Интегрированный проект на тему "Агрессия". Тест "Руки". Коррекция агрессии
На главную Педагогически трудные дети Агрессивные дети Интегрированный проект на тему "Агрессия". Тест "Руки". Коррекция агрессии
Интегрированный проект на тему "Агрессия". Тест "Руки". Коррекция агрессии |
Педагогически трудные дети — Агрессивные дети | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Тест РукиТест руки — проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.Ответы разносятся по 11 категориям:
БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ («HAND-ТЕСТ») Ф. И. О.___________________________________ Дата_____________________ Возраст________________________________ пол___________ Протокол ответов N карты Латент. время Ответы Оцен. кат. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
MAL=Ten + Crip + F= WITH=Des + Bas + Fail= PATH=MAL + 2 WITH= ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стимульный материал к тесту «Руки». 5. Коррекция агрессии(по Авдуловой)Комплексный, системный характер коррекции предусматривает следующие направления в работе с агрессивным поведение подростков (по Авдуловой): Снижение тревожности; Повышение самооценки и уровня самопринятия; Осознание эмоциональных состояний и переживаний; Обучение адекватным способам отреагирования эмоций; Обучение стратегиям преодоления конфликтных ситуаций и распознавание провоцирующих элементов ситуации; Создание оптимальных условий развития; Оптимизация социальной ситуации развития Коррекция должна распространяться на три основные компонента агрессивного поведения: познавательный, эмоциональный и волевой. Развитие познавательного компонента направлено на формирование у подростка способности анализировать ситуации взаимодействия, сопоставлять собственное поведение и мотивы с поведением и мотивами других людей. Коррекция эмоционального компонента направлена на осознание своих чувств, переживаний других людей и способность регулировать эмоции. Формирование волевого компонента поведения включает развитие настойчивости, целеустремленности, самоконтроля и решительности. (Авдулова, с.78) Существует несколько уровней агрессии: 1 – нетерпеливый, надоедливый ребенок (управляемая агрессия) 2 – аффектный, упрямый ребенок (вербальная агрессия) 3 – угрожающий ребенок и возникновение ущерба (вербальная агрессия и первые проявления физической агрессии с самооценкой происходящего и нежеланием на самом деле со стороны ребенка «заходить слишком далеко») 4- ребенок, переходящий все границы (дети обращают свой гнев на неодушевленные предметы) 5- нападающий ребенок (вербальные угрозы и реальная физическая агрессия без жестокости и серьезных телесных повреждений) 6- ребенок, применяющий насилие Психологическая коррекция направлена на изменение его жизненных установок, формирование навыков поведения и развитие психических функций. Она осуществляется по направлениям:
Необходимо научить подростка проявлять свои переживания, говорить о них и уметь перенаправлять отрицательную энергию в адекватное русло. Однако, следует помнить, что физиологическое напряжение снижается только в том случае, если агрессия в той или иной форме направлена непосредственно против провокатора, или объекта, враждебного отношения, или, по крайней мере, лиц, ассоциирующихся с источником раздражения. Иначе напряжение сохраняется. Разрядка позволяет снять напряжение сейчас, но не способствует профилактике и предупреждению агрессивности. Снять напряжение без ущерба для окружающих и для предметов позволяют следующие упражнения, широко используемые в психотерапевтической практике: — нарисовать свой гнев (на большом листе бумаги, широкими кистями) и смять его (порвать, выбросить) — написать все слова, которые хочется выкрикнуть, на бумаге и смять ее (порвать, выкинуть) — мять, кромсать пластилин или глину — бить боксерскую грушу, или подушку, или соломенное чучело — кричать, используя «стаканчик для гнева» как глушитель — пинать ногой жестянку из-под «колы» — сражаться надувными мечами, дубинами, водяными пистолетами. Один из традиционных способов снятия агрессивной энергии – расходование ее в виде социально приемлемой физической активности, такой, как спорт и физические нагрузки.
Большинство техник релаксации взяты из восточных боевых искусств и могут быть направлены как на расслабление и медитацию, так и на концентрацию энергии и сосредоточение. Традиционные рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии вполне эффективны:
Социальная активность строится на отношениях доверия, равенства, открытости, устанавливаемых между взрослыми и подростками. Социально полезная деятельность, объективно признаваемая взрослыми – это эффективное средство предотвращения правонарушений и снижения агрессивности в молодежной среде. Развитие общественной мотивации, позитивной самооценки, объективное признание окружающих, усвоение социально значимых ценностей меняют личность подростка. Включение подростка в социально полезную деятельность открывает широкие возможности для самоопределения, а потребность в самоутверждении перерастает в потребность самореализации, формируется позиция самостоятельности и ответственности. Добровольная благотворительная деятельность, направленная на оказание помощи другим, менее счастливым людям – прекрасная возможность терапии агрессии.
Важно направить подростка на путь понимания того, что люди внутри себя по-разному реагируют на гнев, важно уметь распознавать состояния других людей и научиться увязывать аффективные состояния различной интенсивности с конкретными окружающими событиями или сигналами. Важнейшее направление эмоционального развития – это формирование эмпатии. Эмпатия представляет собой сложное внутрипсихическое и межличностное образование, которое состоит из способности разобраться в эмоциональном состоянии другого лица, принятия другого лица и умения эмоционально отреагировать. Эмпатия – чрезвычайно эффективный фактор торможения агрессии. Эмпатическое реагирование, сопереживание препятствует участию в агрессивных или антисоциальных межличностных действиях. Формируя эмпатию у людей и создавая тем самым мощный гуманистический барьер, можно предотвратить совершение актов агрессии.
Когнитивно-поведенческая модель агрессии исходит из того, что наши эмоции и предпринимаемые замет действия – результат восприятия и оценки событий. Проблемы и обстоятельства ни при каких условиях не задают напрямую чувств или фактических действий. Поведение человека регулируется тем, какое значение придается событию. Помощь подростку должна строиться по линии формирования нового интерперсонального стиля поведения, более адаптивного, обогащенного в социальном плане. Необходимо научить подростка контролировать импульсивность. Формирование когнитивных стратегий может не только повысить степень осознания внешних стимулов, ведущих к агрессии или являющихся симптомами аффективных состояний, но и развивать стратегии самоконтроля. Повышение самоконтроля можно добиться путем разговора с собой. Основная стратегия состоит в том, чтобы привлечь подростка к успокоительному разговору, который позволит моделировать проблемную ситуацию в различных плоскостях. Размышляя, подросток должен постараться осознать, какие действия будут усиливать агрессию, а какие способны снять напряжение и ослабить гнев. Еще один прием работы с агрессией – постановка цели. На первый взгляд агрессия – состояние родственное эмоциям, так как содержит в себе мощный эмоциональный заряд, с другой стороны агрессия может быть холодной, рассудочной и целенаправленной.
Развитие социальных умений основывается на приеме Моделирования, Ролевой игры, Перенесения навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку, Сравнение с другими, Обобщение, Занижение достоинства, Предвзятость. Моделирование – демонстрация подростам моделей поведения, достигающие намеченной цели без насилия. Ролевая игра – прием, позволяющий представить себя в проблемной ситуации и использовать на практике Модель поведения Перенесения навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку – с целью применения полученных навыков в конкретных ситуация предлагаются домашние задания, формулируют универсальные правила поведения. Развитие социальных навыков должно осуществляться в группе. Посещение тренингов приводит к снижению агрессивного поведения и уменьшению частоты его проявлений. Представление обратной связи – действенный механизм формирования социальных навыков. Давай обратную связь подростку, взрослый должен проявлять заинтересованность, доброжелательность и объективность. Сравнение с другими. Никогда ни с кем нельзя сравнивать подростка. Единственная возможность – сравнение ребенка с самим собой – успехи, которые сегодня, сравниваются с успехами, которые были вчера. Обобщение – никогда нельзя напоминать о прошлых ошибках и проступках. Занижение достоинства. Оценка подростка не должна строиться с позиции чужих достоинств. Личность ребенка ценна сама по себе. Предвзятость. Нельзя смешивать факты и мнения. Обратная связь должна строиться на объектной информации.
Мощным врагом агрессии является юмор. Однако, если в юмористических сюжетах прослеживается тема вражды, агрессии, унижения, то степень агрессии может повыситься. Положительные эмоциональные состояния можно вызвать простыми внешними воздействиями, как шоколадные конфеты, сувениры и так далее. Индукция хорошего настроения помогает избежать конфликта. Важнейшее условие эффективности – искренность в желании порадовать человека, повысить ему настроение. Так же важная модель поведения, препятствующая агрессии – умение извиниться.
Чаще всего конфликты возникают в ситуациях дисциплинарного характера: застелить кровать, не опоздать в школе и т.д. Микроконфликты возникают изо дня в день, участники реагируют стереотипно. Задача взрослых – разорвать порочный круг, преодолеть сложившиеся проблемы. Родители могут и должны передать ребенку веру в положительные устремления и способность справиться с проблемами «бескровными» методами. Ребенок должен быть уверен, что в любой момент он может обратиться за помощью, не боясь осуждения и насмешек. Подросткам с девиантным не хватает осознанного смысла жизни, чувства соотнесенности собственной жизни с мировым бытием. Весь дух семейного взаимодействия определяет базовые ценностные ориентации. Прием «Я-Высказываний» — это способ передачи информации собеседнику о своих чувствах, переживаниях, отношении к ситуации, не затрагивающий личность, они позволяют собеседнику самому оценить сложившуюся ситуацию, сделать вывод и найти достойный выход. Прием активного слушания дает возможность улучшить понимание в беседе. Он состоит в повторении слов собеседника с небольшими изменениями, акцентами. Этот прием позволяет совершенствовать экспрессию и взаимность коммуникации. Не исключены ситуации столкновения и агрессивные реакции. Тем не менее подросток постепенно набирается опыта, говорится войти во взрослый мир и самому нести ответственности за все свои поступки. Список литературы
|