Использование ТРИЗ-педагогики на уроках физики: из опыта проведения открытых уроков
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Татаринцев Алексей Иванович
В настоящее время школу невозможно представить без использования разнообразия современных педагогических образовательных технологий. ТРИЗ-технология – это наука о творчестве, использование ее элементов и приемов помогает развивать умственную, познавательную и творческую деятельность обучающихся на уроке. С другой стороны можно сказать, что ТРИЗ называют технологией творчества, наукой сильного мышления. Создатели и специалисты ТРИЗ благодаря многолетнему практическому опыту, пришли к выводу, что творчеству можно учить и значение врожденных качеств не столь велико, как принято обычно считать. Практически любой человек, если он сам того твердо желает, может стать изобретателем, научиться творчески мыслить. Начинать этому учиться необходимо как можно раньше. Наличие в структуре ТРИЗ материала, содержащего реальные проблемы и методы осознанного овладения мыслительными операциями, позволяет применять ТРИЗ в качестве методологической базы для развития творческого мышления в школе. В традиционной и современной педагогике нередко употребляется такое понятие, как технология обучения. Под технологией обучения понимают и совокупность методов предъявления учебной информации, и способы воздействия учителя на учеников с помощью технических или информационных средств. Педагогическое мастерство учителя заключается, прежде всего, в том, чтобы выбрать наиболее приемлемый вариант технологии обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами [2]. В исследовании данной темы стараюсь уделять внимания развитию познавательных и творческих способностей учащихся. Так, в МКОУ «Хохольский лицей» учащиеся нередко получали дипломы и сертификаты от Воронежского государственного университета за творческие работы по физике в сфере научных исследований. На школьной конференции ученица Светлана Рак защитила исследовательскую работу по теме «Может ли физика быть творческой?», в которой Светлана рассуждала о красоте физических явлений, приводила в качестве примеров свои стихи с описанием физических явлений и процессов. Необходимо подчеркнуть, что участие в районных методических семинарах по ТРИЗу способствовало тому, что, заинтересовавшись этой технологией, мы решили использовать ТРИЗ-педагогику в своей педагогической деятельности. В ТРИЗе заключен универсальный инструментарий, который можно использовать на всех уроках, по всем предметам и во внеурочной деятельности. Наиболее широко используются следующие направления: — курс РТВ (развитие творческого воображения) – приемы и методы для генерирования фантастических, сказочных идей; — «железная ТРИЗ» – набор законов, правил, приемов для решения технических изобретательских задач; — ТРТЛ (теория развития творческой личности) – набор «подсказок» для «конструирования» творческой жизни от детства до старости. Сама технология НФТМ-ТРИЗ основана на дружественной творческой образовательной среде, на свободе мыслеизъявлений. Система предусматривает систему творческих заданий, где приобретение знаний происходит в процессе создания школьником собственного интеллектуального продукта в сотворчестве с преподавателем. Все приемы и методы ТРИЗ позволяют найти новые идеи и в уже знакомом, найти необычное и неизведанное, сделать свое маленькое открытие, порой незакономерное и нестандартное. Приведу некоторые примеры использования методов и приемов в моей практике. Фрагмент урока по теме: «Испарение», 8 класс. Учитель: Чтобы рассмотреть новые идеи по применению процесса испарения, составим гирлянду ассоциаций. Ученики: Стул – шуруп – резьба – дерево – вещество – химия – осадок – зима – холод. Учитель: А теперь соединяем предложенные в гирлянде слова с испарением. Ученики: Испаряющиеся шурупы. Учитель: А зачем такие шурупы нужны? Ученики: Чтобы соединять детали на время, а при необходимости они будут испаряться, например, зимой будут держать конструкцию, а летом испарятся. Учитель: Еще примеры. Ученики: Можно сделать универсальные шурупы-гвозди. Резьбу на таких шурупах можно сделать испаряющуюся. Нужен гвоздь, возьми шуруп, нагрей до определенной температуры – резьба испарится. И гвоздь к вашим услугам. В данном фрагменте использован метод гирлянд ассоциаций, автором которого является Г.Я. Буш (СССР). В этом методе составляется цепочка – гирлянда от любого слова и поочередно слова соединяют с исследуемым объектом. Результат просто уникален радугой полученных идей. Этот метод – находка для изобретателя. Фрагмент № 1 урока по теме: «Плотность», 7 класс. Попробуем смоделировать с помощью приема маленьких человечков железо в разных агрегатных состояниях, но человечками будете вы сами. Ученики по желанию выходят к доске и демонстрируют плотность железа твердого, стоя рядом друг с другом. При демонстрации железа жидкого дети отходят на шаг друг от друга. При моделировании железа в газообразном состоянии учащиеся отходят на достаточное расстояние друг от друга. Дети составляют схемы. Вот одна из предложенных схем:
Твёрдое тело Жидкость Газ
В данном фрагменте использован прием моделирования с помощью нарисованных маленьких человечков, который позволяет представить наглядно частицы вещества, по-своему заглянуть внутрь тела. Фрагмент № 2 урока по теме: «Плотность», 7 класс. Используем гирлянду ассоциаций и найдем области новых применений наших знаний о плотности. Ученики по очереди высказывают ассоциации к предыдущему слову, начиная с книги: Книга – бумага – буква – звук – радио – информация – космос. Учитель: С помощью приемов дробление, объединение, матрешка, местное качество и др. пофантазируем с плотностью. Ученики: Книга + плотность (местное качество). У разных книг разная плотность. Есть книги лощеные, есть ветхие. У одной и той же книги может быть разная плотность: обложка более плотная, а листы менее плотные. Можно придумать стеклянную, металлическую, жидкую обложку для красоты и привлечения внимания. Бумага + плотность (объединение). Объединим бумагу с другим веществом. У бумаги может появиться новое качество. С ней могут произойти превращения. Если взять бумагу и кисель, то бумага намокнет, и ее плотность изменится. Ее будет легко порвать. На такой бумаге будет трудно писать. Рисунки и буквы будут расплываться. Но на ней можно создавать необычные рисунки. Учитель: Сделаем экологическую экспертизу наших идей. Какие есть версии? Ученики: Книги с разной плотностью будут дороже, чем обычные книги. Если обложка стеклянная, то это хрупкий предмет, с которым нужно обращаться с осторожностью. А вот бумага и кисель могут стать составляющими нового направления в рисовании. И для здоровья не вредно. Учитель: Попробуем развить данную идею. Ученики: Можно создать наборы из бумаги и тюбиков с разноцветным киселем. Такие наборы будут недорогими и неопасными для здоровья детей. Хочешь – рисуй, хочешь – лизни пару раз для настроения. Учитель: Мне очень симпатична эта идея. Просто хочется самой воспользоваться таким набором. В данном фрагменте использованы приемы ТРИЗ. Самое ценное – это новые идеи. Это первые шаги к изобретениям. В результате дети начинают по-новому воспринимать обычное. Фрагмент № 1 урока по теме: «Фотоэффект», 11 класс. Учитель: Попытаемся выявить связи фотоэффекта с другими процессами и объектами окружающего мира с помощью системного оператора. Начинаем с системы: ФОТОЭФФЕКТ. Надсистемой к ней являются все физические явления. Надсистемой к физическим явлениям будет природа в целом. Подсистемами фотоэффекта являются и сам процесс, и материальная система, в которой он происходит, т.е. это источник излучения, приёмник и процесс вырывания электронов. Подсистемой приёмника будет являться вещество, из которого он состоит. Вселенная Галактика Солнечная система Земля Природа (Атмосфера, биосфера, гидросфера, литосфера) Физические явления Ученики ищут связи фотоэффекта со всеми элементами системного оператора: Связь фотоэффекта с Вселенной: во Вселенной существует реликтовое излучение – холодный фотонный газ. Излучение есть, а мишень? Это наша планета, всё живое на ней… Комментарий учителя: В научно-популярной книге Дэвида Джоунса «Изобретения Дедала» [1] автор высказывает любопытную гипотезу о влиянии фонового космического микроволнового излучения, постоянно действующего на каждого из нас. Это излучение наибольшее влияние может оказать на только что оплодотворённую клетку, которая, вырастая, многократно усиливает малейшие начальные отклонения. Вследствие обращения Земли вокруг Солнца микроволновой фон испытывает доплеровский сдвиг частоты, который максимален в ноябре и минимален в мае. Поэтому астрологические прогнозы, привязанные к дате рождения, возможно, просто сдвинуты на девять месяцев. А тип, характер, судьба человека как-то зависят от степени влияния фонового излучения в момент зачатия. Солнечная система обращается вокруг центра галактики с периодом в 200 млн. лет. Доплеровское смещение от такого движения значительно больше. Мы живём в период расцвета жизни на Земле. А половину галактического года назад (100 млн. лет назад) жизнь была в упадке – вымирали динозавры… Рассуждения заканчиваются вопросом: не пора ли всерьёз заняться микроволновой палеоастрологией? В нашей Галактике, как и в других, обнаружены многие виды излучений, космические лучи, магнитные поля. Космические лучи – это заряженные частицы, которые разгоняются в магнитных полях и приобретают колоссальную энергию. Мишенью являются объекты на Земле, в которых возможно, что-то происходит. На Земле в верхних слоях атмосферы происходит ионизация воздуха – вырывание электронов из молекул воздуха. Полярные сияния – результат ионизации воздуха в атмосфере Земли. Мишенью является воздух. В биосфере под действием света осуществляется фотосинтез – образование кислорода, углеводов из воды и углекислого газа в молекуле хлорофилла под действием света. Именно под действием света молекула хлорофилла переходит в возбужденное состояние. Наверное, это явление похоже на фотоэффект. В настоящее время известны случаи солнцеедства. Это люди, которые в качестве пищи используют энергию Солнца. Они смотрят на Солнце на закате и восходе, пьют воду, которая под действием энергии Солнца преобразуется в другие жизненно важные для жизни человека источники энергии. Источник излучения – Солнце, мишень – человек. В данном фрагменте использован Системный оператор, который позволил более детально проанализировать связи фотоэффекта с окружающим пространством. Фрагмент № 2 урока по теме: «Фотоэффект», 11 класс. Этап урока: подведение итогов. Выводы. Ученики: Сегодня мы узнали, что фотоэффект – это явление вырывания электронов с поверхности металлов под действием высокочастотного света. Процесс характеризуется работой выхода, которая зависит от рода вещества и частоты источника света, которая не может быть меньше красной границы. По нашим опытам этот процесс не зависит от температуры пластины и зависит от расстояния между источником и приемником света. Мы сформулировали вопросы: – Все ли тела приобретают заряд при освещении? – Как влияет дальность источника света на явление фотоэффекта? – Почему не все вещества можно применять в опытах по фотоэффекту? – Есть ли другие вещества, которые станут излучать электроны при освещении лампой накаливания и инфракрасным источником? – Влияет ли магнитное поле на фотоэффект? – Полезен или вреден поток вырываемых электронов? Учитель: Каждый из этих вопросов может стать темой вашей исследовательской работы в научном обществе учащихся. Для этого необходимо найти дополнительную информацию по теме в научной литературе, справочниках, Интернете. Если найдёте удовлетворяющий вас ответ – можно написать реферат. Если не найдёте, то это самое интересное! Надо выдвигать собственную гипотезу и проектировать эксперименты по её проверке. В этой работе рекомендуем использовать инструменты ТРИЗ. Все вышеизложенные фрагменты уроков выстраиваются не стихийно, а в определенной последовательности – по алгоритму. Вот его основные шаги: обнаружение – ресурсы – связи – границы – вопросы – объяснения – модель – управление – применение – экологическая экспертиза – развитие идеи. Применяя его, учитель понимает, чувствует, что урок становится интереснее, познавательнее; результаты урока порой оказываются непредсказуемыми. А главное, что детям интереснее на таких уроках, у них повышается мотивация к изучаемому, так как границы нашего сознания расширяются [3]. Возникает вопрос, какие условия необходимы для обучения ТРИЗ в школе? Обучение ТРИЗ предпочтительно в условиях внеклассной работы, позволяющей заниматься небольшими группами. Наиболее эффективно обучение ТРИЗ интегрировать со школьными программами по учебным предметам, показывая материал под неожиданным углом, выделяя возможность его практическое применения. Все это можно осуществить в рамках элективного курса или факультатива. Использование методов и приемов ТРИЗ на любом школьном уроке делает его интересным и познавательным. С сентября 2012 года планируется эксперимент по элективному курсу «Основы ТРИЗ» для 9 классов, рассчитанный на 17 часов. Автором экспериментального курса является Акиньшина С.П., учитель физики.
Целью курса является формирование культуры творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мышления. Задачи курса: 1. Удовлетворение познавательного интереса учащихся.
2. Выработка практических навыков по решению изобретательских задач.
3. Развитие творческого воображения школьников.
4. Воспитание навыков коллективного труда: коммуникабельности, объективности в оценке своих и чужих идей; навыков общения в коллективе.
5. Приобщение учащихся к систематической творческой работе, к решению задач, опирающихся на поиск, созидание нового. Ожидаемым результатом, исходя из цели, должны стать приобретенные навыки осознанных элементов процесса мышления: чувствительность к проблеме, к дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды. Продуктом творческого мышления являются новые идеи. Содержание элективного курса Тема: История цивилизации – история изобретений (1час) Изобретение – это не игра ума; изобретение – необходимый фактор выживания человека. Значение и роль изобретений. Несостоятельность метода проб и ошибок (МП и О). Один из эффективных методов решения изобретательских задач- метод мозгового штурма. Тема: Системный оператор (1 час) Системный оператор (СО). Подсистема. Надсистема. Генетический, компонентный и функциональный подход при решении задач. Тема: Изобретательские приемы и ресурсы (2 часа) Изобретательские ресурсы как средство решения проблемы с наименьшими затратами. Изобретательские приемы – копирование, фазовые переходы, «сделай наоборот». Тема: Противоречие. Идеальный конечный результат (ИКР) (2часа) Сущность противоречий. Разрешение противоречий в структуре, во времени и в воздействиях. Недостижимость ИКР. Тема: Решение изобретательских задач с использованием веполей (2 часа) Веполь как геометрическая модель изобретательской задачи. Веполь = вещество+поле. Противоречие между двумя веществами. Поля в ТРИЗе – все виды взаимодействий. Тема: Физические, химические и геометрические эффекты, используемые при решении изобретательских задач (1 час) Физические, химические, геометрические эффекты – основа решения изобретательских задач. Тепловое расширение, электромагнитные явления, фазовые переходы, электролиз, односторонние поверхности и т. д. Тема: Стандартные приемы решения изобретательских задач (5 часов) Основные приемы решения задач: прием обращения, согласование – рассогласование, матрешка, проскок, воздействие на каналы восприятия, «сделай заранее», «сделай чуть меньше или чуть больше». Тема: Моделирование маленькими человечками(1 час) Метод моделирования маленькими человечками – создание воображаемой ситуации, Наглядность и помощь метода моделирования маленькими человечками в решении задач. Тема: Приемы фантазирования (2 часа) Метод аналогов, метод ассоциаций, метод фокальных объектов, метод морфологической матрицы. Усовершенствование объекта или создание нового объекта с помощью данных методов. Приемы фантазирования: увеличение – уменьшение, ускорение – замедление, дробление – объединение, динамизация – статика, квантование – непрерывность и т. д. Формы работы: беседа, дискуссия, решение задач, обмен мнениями, работа в парах, в группах, индивидуальная работа. Формы контроля: решение задач, игра, соревнование, творческие работы, школьный конкурс, областной конкурс (заочный и очный туры). ТРИЗ – технология – это мощный инструмент, с помощью которого можно развивать творческую личность обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время. Но процесс обучения не может идти стихийно, поэтому опираясь на результаты обобщения новых концепций обучения и инновационных технологий в МНОЦИТ МГИУ была синтезирована концепция, разработаны и реализованы в учебном процессе на всех образовательных уровнях педагогические основы многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ. Эта целостная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ имеет целями непрерывное формирование системного, многоэкранного творческого мышления и развития творческих способностей учащихся и студентов и в итоге – через развитие и воспитание – высоко духовной творческой личности. Поэтому система НФТМ-ТРИЗ может быть использована как система для развития творческого мышления для любых школьных предметов [4].
Твёрдое тело Жидкость Газ
В данном фрагменте использован прием моделирования с помощью нарисованных маленьких человечков, который позволяет представить наглядно частицы вещества, по-своему заглянуть внутрь тела. Фрагмент № 2 урока по теме: «Плотность», 7 класс. Используем гирлянду ассоциаций и найдем области новых применений наших знаний о плотности. Ученики по очереди высказывают ассоциации к предыдущему слову, начиная с книги: Книга – бумага – буква – звук – радио – информация – космос. Учитель: С помощью приемов дробление, объединение, матрешка, местное качество и др. пофантазируем с плотностью. Ученики: Книга + плотность (местное качество). У разных книг разная плотность. Есть книги лощеные, есть ветхие. У одной и той же книги может быть разная плотность: обложка более плотная, а листы менее плотные. Можно придумать стеклянную, металлическую, жидкую обложку для красоты и привлечения внимания. Бумага + плотность (объединение). Объединим бумагу с другим веществом. У бумаги может появиться новое качество. С ней могут произойти превращения. Если взять бумагу и кисель, то бумага намокнет, и ее плотность изменится. Ее будет легко порвать. На такой бумаге будет трудно писать. Рисунки и буквы будут расплываться. Но на ней можно создавать необычные рисунки. Учитель: Сделаем экологическую экспертизу наших идей. Какие есть версии? Ученики: Книги с разной плотностью будут дороже, чем обычные книги. Если обложка стеклянная, то это хрупкий предмет, с которым нужно обращаться с осторожностью. А вот бумага и кисель могут стать составляющими нового направления в рисовании. И для здоровья не вредно. Учитель: Попробуем развить данную идею. Ученики: Можно создать наборы из бумаги и тюбиков с разноцветным киселем. Такие наборы будут недорогими и неопасными для здоровья детей. Хочешь – рисуй, хочешь – лизни пару раз для настроения. Учитель: Мне очень симпатична эта идея. Просто хочется самой воспользоваться таким набором. В данном фрагменте использованы приемы ТРИЗ. Самое ценное – это новые идеи. Это первые шаги к изобретениям. В результате дети начинают по-новому воспринимать обычное. Фрагмент № 1 урока по теме: «Фотоэффект», 11 класс. Учитель: Попытаемся выявить связи фотоэффекта с другими процессами и объектами окружающего мира с помощью системного оператора. Начинаем с системы: ФОТОЭФФЕКТ. Надсистемой к ней являются все физические явления. Надсистемой к физическим явлениям будет природа в целом. Подсистемами фотоэффекта являются и сам процесс, и материальная система, в которой он происходит, т.е. это источник излучения, приёмник и процесс вырывания электронов. Подсистемой приёмника будет являться вещество, из которого он состоит. Вселенная Галактика Солнечная система Земля Природа (Атмосфера, биосфера, гидросфера, литосфера) Физические явления Ученики ищут связи фотоэффекта со всеми элементами системного оператора: Связь фотоэффекта с Вселенной: во Вселенной существует реликтовое излучение – холодный фотонный газ. Излучение есть, а мишень? Это наша планета, всё живое на ней… Комментарий учителя: В научно-популярной книге Дэвида Джоунса «Изобретения Дедала» [1] автор высказывает любопытную гипотезу о влиянии фонового космического микроволнового излучения, постоянно действующего на каждого из нас. Это излучение наибольшее влияние может оказать на только что оплодотворённую клетку, которая, вырастая, многократно усиливает малейшие начальные отклонения. Вследствие обращения Земли вокруг Солнца микроволновой фон испытывает доплеровский сдвиг частоты, который максимален в ноябре и минимален в мае. Поэтому астрологические прогнозы, привязанные к дате рождения, возможно, просто сдвинуты на девять месяцев. А тип, характер, судьба человека как-то зависят от степени влияния фонового излучения в момент зачатия. Солнечная система обращается вокруг центра галактики с периодом в 200 млн. лет. Доплеровское смещение от такого движения значительно больше. Мы живём в период расцвета жизни на Земле. А половину галактического года назад (100 млн. лет назад) жизнь была в упадке – вымирали динозавры… Рассуждения заканчиваются вопросом: не пора ли всерьёз заняться микроволновой палеоастрологией? В нашей Галактике, как и в других, обнаружены многие виды излучений, космические лучи, магнитные поля. Космические лучи – это заряженные частицы, которые разгоняются в магнитных полях и приобретают колоссальную энергию. Мишенью являются объекты на Земле, в которых возможно, что-то происходит. На Земле в верхних слоях атмосферы происходит ионизация воздуха – вырывание электронов из молекул воздуха. Полярные сияния – результат ионизации воздуха в атмосфере Земли. Мишенью является воздух. В биосфере под действием света осуществляется фотосинтез – образование кислорода, углеводов из воды и углекислого газа в молекуле хлорофилла под действием света. Именно под действием света молекула хлорофилла переходит в возбужденное состояние. Наверное, это явление похоже на фотоэффект. В настоящее время известны случаи солнцеедства. Это люди, которые в качестве пищи используют энергию Солнца. Они смотрят на Солнце на закате и восходе, пьют воду, которая под действием энергии Солнца преобразуется в другие жизненно важные для жизни человека источники энергии. Источник излучения – Солнце, мишень – человек. В данном фрагменте использован Системный оператор, который позволил более детально проанализировать связи фотоэффекта с окружающим пространством. Фрагмент № 2 урока по теме: «Фотоэффект», 11 класс. Этап урока: подведение итогов. Выводы. Ученики: Сегодня мы узнали, что фотоэффект – это явление вырывания электронов с поверхности металлов под действием высокочастотного света. Процесс характеризуется работой выхода, которая зависит от рода вещества и частоты источника света, которая не может быть меньше красной границы. По нашим опытам этот процесс не зависит от температуры пластины и зависит от расстояния между источником и приемником света. Мы сформулировали вопросы: – Все ли тела приобретают заряд при освещении? – Как влияет дальность источника света на явление фотоэффекта? – Почему не все вещества можно применять в опытах по фотоэффекту? – Есть ли другие вещества, которые станут излучать электроны при освещении лампой накаливания и инфракрасным источником? – Влияет ли магнитное поле на фотоэффект? – Полезен или вреден поток вырываемых электронов? Учитель: Каждый из этих вопросов может стать темой вашей исследовательской работы в научном обществе учащихся. Для этого необходимо найти дополнительную информацию по теме в научной литературе, справочниках, Интернете. Если найдёте удовлетворяющий вас ответ – можно написать реферат. Если не найдёте, то это самое интересное! Надо выдвигать собственную гипотезу и проектировать эксперименты по её проверке. В этой работе рекомендуем использовать инструменты ТРИЗ. Все вышеизложенные фрагменты уроков выстраиваются не стихийно, а в определенной последовательности – по алгоритму. Вот его основные шаги: обнаружение – ресурсы – связи – границы – вопросы – объяснения – модель – управление – применение – экологическая экспертиза – развитие идеи. Применяя его, учитель понимает, чувствует, что урок становится интереснее, познавательнее; результаты урока порой оказываются непредсказуемыми. А главное, что детям интереснее на таких уроках, у них повышается мотивация к изучаемому, так как границы нашего сознания расширяются [3]. Возникает вопрос, какие условия необходимы для обучения ТРИЗ в школе? Обучение ТРИЗ предпочтительно в условиях внеклассной работы, позволяющей заниматься небольшими группами. Наиболее эффективно обучение ТРИЗ интегрировать со школьными программами по учебным предметам, показывая материал под неожиданным углом, выделяя возможность его практическое применения. Все это можно осуществить в рамках элективного курса или факультатива. Использование методов и приемов ТРИЗ на любом школьном уроке делает его интересным и познавательным. С сентября 2012 года планируется эксперимент по элективному курсу «Основы ТРИЗ» для 9 классов, рассчитанный на 17 часов. Автором экспериментального курса является Акиньшина С.П., учитель физики.
Целью курса является формирование культуры творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мышления. Задачи курса: 1. Удовлетворение познавательного интереса учащихся.
2. Выработка практических навыков по решению изобретательских задач.
3. Развитие творческого воображения школьников.
4. Воспитание навыков коллективного труда: коммуникабельности, объективности в оценке своих и чужих идей; навыков общения в коллективе.
5. Приобщение учащихся к систематической творческой работе, к решению задач, опирающихся на поиск, созидание нового. Ожидаемым результатом, исходя из цели, должны стать приобретенные навыки осознанных элементов процесса мышления: чувствительность к проблеме, к дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды. Продуктом творческого мышления являются новые идеи. Содержание элективного курса Тема: История цивилизации – история изобретений (1час) Изобретение – это не игра ума; изобретение – необходимый фактор выживания человека. Значение и роль изобретений. Несостоятельность метода проб и ошибок (МП и О). Один из эффективных методов решения изобретательских задач- метод мозгового штурма. Тема: Системный оператор (1 час) Системный оператор (СО). Подсистема. Надсистема. Генетический, компонентный и функциональный подход при решении задач. Тема: Изобретательские приемы и ресурсы (2 часа) Изобретательские ресурсы как средство решения проблемы с наименьшими затратами. Изобретательские приемы – копирование, фазовые переходы, «сделай наоборот». Тема: Противоречие. Идеальный конечный результат (ИКР) (2часа) Сущность противоречий. Разрешение противоречий в структуре, во времени и в воздействиях. Недостижимость ИКР. Тема: Решение изобретательских задач с использованием веполей (2 часа) Веполь как геометрическая модель изобретательской задачи. Веполь = вещество+поле. Противоречие между двумя веществами. Поля в ТРИЗе – все виды взаимодействий. Тема: Физические, химические и геометрические эффекты, используемые при решении изобретательских задач (1 час) Физические, химические, геометрические эффекты – основа решения изобретательских задач. Тепловое расширение, электромагнитные явления, фазовые переходы, электролиз, односторонние поверхности и т. д. Тема: Стандартные приемы решения изобретательских задач (5 часов) Основные приемы решения задач: прием обращения, согласование – рассогласование, матрешка, проскок, воздействие на каналы восприятия, «сделай заранее», «сделай чуть меньше или чуть больше». Тема: Моделирование маленькими человечками(1 час) Метод моделирования маленькими человечками – создание воображаемой ситуации, Наглядность и помощь метода моделирования маленькими человечками в решении задач. Тема: Приемы фантазирования (2 часа) Метод аналогов, метод ассоциаций, метод фокальных объектов, метод морфологической матрицы. Усовершенствование объекта или создание нового объекта с помощью данных методов. Приемы фантазирования: увеличение – уменьшение, ускорение – замедление, дробление – объединение, динамизация – статика, квантование – непрерывность и т. д. Формы работы: беседа, дискуссия, решение задач, обмен мнениями, работа в парах, в группах, индивидуальная работа. Формы контроля: решение задач, игра, соревнование, творческие работы, школьный конкурс, областной конкурс (заочный и очный туры). ТРИЗ – технология – это мощный инструмент, с помощью которого можно развивать творческую личность обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время. Но процесс обучения не может идти стихийно, поэтому опираясь на результаты обобщения новых концепций обучения и инновационных технологий в МНОЦИТ МГИУ была синтезирована концепция, разработаны и реализованы в учебном процессе на всех образовательных уровнях педагогические основы многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ. Эта целостная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ имеет целями непрерывное формирование системного, многоэкранного творческого мышления и развития творческих способностей учащихся и студентов и в итоге – через развитие и воспитание – высоко духовной творческой личности. Поэтому система НФТМ-ТРИЗ может быть использована как система для развития творческого мышления для любых школьных предметов [4].