Количественные методы, их характеристика | Обучение и развитие детей

Количественные методы, их характеристика

На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Количественные методы, их характеристика
Количественные методы, их характеристика
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Цель – формирование представления у магистрантов о количественных методах психологического исследования и особенностях их использования в психологических исследованиях.

Формируемые компетенции или их части: (ОПК-3); (ПК-5).

Актуальность темы заключается в анализе и рассмотрении количественных методов исследования, которые используются в современных психологических исследованиях.

Теоретическая часть

Научный метод – это способ познания и научного исследования. Метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении объекта. Результатом такого познания является новое знание о мире, отвечающее критерию истинности. К научным результатам относятся 1) описание реальности, 2) объяснение, 3) доказательство, 4) предсказание процессов и явлений.

В каждой науке существует определенный набор методов, который характеризует именно данную область научных исследований, но каждый из этих методов имеет свои достоинства и ограничения. Одной из особенностей современной психологии как науки является отсутствие общепризнанной совокупности методов исследования. Как правило, она определяется целями исследования и основными положениями концепции исследователя (или научной школы). В психологии есть методы, использование которых происходит только представителями данного направления (например, анализ сновидений в психоанализе) или же методы, которые являются относительно универсальными и используются в своих исследованиях представителями разных школ и направлений (например, наблюдение или тестирование).

Количественный подход к изучению психики был разработан в рамках естественнонаучной парадигмы. Для данного направления характерны установки на ценности объективности и предметности знания и его новизны и постоянного приращения нового знания в процессе экспериментальных исследований. Для определения объективных характеристик явлений и устойчивых связей между ними использовались в том числе методы точных и естественных наук. Естественнонаучная парадигма ориентирована на выявление общих зависимостей и законов, на построение типов, на подведение единичных случаев и фактов под общую зависимость. Единичность и индивидуальность не составляют области ее исследования. При построении типологии, классификаций, законов и т. п. широко практикуются математические, количественные методы обработки полученных данных. Основным критерием естественнонаучного познания служит использование полученных результатов на практике и их общезначимость, а в качестве критерия истинности полученных результатов выступают их воспроизводимость и проверяемость.

Сам экспериментатор в таком исследовании занимает активную позицию, определяя цели, задачи и методы исследования и последующей обработки полученных данных. Главным требованием к экспериментатору является его беспристрастность. Испытуемые являются объектами исследования и следуют заданной им экспериментатором инструкции, отвечают на сформулированные экспериментатором вопросы и т.д.

Сегодня современные естественнонаучные исследования ориентированы в большей степени на междисциплинарный характер, а кроме принципов детерминизма, развития и системности, в состав объясняющих методологических положений включены и ценностные факторы.

Достоинствами количественных методов психологического исследования являются достаточно высокая объективность и воспроизводимость полученных результатов при проведении данного исследования другим экспериментатором или с другой репрезентативной выборкой. Количественные методы дают возможность изучить гораздо большее количество испытуемых, чем качественные, а значит, получить больший эмпирический материал для обобщения. Полученные результаты в индивидуальном исследовании определенного испытуемого можно сравнить с обобщенными результатами больших выборок. Математические и статистические методы обработки данных позволяют выявлять разного рода закономерности и связи между ними, а также строить математические модели исследуемых объектов.

Вместе с тем использование количественных методов на основе только критериев научности, но без учета индивидуальных различий испытуемых сводит все многообразие психических особенностей человека к теоретической схеме и набору определенных реакций на выбранные экспериментатором стимулы, что может способствовать искажению полученной в эксперименте информации.

К искажению полученных результатов исследования может привести пристрастность как экспериментатора, так и самих испытуемых. В психологии известен ряд эффектов, которые вызывают такие искажения (эффект Пигмалиона – желание экспериментатора доказать гипотезу исследования приводит к тому, что он неосознанно направляет испытуемых на ее подтверждение; эффект Хоторна – в результате воодушевления испытуемых участием в эксперименте они повышают результативность своей деятельности; эффект плацебо – испытуемые находятся под внушением действия какого-либо фактора и др.).

Еще одним недостатком количественных методов может быть несоответствие понятийного аппарата исследования, из которого складывается теоретическое описание объекта исследования, и используемого в исследовании набора исследуемых переменных. Отсутствие же эффективной «обратной связи» между основными положениями концепции и полученными в результате эксперимента данными может затормозить развитие концептуальных представлений, которые необходимы для формирования адекватного полученным результатам понятийного аппарата. Например, традиционная психометрика, которая положительно зарекомендовала себя при выявлении устойчивых и стабильных особенностей личности, может оказаться относительно бесполезной при выявлении уникальных личностных свойств. Таким образом, еще одно ограничение количественных методов заключается в том, что не все явления в равной мере поддаются количественным измерениям. Сами же возможности использования количественных методов всегда ограничены определенной зоной применения в зависимости от особенностей той или иной измерительной процедуры, выходя за пределы которой экспериментатор должен подбирать иные методы исследования.

Количественные методы исследования часто подвергают критике из-за того, что они должным образом не способны объяснить глубинный смысл психологических явлений и процессов.

Таким образом, количественные методы исследования в психологии являются действенными и эффективными, если нужно проверить уже сформулированную гипотезу, обработать большой массив информации и установить существенные взаимосвязи и закономерности или оценить различные варианты практических действий, но эти методы мало применимы, если нужно выявить проблему и определить пути ее решения у конкретной личности как индивидуальности.

Вопросы и задания

1.Назовите основные характеристики количественных методов.

2.Перечислите и охарактеризуйте основные достоинства количественных методов.

3.Перечислите и охарактеризуйте основные ограничения количественных методов.

4.Назовите области применения количественных методов в психологии

5.Заполните показатели оценки количественных методов исследования в таблице 1.

Критерии сравнения

Количественные методы

Цель использования

 

Обработка результатов с помощью статистических процедур

 

Выборка (объем)

 

Парадигма

 

Происхождение

 

Методики

 

Проблематика

 

Преимущества

 

Недостатки

 



Таблица 1 Критерии и показатели оценки количественных методов исследования



Литература

1.Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учебник. 2-е изд. М.; СПб.; Н. Новгород и др.: Питер, 2011. 319 с.: ил.

2.Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2010. 544 с.

3.Худяков А. И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях: учеб. пособие. М.; СПб.; Н. Новгород и др.: Питер, 2008. 314 с.: ил.

Источник: Качественные и количественные методы исследований в психологии: практикум / сост. Т. А. Майборода. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 90 с.