Классный час "Человек" | Обучение и развитие детей

Классный час "Человек"

На главную Мероприятия психолога в школе Разные мероприятия Классный час "Человек"
Классный час "Человек"
Мероприятия психолога в школе — Разные мероприятия
Цель:

1. Найти признаки человека, характеризующие его биологическую сущность.

2. Найти признаки человека, характеризующие его социальную сущность.

3. Сформулировать определение человека.

Материалы

1 Рассказ И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

2. Изображение человека (контур).

3.Чистые таблички, маркеры.

Ход классного часа

Мне очень приятно открыть классный час чтением строк из произведения русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Я прочитаю два отрывка из его рассказа «Господин из Сан-Франциско», а вы попробуйте определить, о каком живом существе идет речь в каждом отрывке.

«Он быстро пробежал заглавия некоторых статей, прочел несколько строк о никогда не прекращающейся Балканской войне, привычным жестом перевернул газету…»

«А он еще бился. Он настойчиво боролся со смертью, ни за что не хотел поддаться ей, так неожиданно и грубо навалившейся на него. Он мотал головой, хрипел, как зарезанный, закатил глаза…»

О каком живом существе может идти речь в первом отрывке? (О человеке)

А во втором? (Испытывают затруднение дать однозначный ответ)

На самом деле в этих отрывках идет речь об одном и том же человеке, с которым произошло несчастье.

Вывешивается изображение человека.

А что вам помогло безошибочно определить, что в 1 -м отрывке описываются действия человека? (Прочел)

Почему вы испытывали затруднения во 2-м отрывке? (Это могло быть описанием и животного, и человека)

Значит, есть такие признаки у человека, которые отличают его от других животных, и есть такие, которые являются общими? (Да) Ребятам предлагается на чистых табличках, поделенных на две части, выполнить следующую работу: на од-ной части записать по 3 признака, которые, по их мнению, являются общими и для человека, и для животного; на второй части — по 3 признака, которые отличают человека от животного.

-Признаки, присущие и человеку, и животному: …

-Признаки, присущие только человеку: …

Готовые карточки навешиваются на изображение человека.

При необходимости идет уточнение предлагаемых признаков. Все они зачитываются, обсуждаются.

Хорошо, что вы нашли много признаков, принадлежащих человеку и животным. Они составляют две группы. Одна группа называется биологическими признаками, другую группу можно назвать социальными (общественными) признаками. Итак, главным объектом нашего разговора на классном часе был человек.

Как бы вы ответили на вопрос: «Что такое человек?» Учащиеся формулируют определение (свободное высказывание своих мыслей, пока не придем к формулировке).

Человек — это целостное (единое) биологическое и социальное существо.

Для выпуска тематической газеты можно попросить принести к следующему классному часу высказывания о человеке.

Признаки, которые были предложены детьми.

Общие для человека и животного: внутренние органы, строение тела, потребность в питании, потребность в дыхании, продолжение рода, забота о потомстве, наличие мозга, право на жизнь, польза (полезность существования), защита территории проживания, подчинение старшему, разумное поведение.

Отличительные (только человека): внешний вид, речь, умение писать, умение читать, более развитый мозг, мышление, сознательное поведение, культура, воспитание, знания, общение, деятельность.

По результатам работы выпускается газета, где обобщаются и расширяются представления о человеке (делается самими учащимися).

Источник: Педагогика воспитания культуры семейных отношений: из опыта работы учреждений образования Витебской области. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 72 с.