Вопросник состоит из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности и лист ответов, представляющих собой матрицу из шести строк и 29 колонок. Каждая колонка соответствует одной из сфер интересов:
1. Биология
| 15. Военные специальности
| 2. География
| 16. История
| 3. Геология
| 17. Литература
| 4. Медицина
| 18. Журналистика
| 5. Легкая промышленность и
пищевая промышленность
| 19. Общественная деятельность
| 20. Педагогика
| 6. Физика
| 21. Право, юриспруденция
| 7. Химия
| 22. Сфера обслуживания, торговля
| 8. Техника
| 23. Математика
| 9. Электро- и радиотехника
| 24. Экономика
| 10. Металлообработка
| 25. Иностранные языки
| 11. Деревообработка
| 26. Изобразительное искусство
| 12. Строительство
| 27. Сценическое искусство
| 13. Транспорт
| 28. Музыка
| 14. Авиация, морское дело
| 29. Физкультура и спорт
| Инструкция испытуемому:
«Для определения Ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если Вы убедились не раз, что Вам очень нравится то, что спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса, если просто нравится — один плюс, если не знаете, сомневаетесь — ноль, если не нравится — один минус, если очень не нравится — два минуса. Отвечайте на вопросы не пропуская ни одного из них. Время заполнения листа не ограничивается.
КАРТА ИНТЕРЕСОВ
ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ? НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ? ХОТЕЛИ ЛИ ВЫ?
- Знакомиться с жизнью растений и животных
- Уроки по географии, чтение учебника географии.
- Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях.
- Уроки и учебник анатомии и физиологии человека
- Уроки домоводства или домашние задания по домоводству
- Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.
- Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.
- Читать технические журналы (например, «Техника молодежи», «Юный техник»).
- Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники.
- Знакомиться с различными металлами и их свойствами.
- Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.
- Узнавать о достижениях в области строительства.
- Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т.д.).
- Читать книги, смотреть фильмы о летчиках и космонавтах.
- Знакомиться с военной техникой.
- Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях.
- Читать классиков советской и зарубежной литературы.
- Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки.
- Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.
- Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя и т.д.).
- Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.
- Заботиться о порядке в вещах, красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете.
- Читать книги типа «Занимательная математика», «Математический досуг».
- Изучать экономическую географию.
- Занятия иностранным языком.
- Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства.
- Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии.
- Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства.
- Читать спортивные журналы, газеты, книги о спорте, о выдающихся спортсменах.
- Изучать биологию, ботанику, зоологию.
- Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим открытиям.
- Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.
- Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины.
- Посещать с экскурсиями предприятия легкой промышленности.
- Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят».
- Находить химические явления в природе, производить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
- Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, читать статьи в газетах).
- Посещать радиотехнические кружки или знакомиться с работой электрика.
- 3накомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними.
- Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели.
- Встречаться со строителями, наблюдать за их работой.
- Читать популярную литературу о средствах передвижения.
- Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках.
- Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений.
- Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.
- Читать литературно-критические статьи.
- Слушать радио и смотреть теленовости и тематические телепередачи.
- Узнавать о событиях, происходящих в городе, республике, стране.
- Давать объяснение товарищам, как выполнить учебное задание, если они не могут сделать его сами.
- Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя.
- Обеспечивать семью продуктами; организовывать питание для всех во время похода.
- Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков.
- Интересоваться выполнением плана народного хозяйства.
- Читать художественную литературу на иностранном языке.
- Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет.
- Посещать драматический театр или театр юного зрителя.
- Слушать оперную или симфоническую музыку.
- Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио и телепередачи.
- Посещать биологический кружок.
- Заниматься в географическом кружке.
- Составлять и собирать описания и изображения геологических объектов земли, минералов.
- Изучать функции организма человека, причины возникновения, болезней и пути лечения.
- Посещать кружок кулинаров, готовить дома обед.
- Проводить опыты по физике.
- Готовить растворы, взвешивать реактивы.
- Разбирать и ремонтировать различные механизмы (например, часы, утюг).
- Пользоваться точными измерительными приборами (осциллографом, вольтметром, амперметром); производить разнообразные подсчеты.
- Мастерить различные предметы и детали из металла.
- Мастерить различные предметы и детали из древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать).
- Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек.
- Посещать кружок юных железнодорожников и автолюбителей
- Участвовать в секции парашютистов и в кружке авиамоделистов или в работе авиаклубов.
- Заниматься в стрелковой секции.
- Изучать историю возникновения различных народов и государств.
- Писать классные и домашние сочинения по литературе.
- Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей.
- Выполнять общественную работу, организовывать, сплачивать товарищей на какое-либо дело.
- Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать» в чем-либо.
- Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших.
- Наблюдать за работой продавца, повара, официанта.
- Заниматься в математическом кружке.
- Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии.
- Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка.
- Посещать музеи, художественные выставки.
- Выступать на сцене перед зрителями.
- Играть на одном из музыкальных инструментов.
- Играть в спортивные игры.
- Наблюдать за ростом и развитием животных, растений, вести записи наблюдений.
- Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы.
- Собирать коллекции минералов, экспонаты для геологического музея.
- Знакомиться с работой врача, медсестры, фармацевта.
- Посещать кружок по кройке и шитью, шить себе и членам семьи.
- Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.
- Заниматься в химическом кружке или посещать факультативы по химии.
- Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли и т.д.).
- Знакомиться с устройствами электроприборов, электроаппаратов, электрических машин; собирать, контролировать радиоприборы, приемники, проигрыватели и пр.
- Заниматься на уроках труда в школьных и слесарно-станочных мастерских.
- Участвовать в кружке «Умелые руки» или в столярном кружке.
- Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами.
- Смотреть за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств.
- Участвовать в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в бригаде по спасению утопающих.
- Участвовать в военизированных играх (например, в «Зарнице»).
- Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры.
- Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе.
- Вести личный дневник.
- Выступать в классе с сообщениями о международном положении.
- Быть пионервожатым.
- Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотят скрыть.
- Помогать покупателю выбрать в магазине покупку, которая ему нужна.
- Решать сложные задачи по математике.
- Точно вести расчет своих денежных расходов и доходов.
- Заниматься в кружке иностранного языка или посещать факультативные занятия.
- Заниматься в художественном кружке.
- Участвовать в смотре художественной самодеятельности.
- Петь в хоре или посещать музыкальный кружок.
- Заниматься в какой-либо спортивной секции.
- Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных.
- Участвовать в географической экспедиции.
- Участвовать в геологической экспедиции.
- Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их состояние.
- Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских работ или посещать их.
- Участвовать в физических олимпиадах.
- Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах.
- Разбираться в технических чертежах и схемах, самому выполнять чертежи.
- Разбираться в сложных радиосхемах.
- Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.
- Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.
- Помогать по возможности в строительных работах.
- Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, троллейбуса и т.п.
- Летать на самолетах неотложной помощи в любую погоду или управлять сверхскоростными самолетами.
- Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.
- Заниматься в историческом кружке, собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы.
- Работать с литературными источниками, вести дневник впечатлений о прочитанном.
- Участвовать в диспутах и читательских конференциях.
- Подготавливать и проводить сборы или собрания.
- Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.
- Помогать работникам милиции.
- Постоянно общаться с различными людьми.
- Участвовать в математических олимпиадах.
- Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.
- Беседовать с друзьями на иностранном языке.
- Участвовать в выставках изобразительного искусства.
- Посещать театральный кружок.
- Участвовать в театральных смотрах-конкурсах.
- Принимать личное участие в спортивных соревнованиях.
- Выращивать в саду или в огороде растения, воспитывать животных, ухаживать за ними.
- Производить топографические съемки местности.
- Совершать длительные трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.
- Работать в больнице, поликлинике или аптеке.
- Работать специалистом на предприятии пищевой или легкой промышленности (швеей, закройщицей, кондитером и т.д.).
- Решать сложные задачи по химии.
- Работать на химическом производстве.
- Участвовать в выставках технического творчества.
- Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники.
- Работать у станка, изготавливать различные детали и изделия.
- Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.
- Работать в строительной бригаде.
- Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения.
- Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море.
- Быть военным инженером или командиром.
- Ходить в походы по историческим местам родного края.
- Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.д.
- Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать.
- Руководить бригадой во время трудового десанта.
- Организовывать игры или праздники для детей, создавать «тимуровские команды».
- Работать в юридическом учреждении (в суде, прокуратуре, адвокатуре, юридической консультации).
- Оказывать людям различные большие и малые услуги.
- Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний.
- Работать в области планирования, финансирования, экономики предприятий народного хозяйства.
- Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке.
- Участвовать в выставках изобразительного искусства.
- Играть на сцене или сниматься в кино.
- Быть музыкантом, музыкальным режиссером или преподавателем музыки.
- Работать преподавателем физкультуры или тренером.
Обработка результатов. В заполненном листе ответов в каждом из столбцов подсчитывается количество положительных ответов.
Анализируя полученные данные, необходимо выделить те сферы, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Если среди них окажется несколько сфер с одинаковым числом положительных ответов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наименьшее количество отрицательных ответов. При оценке направленности интересов следует, в первую очередь, учитывать сферы с наибольшим количеством положительных ответов, но необходимо обратить внимание также на сферы с наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые оптантом. Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций: высшая степень отрицания — от —12 до —6, интерес отрицается — от —5 до -1, интерес выражен слабо — от +1 до +4, выраженный интерес — от +5 до + 7, ярко выраженный интерес — от +8 до +12.
Лист ответов к опроснику «Карта интересов» ФИО______________________________ класс___ возраст
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| 19
| 20
| 21
| 22
| 23
| 24
| 25
| 26
| 27
| 28
| 29
| 30
| 31
| 32
| 33
| 34
| 35
| 36
| 37
| 38
| 39
| 40
| 41
| 42
| 43
| 44
| 45
| 46
| 47
| 48
| 49
| 50
| 51
| 52
| 53
| 54
| 55
| 56
| 57
| 58
| 59
| 60
| 61
| 62
| 63
| 64
| 65
| 66
| 67
| 68
| 69
| 70
| 71
| 72
| 73
| 74
| 75
| 76
| 77
| 78
| 79
| 80
| 81
| 82
| 83
| 84
| 85
| 86
| 87
| 88
| 89
| 90
| 91
| 92
| 93
| 94
| 95
| 96
| 97
| 98
| 99
| 100
| 101
| 102
| 103
| 104
| 105
| 106
| 107
| 107
| 109
| 110
| 111
| 112
| 113
| 114
| 115
| 116
| 117
| 118
| 119
| 120
| 121
| 122
| 123
| 124
| 125
| 126
| 127
| 128
| 129
| 130
| 131
| 132
| 133
| 134
| 135
| 136
| 137
| 138
| 139
| 140
| 141
| 142
| 143
| 144
| 145
| 146
| 147
| 148
| 149
| 150
| 151
| 152
| 153
| 154
| 155
| 156
| 157
| 158
| 159
| 160
| 161
| 162
| 163
| 164
| 165
| 166
| 167
| 168
| 169
| 170
| 171
| 172
| 173
| 174
| |