаты фиксируются в сводной таблице Приложение 2. Оценка результатов может проводиться как на основе общих уровней психологической готовности к обучению в основной школе, так и на базе уровней сформированности каждого компонента готовности.

□ В итоге можно определить не только характер и степень выраженности (зрелости) тех или иных показателей готовности, но также увидеть, задание какого типа для детей особенно трудно и какой из этапов деятельности (целеполагание, планирование, Решение, контроль, оценка) вызывает у них наибольшую сложность.

□ Предложенная методика диагностики ПГ ребенка к обучению средней школе позволяет оценить все структурные показатели этого качества и, в зависимости от степени их проявления, установить уровень сформированности как отдельных компонентов готовности, так и общий ее уровень.

Источник:

Князева Т. Н.

Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. — СПб.: Речь, 2007. — 119 с.