Изучение адаптации ребенка к школе
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика процесса адаптации ребенка к школе Изучение адаптации ребенка к школе
Изучение адаптации ребенка к школе |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика процесса адаптации ребенка к школе |
Диагностику «Изучение адаптации ребенка к школе» pекомендуется применять не ранее второго полугодия обучения в школе. Учителем выставляются баллы от 0 до 5 по семи шкалам. Результаты обрабатывает психолог. 1–я шкала: учебная активность 5 — активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно. 4 — на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. 3 — редко поднимает руку, но отвечает верно. 2 — часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная. 1 — пассивен на уроке, дает отрицательные ответы. 0 — учебная активность отсутствует полностью. 2–я шкала: усвоение программных материалов 5 — правильное и безошибочное выполнение школьных заданий. 4 — единичные ошибки. 3 — нестабильная успеваемость, перепады правильных и ошибочных ответов. 2 — плохое усвоение материалов по одному из предметов. 1 — частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачеркиваний. 0 — плохое усвоение программных материалов по всем предметам, грубые ошибки и их большое количество. 3–я шкала: поведение на уроке 5 — добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинирован. 4 — выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков. 3 — часто разговаривает с товарищами, не собран. 2 — скован на уроке, напряжен, отвечает мало. 1 — выполняет требования учителя частично, вертится, постоянно разговаривает. 0 — преобладают игровые интересы на уроке, занимается посторонними делами. 4–я шкала: поведение на перемене 5 — высокая игровая активность, охотно участвует в коллективных играх. 4 — малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем–либо из ребят. 3 — активность ребенка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс. 2 — не может найти себе никакого применения (переходит от одной группы детей к другой). 1 — пассивен, избегает других. 0 — часто нарушает нормы поведения. 5–я шкала: взаимоотношения с одноклассниками 5 — общителен, легко контактирует с детьми. 4 — мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются. 3 — сфера общения ограничена, общается только с некоторыми. 2 — предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. 1 — замкнут, изолирован от других. 0 — проявляет негативизм по отношению к детям. 6–я шкала: отношение к учителю 5 — проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается. 4 — дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования. 3 — старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается к одноклассникам. 2 — выполняет требования учителя формально, старается быть незамеченным. 1 — избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, смущается. 0 — общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях. 7–я шкала: эмоции 5 — хорошее настроение, часто улыбается. 4 — спокойное эмоциональное состояние. 3 — эпизодически появляется снижение настроения (цикличность). 2 — отрицательные эмоции преобладают. 1 — депрессивное настроение. 0 — агрессия. Ключ 21-35 баллов — адаптация произошла полностью. 14-20 баллов — неполная адаптация. 0-13 баллов — дезадаптация. Для получения более полной информации рекомендуется анализ по шкалам. |