Исследование мотивационно-смысловых установок педагогов — Практические задания №4, №5, №6
На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Исследование мотивационно-смысловых установок педагогов — Практические задания №4, №5, №6
Исследование мотивационно-смысловых установок педагогов — Практические задания №4, №5, №6 |
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое задание № 41. Для выявления сочетания ведущих мотивационно-смысловых установок педагога с другими установками, которые играют роль дополнительной стимуляции в его деятельности, проведите исследование по методике О.Ф. ПотемкинойМетодика выявления мотивационно-смысловых установок, направленных на «альтруизм — эгоизм», «процесс — результат» «свободу — власть», «труд — деньги» (О.Ф. Потемкиной). I. Выявление мотивационно-смысловых установок, направленных на «альтруизм — эгоизм», «процесс — результат». Вопросы 1.Сам процесс выполняемой работы увлекает вас больше, чем этап ее завершения? 2.Для достижения цели вы обычно не жалеете сил? 3.Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе? 4.Вы обычно много времени уделяете своей особе? 5.Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что вам не интересно, даже если это необходимо? 6.Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей? 7.Вам легче просить за других, чем за себя? 8.Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других? 9.Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней тяжело расставаться? 10.Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые? 11.Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-то просят? 12.Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других? 13.Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше? 14.Вы считаете, что успехов в вашей жизни больше, чем неудач? 15.Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности? 16.Вы убеждены, что не нужно для кого-то сильно напрягаться? 17.Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему? 18.Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны? 19.Для себя у Вас, обычно, не хватает ни времени, ни сил? 20.Вам трудно себя заставить сделать что-то для других? 21.Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца? 22.Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни? 23.Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей? 24.Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе? 25.Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе? 26.Вам часто удается довести начатое дело до конца? 27.Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни – жить интересами других людей? 28.Вы можете назвать себя эгоистом? 29.Бывает, что Вы увлекаетесь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело? 30.Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами? 31.Ваша отличительная черта – бескорыстие? 32.Свободное время Вы используете для своих увлечений? 33.Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-то сделать? 34.Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе? 35.Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах? 36.Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений? 37.Соглашаясь на какое-либо дело, вы больше думаете о том, насколько оно вам интересно? 38.Стремление к результату в любом деле – ваша отличительная черта? 39.Ваша отличительная черта – умение помочь другим людям? 40.Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение? II. Выявление мотивационно-смысловых установок, направленных на «свободу – власть», «труд – деньги». Вопросы 1.Вы согласны, что самое важное в жизни – быть мастером своего дела? 2.Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения? 3.Ваши знакомые считают Вас властным человеком? 4.Вы согласны, что люди, которые не умеют зарабатывать деньги, не стоят уважения? 5.Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни? 6.Основное стремление в Вашей жизни – свобода, а не власть и деньги? 7.Вы согласны, что иметь власть над людьми – наиболее важная ценность? 8.Ваши друзья состоятельные в материальном плане люди? 9.Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом? 10.Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны? 11.Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти – это сила? 12.Вы уверены, что все можно купить за деньги? 13.Вы выбираете друзей по деловым качествам? 14.Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми? 15.Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется вашим требованиям? 16.Деньги куда надежнее, чем власть и свобода? 17.Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы? 18.Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона? 19.Вам легко заставить людей делать то, что вы хотите? 20.Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект? 21.В жизни Вас радует только отличный результат работы? 22.Самое главное стремление в нашей жизни – быть свободным? 23.Вы считаете себя способным руководить большим коллективом? 24.Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни? 25.Любое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги? 26.Вам, обычно, удается отвоевать свое право на свободу? 27.Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить? 28.Вы согласны, что деньги «не пахнут» и неважно, как они заработаны? 29.Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать? 30.Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным? 31.Вы чувствуете себя хозяином в семье? 32.Вам трудно ограничить себя в денежных средствах? 33.Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста? 34.Люди, ущемляющие вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование? 35.Власть может заменить Вам другие ценности? 36.Вам обычно удается накопить нужную сумму денег? 37.Труд – наибольшая ценность для Вас? 38.Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя среди незнакомых людей? 39.Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью? 40.Наиболее сильное потрясение для Вас – отсутствие денег? Исследуемые установки – это социально-психологические установки личности. Установки на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат», а также на «свободу – власть», «труд – деньги» соотносимы (сочетаемы) с теми или иными мотивационно-смысловыми установками педагога. Их выявление поможет расширить и углубить представление о личностных особенностях педагогов с антропоориентированными и сциентистскими (императивными) мотивационно-смысловыми установками. 2.Проведите анализ результатов исследования по методике О.Ф. Потемкиной. 3.Сравните результаты вашего исследования с результатами исследования, представленного ниже. Результаты исследования по данной методике представлены на диаграмме 1. Представленность социально-психологических установок (по О.Ф. Потемкиной) у педагогов экспериментальных групп Любая из этих установок у каждого испытуемого (в соответствии с ключом) может иметь диапазон от 1 балла (минимальный уровень) до 10 баллов (максимальный уровень). После подсчета всех индивидуальных результатов и их статистической обработки были определены среднестатистические показатели (с точностью до десятых) уровня представленности каждой установки в группах А и В. Сравнительный анализ результатов этих групп показал достоверность различий между ними по установкам «Альтруизм – эгоизм» (tэмп.=3,05 при p ≤ 0,01), «Процесс – результат» (tэмп.3,23 при p ≤ 0,05), «Свобода – власть» (tэмп. = 4,75 при p ≤ 0,001). Различия по установкам «Труд – деньги» недостоверны. Высокий уровень выраженности установок на альтруизм (6,9 балла), процесс (7,2 балла), свободу (8,2 балла) у педагогов группы А подтверждает их антропоориентированную направленность личности. Как видно из диаграммы, большинство диагностируемых установок у педагогов группы В имеют «ровный» уровень проявления в пределах 5 баллов (5 баллов – средний уровень по ключу). Это свидетельствует о том, что сциентистские установки (как ведущие у испытуемых из группы В) в определенном смысле обезличивают педагогов, делая их похожими друг на друга в личностном плане, «ретушируют» индивидуальность личности. И это тот случай, когда баланс частей вовсе не есть гармония целого, когда часть может быть больше, важнее целого. Дисбаланс представленных на диаграмме установок испытуемых группы А (в отличие от группы В) можно считать особенностью личности педагога с антропоориентированной направленностью. По уровню представленности установок на «труд – деньги» различий между группами не выявлено. Как показывают теоретические исследования, важной особенностью антропоориентированных установок является их способность к порождению производных характеристик личности: эмпатии, толерантности, аутентичности и рефлексивности. Выявленная в психологических исследованиях закономерность заключается в том, что смысловые установки становятся обобщенными и трансформируются в черты характера личности (по А. Асмолову), которые рассматриваются как показатели антропоориенти-рованных мотивационно-смысловых установок педагога. Практическое задание № 51. Проведите исследование по выявлению эмпатии у педагогов.Следует отметить, что в ходе исследования могут возникнуть трудности в диагностике рассматриваемых производных качеств личности в силу их эфимерности и трудно поддающейся «объективации». Методика выявления эмпатии у педагогов (И.М. Юсупова) Инструкция Ответы: «не знаю» — 0 «нет, никогда» — 1 «иногда» — 2 «часто» — 3 «почти всегда» — 4 «да, всегда» — 5 1.Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».___ 2.Взрослых детей раздражает забота родителей.___ 3.Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей. 4.Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».____ 5.Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются голами.___ 6.Больному человеку можно помочь даже словом.___ 7.Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт межу двумя людьми.____ 8.Старые люди, как правило, обидчивы без причины.___ 9.Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.____ 10.Раздраженное настроение моих родителей влияет на мое настроение.___ 11.Я равнодушен к критике в мой адрес.___ 12.Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.___ 13.Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.___ 14.Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.___ 15.Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.___ 16.Родители относятся к своим детям справедливо.___ 17.Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.____ 18.Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.___ 19.Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.____ 20.Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.___ 21.Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.____ 22.В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.___ 23.Все люди необоснованно озлоблены.___ 24.Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь. 25.В детстве младшие ходили за мной по пятам.____ 26.При виде покалеченного животного, я стараюсь ему чем-то помочь.___ 27.Человеку стонет легче, если внимательно выслушать его жалобы.____ 28.Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.____ 29.Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.___ 30.Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.___ 31.Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.____ 32.Если ребенок плачет, на то есть своя причина.____ 33.Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.___ 34.Мне хочется разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.___ 35.Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.____ 36.Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.____ 2.Сделайте анализ проведенного исследования. 3.Результаты своего исследования сравните с результатами исследования, приведенного ниже. Результаты исследования эмпатии педагогов по методике И.М. Юсупова представлены в таблице 7 . Таблица 7
В группе А по /2-критерию Пирсона различия между уровнями эм-патии достоверны (/2-эмп. = 21,5 при р < 0,01) с преобладанием высокого уровня; в группе В различия между уровнями также достоверны (/2-эмп. = 63,25 при р < 0,01) с преобладанием низкого уровня. Как видно из таблицы, педагоги с антропоориентированными (гр. А) и сциентистскими (гр. В) мотивационно-смысловыми установками отличаются по уровню эмпатии: 68,8 % педагогов группы А имеют высокий уровень, в то время как в группе В таких только 4 %. Низкий уровень эмпатии выявлен у 63,3 % респондентов группы В. Таким образом, эмпатия как первичное условие создания особого эмоционального фона, определяющего «старт» во взаимодействии субъектов, является важным качеством педагогов с антропоориентированными мотивационно-смысловыми установками и может рассматриваться как один из значимых показателей этих установок. Практическое задание № 61. Определите уровень рефлексивности учителей из групп А и В (Используйте методику авторов А.В. Карпова В.В. Пономаревой).Данная методика используется для подтверждения выводов, сделанных с помощью метода наблюдения, и дополнительно, для исследования рефлексивности как интегрирующей все производные качества мотиваци-онно-смысловых установок личности. Методика для определения уровня рефлексивности (авторы А.В. Карпов и В.В. Пономарева) Инструкция испытуемому Вам предстоит дать ответы на некоторые утверждения опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса поставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа: (7) 1 – абсолютно неверно (6) 2 – неверно (5) 3 – скорее не верно (4) 4 – не знаю (3) 5 – скорее верно (2) 6 – верно (1) 7 – совершенно верно Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных и неправильных ответов в данном случае быть не может. Первый пришедший в голову ответ и является верным. Таблица 8 Сравнительные результаты уровня рефлексивности у педагогов разных групп
Нормы перевода «сырых» тестовых баллов в стеновые показатели: Стены 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2.Обработайте результаты исследования. Сделайте выводы. 3.Сравните результаты своего исследования с данными Исследования, представленного ниже. Для подтверждения выводов, сделанных с помощью метода наблюдения, мы дополнительно для исследования рефлексивности как интегрирующей все производные качества была использована методика А.В. Карпова и В.В. Пономаревой. «Сырые» баллы каждого испытуемого были переведены в стены. Сравнительные результаты исследования рефлексивности испытуемых разных групп представлены в таблице 8. Сравнительные результаты уровня рефлексивности у педагогов разных групп
Среди педагогов с антропоориентированными мотивационно-смысловыми установками, как мы и предполагали, не обнаружено лиц с низким уровнем рефлексивности, так как эти установки предполагают не просто знание или понимание другого, но и знание того, как другой понимает «рефлексирующего» индивида. Можно сказать, что рефлексия «стягивает в единый узел» все производные качества личности, помогая понять многогранную сущность человека. Именно такой педагог «способен с каждым ребенком возвращаться к его началу, способен принимать и учитывать области свободного, тревожного, отчаянного, аутентичного как феноменологическую природу человека» [12, с. 110], способствуя сохранению эмоционального благополучия как фактора личностного развития. В группе В у 29,2 % педагогов выявлен низкий уровень рефлексивности, у 64,6 % – средний уровень. Только 6,2 % – 3 человека из 48 испытуемых имеют высокий уровень рефлексивности. Можно предположить, что это «рефлексирующие» противники смены образовательных парадигм, жестко ориентированные на знаниево-репродуктивную парадигму. Возможно, их рефлексивность связана только с интеллектуальной рефлексией, которая используется как механизм освоения той науки, которую они преподают. Однако это предположение требует специального исследования. Педагоги с низким уровнем рефлексивности стратегически ориентированы, как правило, на рационально гносеологические задачи, пренебрегая индивидуальностью человека познающего. Делая особый акцент на рефлексивности как способности к рефлексии, подчеркнем, что именно рефлексия как механизм самоорганизации, саморегуляции обеспечивает не только потенциальную, но и реальную открытость личности новому опыту, другой личности, самой себе. А открытое общение порождает внутреннее экзистенциональное стремление людей друг к другу, создавая условия для эмоционального комфорта и благополучия. Таким образом, можно сделать вывод об органической связи антро-поориентированных мотивационно-смысловых установок педагога с такими производными качествами личности, как эмпатия, аутентичность, толерантность, рефлексивность. Источник: Александрова Т.И. Эмоциональное благополучие личности ученика. Теория и практика: учебное пособие / Т.И. Александрова. – Хабаровск: Изд-во Дальневост. госуд. гуманит. уни-та, 2014. – 72 с. << Предыдущая — Следующая |