«Человек»: Учебно-методическое пособие для подготовки к ЕГЭ | Обучение и развитие детей

«Человек»: Учебно-методическое пособие для подготовки к ЕГЭ

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Васильев Максим Викторович
Человек 

Понятие «человек» имеет сложную, многогранную структуру и огромный набор разнообразных определений, напрямую зависящих от исторической эпохи, религиозной, философской и идеологической базы с которой рассматривается данное понятие. В самом широком смысле под словом «человек» принято понимать высшую ступень развития живых организмов на земле, субъект преобразующей общественно-исторической деятельности и культуры. Порой под этим словом подразумевается человечество в целом (например, мы можем с уверенностью сказать, что человек научился пользоваться орудиями труда). В более узком значении этого слова мы говорим о конкретном индивиде, включающем в себя биологическое и социальное направление. С исторической точки зрения под понятием «человек» принято подразумевать родовое понятие, которое характеризует биологический вид Homo sapiens, и то, что этот вид живых существ имеет общественную природу, социальную сущность. Иными словами, это понятие включает в себя те характеристики, которые отличают представителя рода человеческого от других высокоорганизованных животных. С точки зрения антропологии человек это природное (биологическое) существо, что выражается в его телесной организации, в морфологических, физиологических явлениях, в нервно-мозговых и некоторых других процессах человеческого организма. Как природное существо человек наделен определенными природными силами, которые существуют в нем в виде задатков, способностей, влечений. Но в отличие от всех других природных существ он является деятельным природным существом. Именно в преобразовательном труде человек утверждает себя как родовое существо. Развитие трудовой активности изменило природную сущность человека. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, к коим относятся: мышление, язык, общение, убеждение, мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Все это означало появление нового биологического вида Homo sapiens, который, таким образом, с самого начала выступает в двух тесно взаимосвязанных ипостасях: как биологический вид и как общественное существо. Даже на обыденно-практическом уровне можно прийти к выводу, что все, чем обладает человек, чем отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. Ребенок появляется на свет уже со всем анатомо-физиологическим богатством, накопленным человечеством за всю его предшествующую историю. Однако ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Вне общества ребенок не становится человеком. В литературе нередко описывались случаи, когда маленькие дети попадали в среду животных.  В современной науке таких детей принято называть «дети-маугли». Эти дети впоследствии не смогли усвоить даже прямую походку. Они не овладели членораздельной речью, произносили звуки, подражая тем животным, среди которых жили. Мышление этих детей оказалось очень примитивным, и о нем можно говорить лишь с известной долей условности. Ребенок появляется на свет, как человеческое существо, и тем не менее, в момент своего рождения он лишь кандидат на звание человека, и стать им в изоляции от других людей ребенок не может. В результате длительной и постепенной социализации ему еще предстоит научиться быть человеком. Общество вводит его мир людей и именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием. Следовательно, человек – существо биосоциальное, выраженное в целостном единстве биологического и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человек не просто арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их сложно переплетенное единство, приводящее к возникновению человеческой личности. Абсолютизация одной из сторон человеческой сущности приводит либо к биологизаторству (акцентируется внимание исключительно на эволюционно-биологических предпосылках эволюции), либо к социологизаторству (природа человека определяется исключительно на основе социально значимых факторов). Наиболее объективная и взвешенная оценка в означенном вопросе учитывает оба подхода, и отмечает наиболее существенные отличия человека от остального животного мира. Основные отличия человека от животных 

1. Человек обладает членораздельной речью и сознательным мышлением. Только человек обладает способностью критически оценивать прошлое, строить планы на будущее исходя из настоящего положения дел. Только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире, более того, человек умеет отображать действительность не только с помощью речи, но и с помощью других форм общения: музыки, живописи и других образных форм. 2. Человек отличается от животных своей разумностью, способностью контролировать свои животные инстинкты и стремления. Благодаря разуму человек способен изучать окружающий его мир, постигая законы мироздания, накапливать и передавать дальнейшим поколениям научные знания. 3. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. Он способен смоделировать свое поведение и отдать предпочтение различным социальным ролям, выбрав одни и отказавшись от других. Человек имеет способности к предвидению отдаленных последствий своих действий и выбору нестандартных форм деятельности. 4. Человек может в различных формах высказать свое ценностное отношение к отдельным проявлениям окружающей нас действительности. Только у человека появляется представление о сверхъестественных силах, морали, добре и зле. Человек осознает свою конечность пребывания в этом мире, свою смертность, сохраняя память о прошлом, как о себе, так и о других людях. 5. Деятельность человека имеет преобразующий характер. В процессе своей деятельности, человек в отличие от всех других живых существ преобразует и изменяет окружающий его мир, создавая необходимые ему духовные и материальные блага. В рамках своей преобразовательной жизнедеятельности только человек создает «вторую природу» культуру. Животные же способны только приспосабливаться к различного рода изменениям и вызовам внешнего мира, не имея возможности существенно изменить окружающий их мир. Некоторые высокоорганизованные животные могут использовать предметы (камни, палки и т.п.) в качестве орудий труда, но ни одно животное не может производить орудия труда с помощью ранее сделанных предметов. Эта прерогатива остается исключительно за человеком. 6. Человек на протяжении своего жизненного пути стремиться к удовлетворению не только биологических потребностей, но и духовных, реализуя свою социальную сущность. Удовлетворение духовных потребностей человека не только способствует формированию культуры, но и духовного (внутреннего) мира человека, обогащая и развивая его. В тоже время каждый человек имеет определенный набор индивидуальных черт и особенностей, характерных только ему. Русский философ Б.В. Марков отмечал, что природа человека не является чем-то заданным, а строится в каждой культуре по-своему. «Осознание действительности своей природы – фундаментальное свойство человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремиться к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины… Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать – эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Поэтому нет оснований говорить о врожденной агрессивности или, наоборот, солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или же интенсифицируются обществом. Люди буквально всему должны научиться сами, и все, что они умеют – это продукт культурного развития, воспитания и образования. Человеком не рождаются, а становятся». В этом же ключе мыслил французский экзистенционалист Ж.-П. Сартр, который писал о человеке: «Сущность человека не предшествует его существованию, он проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на Бога».  Происхождение человека. Антропогенез 

Одним из основополагающих вопросов в философии является проблема происхождения человека, его антропогенез, что имеет важное значение для понимания его сущности и путей развития. Ученые подчеркивают, что возникновение человека, его выделение из животного мира – это такой же грандиозный скачок в эволюции, как и возникновение живого из неживого. Предыстория человечества по сей день остается во многом загадкой. Но очевидно, что антропогенез представляет собой длительный этап, в котором можно выделить несколько стадий. Антропогенез (от греч. антропо – человек и génesis – происхождение), что означает процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Существует несколько подходов к решению проблемы происхождения человека, которые можно схематично представить в виде следующей таблице.

Наиболее обоснованным и устоявшимся в научной среде является Эволюционная теория Ч. Дарвина, получившая дальнейшую разработку в трудовой теории Ф. Энгельса. Её центральная идея заключается в том, что в процессе антропогенеза основным фактором прогрессивного эволюционного и исторического развития человека была трудовая деятельность, осуществлявшаяся коллективно на различных уровнях становления общества. Обратимся к ней более подробно. Изготовление и применение орудий труда, осознание этой деятельности давали человеку всё возраставшие возможности активного воздействия на природу, постепенно устраняли действие биологических факторов эволюции. В этом заключается качественное отличие антропогенеза от эволюции органического мира, регулируемой исключительно природными закономерностями. К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчёркивали, что труд, производство лежат у истоков истории человека и социального объединения человеческих индивидов – общества. «Первый исторический акт этих индивидов, благодаря которому они отличаются от животных, состоит не в том, что они мыслят, а в том, что они начинают производить необходимые им средства к жизни». Теорию Дарвина часто называли симиидной (от лат. simia – обезьяна), т.е. обосновывающей происхождение человека от ископаемых высших (человекообразных) обезьян.

В антропологии проблема прародины человека ещё не получила окончательного решения. Одни исследователи считают, что человек возник в Африке, другие – в южных районах Евразии. Другая группа ученых сходится во мнении, что местом происхождения человека является область Средиземноморья, охватывающего Северо-Восточную Африку и Юг Европы и Азии. Из возможных областей прародины исключаются Австралия, где эволюционное развитие млекопитающих не пошло выше сумчатых животных, и Северной Евразии, и Америки, поскольку здесь не обитали высшие обезьяны.

Антропогенез как единый процесс эволюционного становления человека и исторического формирования общества может быть разделён на стадии, смена которых была связана с наиболее значительными качественными преобразованиями в трудовой деятельности человека, в его морфологии и сознании, в структуре социальной организации.

Этапы антропогенеза 

1. 6,5 – 1 млн. лет до н.э. – Австралопитеки: прямохождение, природные предметы в качестве орудий труда.

2. 2,5 – 1,6 млн. лет до н.э. – Homo habilis (человек умелый): изготовление первых орудий труда.

3. 1,8 млн. – 300 тыс. лет до н.э. – Homo erectus (человек прямоходящий: итекантроп, синантроп и др. архантропы): использование огня.

4. 300 тыс. – 40 тыс. лет до н.э. – Неадертальцы: по внешнему виду схож с современным человеком, использование оружий труда из пластин, основное занятие – охота, сооружение искусственных хранилищ.

5. 50 – 40 тыс. лет до н.э. – Homo sapiens (человек разумный). Появился в Африке. В Европе – около 40 тыс. лет назад. Существование Homo sapiens продолжается и в наши дни.

Отдельные исследователи предлагают называть современного человека: Homo sapiens-sapiens, что, по их мнению, должно подчеркнуть высокий уровень его интеллектуального, культурного и нравственного развития, но данная градация применима исключительно к социальным процессам и не имеет отношения к антропогенезу.

Важнейшим фактором прогрессивного развития людей было совершенствование социальной организации и производственной деятельности. В лучшем положении оказывались коллективы, где накопление этих качеств и их реализация происходили быстрее, что способствовало более интенсивному росту численности этих групп и их более широкому расселению. Огромное значение при этом имело прогрессивное развитие способов общения людей, в первую очередь речи, посредством которой происходила передача поколениям накапливаемого производств, опыта и сведений из общественной жизни коллективов – основы сложения системы социальных институтов. Речь способствовала усвоению и сохранению человеческими коллективами конкретных знаний, навыков и наблюдений. Усиление независимости человека от окружающей природы, создание искусственной среды обитания, способствовали тому, что естественный отбор полностью утратил своё значение как фактор эволюционной трансформации человека, в связи с чем биологическая, видовая эволюция его прекратилась.

Эволюция представлений о человеке 

На протяжении длительного времени человек всегда стремился понять собственную сущность, место и роль в окружающем мире. В силу различного уровня развития научных и религиозных знаний, представления о человеке менялись. Говоря о эволюции этих представлений, можно выделить несколько наиболее крупных этапов, которые во многом будут совпадать с историческими эпохами.

1. Философия Востока (Древний мир). Человек воспринимается как органическая часть природы, без которой его существование немыслимо.

2. Античность. Человек, в представлении античных мыслителей является духовно-телесным существом, природа человека определяется его душой и телом. В то же время, «человек это мера всего существующего» – Протагор (ок. 490 до н.э. – ок. 420 до н.э.). Немного позже Демокрит (460 до н.э. – ок. 370 до н.э.) предложил считать человек частью Космоса, «единого порядка и стоя природы», что также, тесно связывало человека с природной сущностью бытия. Человек для античных философов являлся – микрокосмом, часть цельного и гармоничного мира. В дальнейшем, с развитием общества и институтов государственности, Аристотель (384—322 до н.э.) в своих размышлениях о человеке обращал внимание на то, что это живое существо, наделенное разумом и способностью к общественной жизни. Именно из-за способности к созидательной самоорганизации, Аристотель называл человека «политическим животным».

3. Средневековье. На представление о человеке большое значение оказало Христианство. В соответствии с представлениями эпохи, человек воспринимается исключительно, как образ и подобие Божие. Человек имеет божественное происхождение. Главным источником жизни признается душа человека, именно наличие бессмертной души, отличает человека от всего животного мира. Средневековый человек не отождествляется с природой, так как имеет божественное происхождение по образу и подобию Божьему, в отличие от всех остальных творений этого мира.

4. Эпоха Возрождения (Ренессанс). Человек признается творцом всего окружающего, в том числе и самого себя, красота человека сообразна красоте божественной. В результате распространения идей гуманизма, происходит обращение к человеку, его внутреннему миру, страстям и переживаниям. Хотя божественное происхождение человека не отрицается.

5. Эпоха Просвещения. Человек – это существо разумное. В первую очередь превозносится культ разума и мышления, как основной фактор деятельностного созидания и самоорганизации людей. Рене Декарт (1596–1650 гг.): «Мыслю, значит существую». Провозглашается самоценность человека.

6. Новое время. Представлено целым рядом представлений о человеке, в первую очередь в рамках немецкой классической философии.

И. Кант (1724–1804 гг.): человек принадлежит двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе.

Л. Фейербах (1804–1872 гг.): человек – венец природы, главное его творение.

Ф. Рабле (1495–1553 гг.): человек – животное, которое смеется. Обращение к чувственно-эмоциональной составляющей человека.

Ф. Ницше (1844–1900 гг.): главное в человеке не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений. Только выдающиеся люди оказывают влияние на исторический процесс.

7. Марксистская концепция: человек – это продукт и субъект общественно-трудовой деятельности. Эволюционно-трудовая теория происхождения и эволюции человека (см. выше).