Использование ИКТ на уроках математики и физики и во внеклассной работе
Скачать Заказать печатный вариант Авторы: Дрыкина Светлана Пименовна, Лбова Марина Евгеньевна, Матвеева Елена Анатольевна
«Будущее в руках школьного учителя»…
Нам всегда нравилась эта короткая, но ёмкая по смыслу фраза Виктора Гюго. Она – об ответственности учителя перед обществом, перед учениками. Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. В условиях перехода на ФГОС ООО актуальной становится задача формирования УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход. Функция УУД – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни. Обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы реализуется путем включения в содержание и методический аппарат учебных текстов и заданий, направленных на реализацию требований. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. Использование компьютерных обучающих программ на уроках математики и физики позволяет нам формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции как учебно-познавательная и информационная. Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Информационная компетенция обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Одним из средств реализации компетентностного подхода является информатизация образования – внедрение новых информационных технологий. Кроме использования компьютерных обучающих программ сюда относятся визуализация учебного материала, компьютерное тестирование, моделирование с помощью ПК. Благодаря полученному в школах комплекту СПБПО (в рамках национального проекта «Образование»), а также ПО в рамках ПНПО для обучения детей-инвалидов, мы смогли использовать для своей деятельности более новые программы, расширили использование компьютера как на уроках, так и во внеурочной работе. Поток информатизации и технологизации не должен привести к технократизму, дисгармонии в жизни как человека, так и общества в целом. Поэтому образование должно быть личностно-ориентированным. Духовная сущность человека при мощном наступлении «искусственного интеллекта» должна быть сохранена. При организации учебного процесса информационные технологии становятся средством активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся, достижения ими более высоких образовательных результатов. При этом одновременно становится цель устранения перегрузок учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Например, не секрет, что сложившуюся практику преподавания математики характеризуют традиционное изучение математических формул, абстрактность математических понятий, которые обычно запоминаются механически. Перед нами постоянно вставали вопросы: как повысить интерес к предмету, как уплотнить урок, как заставить детей заниматься более активно, как выстраивать линию индивидуального обучения, то есть повысить познавательную активность учащихся. Актуальность опыта в том, что с применением ИКТ, происходит внедрение новых эффективных методов обучения и таких же методических приёмов, активизируют мысль школьников и стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний. Проблема в том, что возникновение интереса к предмету у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики его преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. На наш взгляд, заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения. Во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача – найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. На наш взгляд, использование компьютера на уроках и является одним из таких средств. В-третьих, мы считаем, что обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, – это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями в соответствии своим способностям. Задача педагога позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажная роль здесь отводится информационным и телекоммуникационным технологиям, так как в настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Мы считаем, что использование компьютеров требует соединения традиционных форм обучения с нетрадиционными, при этом необходимо планировать урок с учетом оптимального распределения времени между общением, возможностями учеников и технологией обучения на разных этапах урока. В своей деятельности, через применение ИКТ, мы пытаемся создать условия для формирования следующих ключевых компетенций: 1. Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым. 2. Информационных – владение информационными технологиями. 3. Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию. В настоящее время приоритетным является создание системы охраны здоровья учащихся, использующих в своей учебной деятельности средства информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим, решаются проблемы воздействия (влияния) использования средств ИКТ на развитие и состояние здоровья обучающегося и обучающего по всем трем направлениям – педагогическое, психологическое, физиолого-гигиеническое. Проводится разработка и обоснование психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, технико-экономических рекомендаций по использованию средств ИКТ с целью развития личности обучающегося, создания условий его комфортного существования в современном информационном обществе при условии действенности организационных мер по охране здоровья. Наиболее активно в своей практике мы используем интерактивную систему тестирования и голосования Interwrite на протяжении четырех лет. Что же дает использование данной системы на уроке математики и физики? Использование в учебном процессе интерактивной системы тестирования и голосования Interwrite явилось поиском путей решения явно обозначившейся проблемы, которая состоит в следующем. Практически все педагоги прошли курсы повышения квалификации по ИКТ-грамотности (ИКТ-компетентности), большинство из них создают и применяют в своей педагогической деятельности презентации, тесты, творческие работы и так далее, пользуются готовым программным обеспечением. Зачастую на уроке применяются презентации как наглядный материал («повесил картинку», «написал определение» …). Но развитие компьютерных средств обучения идет вперед. Необходимо создавать, использовать в своей работе такие средства обучения, которые обладали бы интерактивностью. Интерактивность – это способность информационно-коммуникационной системы, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивные средства обучения – средства, при которых возникает своеобразный диалог (взаимодействие), то есть активный обмен сообщениями (командами) между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. В последние годы тестирование все шире применяется для контроля усвоения материала в школах России. Система опроса и голосования представляет собой систему образовательных ресурсов последнего поколения, функционирующую как технологический помощник.
Нам всегда нравилась эта короткая, но ёмкая по смыслу фраза Виктора Гюго. Она – об ответственности учителя перед обществом, перед учениками. Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. В условиях перехода на ФГОС ООО актуальной становится задача формирования УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход. Функция УУД – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни. Обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы реализуется путем включения в содержание и методический аппарат учебных текстов и заданий, направленных на реализацию требований. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. Использование компьютерных обучающих программ на уроках математики и физики позволяет нам формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции как учебно-познавательная и информационная. Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Информационная компетенция обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Одним из средств реализации компетентностного подхода является информатизация образования – внедрение новых информационных технологий. Кроме использования компьютерных обучающих программ сюда относятся визуализация учебного материала, компьютерное тестирование, моделирование с помощью ПК. Благодаря полученному в школах комплекту СПБПО (в рамках национального проекта «Образование»), а также ПО в рамках ПНПО для обучения детей-инвалидов, мы смогли использовать для своей деятельности более новые программы, расширили использование компьютера как на уроках, так и во внеурочной работе. Поток информатизации и технологизации не должен привести к технократизму, дисгармонии в жизни как человека, так и общества в целом. Поэтому образование должно быть личностно-ориентированным. Духовная сущность человека при мощном наступлении «искусственного интеллекта» должна быть сохранена. При организации учебного процесса информационные технологии становятся средством активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся, достижения ими более высоких образовательных результатов. При этом одновременно становится цель устранения перегрузок учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Например, не секрет, что сложившуюся практику преподавания математики характеризуют традиционное изучение математических формул, абстрактность математических понятий, которые обычно запоминаются механически. Перед нами постоянно вставали вопросы: как повысить интерес к предмету, как уплотнить урок, как заставить детей заниматься более активно, как выстраивать линию индивидуального обучения, то есть повысить познавательную активность учащихся. Актуальность опыта в том, что с применением ИКТ, происходит внедрение новых эффективных методов обучения и таких же методических приёмов, активизируют мысль школьников и стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний. Проблема в том, что возникновение интереса к предмету у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики его преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. На наш взгляд, заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения. Во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача – найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. На наш взгляд, использование компьютера на уроках и является одним из таких средств. В-третьих, мы считаем, что обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, – это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями в соответствии своим способностям. Задача педагога позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажная роль здесь отводится информационным и телекоммуникационным технологиям, так как в настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Мы считаем, что использование компьютеров требует соединения традиционных форм обучения с нетрадиционными, при этом необходимо планировать урок с учетом оптимального распределения времени между общением, возможностями учеников и технологией обучения на разных этапах урока. В своей деятельности, через применение ИКТ, мы пытаемся создать условия для формирования следующих ключевых компетенций: 1. Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым. 2. Информационных – владение информационными технологиями. 3. Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию. В настоящее время приоритетным является создание системы охраны здоровья учащихся, использующих в своей учебной деятельности средства информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим, решаются проблемы воздействия (влияния) использования средств ИКТ на развитие и состояние здоровья обучающегося и обучающего по всем трем направлениям – педагогическое, психологическое, физиолого-гигиеническое. Проводится разработка и обоснование психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, технико-экономических рекомендаций по использованию средств ИКТ с целью развития личности обучающегося, создания условий его комфортного существования в современном информационном обществе при условии действенности организационных мер по охране здоровья. Наиболее активно в своей практике мы используем интерактивную систему тестирования и голосования Interwrite на протяжении четырех лет. Что же дает использование данной системы на уроке математики и физики? Использование в учебном процессе интерактивной системы тестирования и голосования Interwrite явилось поиском путей решения явно обозначившейся проблемы, которая состоит в следующем. Практически все педагоги прошли курсы повышения квалификации по ИКТ-грамотности (ИКТ-компетентности), большинство из них создают и применяют в своей педагогической деятельности презентации, тесты, творческие работы и так далее, пользуются готовым программным обеспечением. Зачастую на уроке применяются презентации как наглядный материал («повесил картинку», «написал определение» …). Но развитие компьютерных средств обучения идет вперед. Необходимо создавать, использовать в своей работе такие средства обучения, которые обладали бы интерактивностью. Интерактивность – это способность информационно-коммуникационной системы, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивные средства обучения – средства, при которых возникает своеобразный диалог (взаимодействие), то есть активный обмен сообщениями (командами) между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. В последние годы тестирование все шире применяется для контроля усвоения материала в школах России. Система опроса и голосования представляет собой систему образовательных ресурсов последнего поколения, функционирующую как технологический помощник.