Интегрированный проект на тему "Агрессия". Тест "Руки". Коррекция агрессии | Обучение и развитие детей

Интегрированный проект на тему "Агрессия". Тест "Руки". Коррекция агрессии

На главную Педагогически трудные дети Агрессивные дети Интегрированный проект на тему "Агрессия". Тест "Руки". Коррекция агрессии
Интегрированный проект на тему "Агрессия". Тест "Руки". Коррекция агрессии
Педагогически трудные дети — Агрессивные дети

4. Тест Руки

Тест руки — проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.

Ответы разносятся по 11 категориям:

  1. Агрессия (Agr) — рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет.
  2. Указания (Dir) — рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми.
  3. Страх (F)- рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе.
  4. Привязанность (Aff)- рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям.
  5. Коммуникация (Com) — ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты.
  6. Зависимость (Dep) — рука выражает подчинение другим лицам.
  7. Эксгибиционизм (Ex)- рука разными способами выставляет себя напоказ.
  8. Увечность (Crip) — рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям.
  9. Активная безличность (Act) — ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия.
  10. Пассивная безличность (Pas) — также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения.
  11. Описание Des)- ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.
  12. Уход от ответа (Fail)– человек не знает, что может выражать данная картинка или не хочет отвечать.
Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается по формуле (агрессия + указания) — (страх + привязанность + коммуникация + зависимость). Для уточнения мотивов агрессивного поведения следует проанализировать получившийся профиль.

БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ («HAND-ТЕСТ»)

Ф. И. О.___________________________________ Дата_____________________

Возраст________________________________ пол___________

Протокол ответов

N карты

Латент. время

Ответы

Оцен. кат.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ



Оцен кат.
Аgr

Dir

Aff

Com

Dep

F

Ex

Crip

Des

Ten

Act

Pas

Bas

Fail

S

отв.

Кол. отв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I=(Аgg + Dir) — (Aff + Com + Dep)=

MAL=Ten + Crip + F=

WITH=Des + Bas + Fail=

PATH=MAL + 2 WITH=

ЗАКЛЮЧЕНИЕ





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолог __________________________

Стимульный материал к тесту «Руки».

5. Коррекция агрессии

(по Авдуловой)

Комплексный, системный характер коррекции предусматривает следующие направления в работе с агрессивным поведение подростков (по Авдуловой):

Снижение тревожности;

Повышение самооценки и уровня самопринятия;

Осознание эмоциональных состояний и переживаний;

Обучение адекватным способам отреагирования эмоций;

Обучение стратегиям преодоления конфликтных ситуаций и распознавание провоцирующих элементов ситуации;

Создание оптимальных условий развития;

Оптимизация социальной ситуации развития

Коррекция должна распространяться на три основные компонента агрессивного поведения: познавательный, эмоциональный и волевой.

Развитие познавательного компонента направлено на формирование у подростка способности анализировать ситуации взаимодействия, сопоставлять собственное поведение и мотивы с поведением и мотивами других людей. Коррекция эмоционального компонента направлена на осознание своих чувств, переживаний других людей и способность регулировать эмоции. Формирование волевого компонента поведения включает развитие настойчивости, целеустремленности, самоконтроля и решительности. (Авдулова, с.78)

Существует несколько уровней агрессии:

1 – нетерпеливый, надоедливый ребенок (управляемая агрессия)

2 – аффектный, упрямый ребенок (вербальная агрессия)

3 – угрожающий ребенок и возникновение ущерба (вербальная агрессия и первые проявления физической агрессии с самооценкой происходящего и нежеланием на самом деле со стороны ребенка «заходить слишком далеко»)

4- ребенок, переходящий все границы (дети обращают свой гнев на неодушевленные предметы)

5- нападающий ребенок (вербальные угрозы и реальная физическая агрессия без жестокости и серьезных телесных повреждений)

6- ребенок, применяющий насилие

Психологическая коррекция направлена на изменение его жизненных установок, формирование навыков поведения и развитие психических функций. Она осуществляется по направлениям:

  1. отреагирование агрессии (т.е. снятие эмоционального и физического напряжения, перевод агрессии в физическую активность)
  2. формирование самоконтроля (релаксация, сдержанность, развитие рефлексии)
  3. развитие социальной активности
  4. эмоциональное развитие
  5. когнитивное развитие
  6. развитие коммуникативной компетентности
  7. знакомство со способами блокирования агрессивности
  8. коррекция социальной ситуации развития
Рассмотрим каждое из направлений

  1. отреагирование агрессии
Согласно теории катарсиса, проявление эмоций позволяет снизить уровень возбуждения, снять напряжение и тем самым ослабить агрессивность, особенно ее открытую форму.

Необходимо научить подростка проявлять свои переживания, говорить о них и уметь перенаправлять отрицательную энергию в адекватное русло. Однако, следует помнить, что физиологическое напряжение снижается только в том случае, если агрессия в той или иной форме направлена непосредственно против провокатора, или объекта, враждебного отношения, или, по крайней мере, лиц, ассоциирующихся с источником раздражения. Иначе напряжение сохраняется.

Разрядка позволяет снять напряжение сейчас, но не способствует профилактике и предупреждению агрессивности.

Снять напряжение без ущерба для окружающих и для предметов позволяют следующие упражнения, широко используемые в психотерапевтической практике:

— нарисовать свой гнев (на большом листе бумаги, широкими кистями) и смять его (порвать, выбросить)

— написать все слова, которые хочется выкрикнуть, на бумаге и смять ее (порвать, выкинуть)

— мять, кромсать пластилин или глину

— бить боксерскую грушу, или подушку, или соломенное чучело

— кричать, используя «стаканчик для гнева» как глушитель

— пинать ногой жестянку из-под «колы»

— сражаться надувными мечами, дубинами, водяными пистолетами.

Один из традиционных способов снятия агрессивной энергии – расходование ее в виде социально приемлемой физической активности, такой, как спорт и физические нагрузки.

  1. формирование самоконтроля
самоконтроль начинает с релаксации, снятия мышечных зажимов, вызванных напряжением. Сдержанность и релаксация дополняют друг друга, взаимоусиливая эффект противодействия агрессии.

Большинство техник релаксации взяты из восточных боевых искусств и могут быть направлены как на расслабление и медитацию, так и на концентрацию энергии и сосредоточение.

Традиционные рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии вполне эффективны:

  1. досчитать до 10, прежде чем предпринимать какие-либо действия
  2. сделать несколько глубоких вдохов и протяженных выдохов
  3. походить по комнате в темпе, соответствующему внутреннему состоянию
Релаксационные техники позволяют снять напряжение и выдержать небольшую паузу между эмоциональным порывом и действием.

  1. социальная активность
необходимое условие коррекции открытой агрессии – это конструктивное отношение подростка со взрослым, возможность избавиться от клейма «неблагополучного» или «хулигана».

Социальная активность строится на отношениях доверия, равенства, открытости, устанавливаемых между взрослыми и подростками.

Социально полезная деятельность, объективно признаваемая взрослыми – это эффективное средство предотвращения правонарушений и снижения агрессивности в молодежной среде. Развитие общественной мотивации, позитивной самооценки, объективное признание окружающих, усвоение социально значимых ценностей меняют личность подростка.

Включение подростка в социально полезную деятельность открывает широкие возможности для самоопределения, а потребность в самоутверждении перерастает в потребность самореализации, формируется позиция самостоятельности и ответственности.

Добровольная благотворительная деятельность, направленная на оказание помощи другим, менее счастливым людям – прекрасная возможность терапии агрессии.

  1. эмоциональное развитие
Существенную помощь в коррекции агрессивности может оказать работа с гневом как изначально эмоциональной составляющей, запускающей агрессивное поведение. Такая работа должна в себя включать: повышение у подростков осознания внутренних аффективных и физиологических явлений, связанных с переживанием гнева; улучшение навыков саморегулирования и самоанализа; тренировка репертуара поведенческих реакций в ситуациях конфликта. Управлять чувствами не может никто, но большинство людей может научиться контролировать свое поведение, вызванное различными эмоциями. Необходимо помочь подростку распознавать свои внутренние состояния, связанные с эмоциональным возбуждением. Полезно предложить подростку идентифицировать, как он (она) переживает гневное возбуждение и как чаще всего реагирует. Можно совместно составить шкалы гнева по степени интенсивности от 0 до 10. Гнев – это та эмоция, которую людям труднее всего контролировать, а интенсивное, неконтролируемое гневное возбуждение часто является компонентом агрессии.

Важно направить подростка на путь понимания того, что люди внутри себя по-разному реагируют на гнев, важно уметь распознавать состояния других людей и научиться увязывать аффективные состояния различной интенсивности с конкретными окружающими событиями или сигналами.

Важнейшее направление эмоционального развития – это формирование эмпатии. Эмпатия представляет собой сложное внутрипсихическое и межличностное образование, которое состоит из способности разобраться в эмоциональном состоянии другого лица, принятия другого лица и умения эмоционально отреагировать. Эмпатия – чрезвычайно эффективный фактор торможения агрессии. Эмпатическое реагирование, сопереживание препятствует участию в агрессивных или антисоциальных межличностных действиях.

Формируя эмпатию у людей и создавая тем самым мощный гуманистический барьер, можно предотвратить совершение актов агрессии.

  1. когнитивное развитие
В современной психологии продуктивно развивается когнитивно-поведенческая терапия гнева и агрессии у несовершеннолетних, которая состоит из множества компонентов: обучение социальным навыкам и навыкам решения проблем, копирование моделей, ролевых игр, переживаний и обязательств, аффективное обучение, неконтролируемые реакции.

Когнитивно-поведенческая модель агрессии исходит из того, что наши эмоции и предпринимаемые замет действия – результат восприятия и оценки событий. Проблемы и обстоятельства ни при каких условиях не задают напрямую чувств или фактических действий. Поведение человека регулируется тем, какое значение придается событию.

Помощь подростку должна строиться по линии формирования нового интерперсонального стиля поведения, более адаптивного, обогащенного в социальном плане. Необходимо научить подростка контролировать импульсивность. Формирование когнитивных стратегий может не только повысить степень осознания внешних стимулов, ведущих к агрессии или являющихся симптомами аффективных состояний, но и развивать стратегии самоконтроля.

Повышение самоконтроля можно добиться путем разговора с собой. Основная стратегия состоит в том, чтобы привлечь подростка к успокоительному разговору, который позволит моделировать проблемную ситуацию в различных плоскостях.

Размышляя, подросток должен постараться осознать, какие действия будут усиливать агрессию, а какие способны снять напряжение и ослабить гнев.

Еще один прием работы с агрессией – постановка цели.

На первый взгляд агрессия – состояние родственное эмоциям, так как содержит в себе мощный эмоциональный заряд, с другой стороны агрессия может быть холодной, рассудочной и целенаправленной.

  1. социальный тренинг
Многие подростки попадают в проблемные ситуации, так как у них просто не хватает базовых социальных умений. Они не знают, как выразить свои желания и распознать чужие, как ответить на провокации и как завязать отношения. Обучая подростка навыкам общения, которых ему так не хватает, можно постепенно уменьшить количество случаев проявления агрессии.

Развитие социальных умений основывается на приеме Моделирования, Ролевой игры, Перенесения навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку, Сравнение с другими, Обобщение, Занижение достоинства, Предвзятость.

Моделирование – демонстрация подростам моделей поведения, достигающие намеченной цели без насилия.

Ролевая игра – прием, позволяющий представить себя в проблемной ситуации и использовать на практике Модель поведения

Перенесения навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку – с целью применения полученных навыков в конкретных ситуация предлагаются домашние задания, формулируют универсальные правила поведения.

Развитие социальных навыков должно осуществляться в группе. Посещение тренингов приводит к снижению агрессивного поведения и уменьшению частоты его проявлений.

Представление обратной связи – действенный механизм формирования социальных навыков.

Давай обратную связь подростку, взрослый должен проявлять заинтересованность, доброжелательность и объективность.

Сравнение с другими. Никогда ни с кем нельзя сравнивать подростка. Единственная возможность – сравнение ребенка с самим собой – успехи, которые сегодня, сравниваются с успехами, которые были вчера.

Обобщение – никогда нельзя напоминать о прошлых ошибках и проступках.

Занижение достоинства. Оценка подростка не должна строиться с позиции чужих достоинств. Личность ребенка ценна сама по себе.

Предвзятость. Нельзя смешивать факты и мнения. Обратная связь должна строиться на объектной информации.

  1. несовместные реакции
В психологии существует принцип, согласно которому невозможно осуществлять две несовместимые реакции одновременно.

Мощным врагом агрессии является юмор. Однако, если в юмористических сюжетах прослеживается тема вражды, агрессии, унижения, то степень агрессии может повыситься. Положительные эмоциональные состояния можно вызвать простыми внешними воздействиями, как шоколадные конфеты, сувениры и так далее. Индукция хорошего настроения помогает избежать конфликта.

Важнейшее условие эффективности – искренность в желании порадовать человека, повысить ему настроение.

Так же важная модель поведения, препятствующая агрессии – умение извиниться.



  1. семья должна меняться
Главная задача – создать в представлении подростка позитивный образ его самого, помочь ребенку поверить в собственное, заслуживающее уважения мнение.

Чаще всего конфликты возникают в ситуациях дисциплинарного характера: застелить кровать, не опоздать в школе и т.д. Микроконфликты возникают изо дня в день, участники реагируют стереотипно. Задача взрослых – разорвать порочный круг, преодолеть сложившиеся проблемы.

Родители могут и должны передать ребенку веру в положительные устремления и способность справиться с проблемами «бескровными» методами.

Ребенок должен быть уверен, что в любой момент он может обратиться за помощью, не боясь осуждения и насмешек.

Подросткам с девиантным не хватает осознанного смысла жизни, чувства соотнесенности собственной жизни с мировым бытием. Весь дух семейного взаимодействия определяет базовые ценностные ориентации.

Прием «Я-Высказываний» — это способ передачи информации собеседнику о своих чувствах, переживаниях, отношении к ситуации, не затрагивающий личность, они позволяют собеседнику самому оценить сложившуюся ситуацию, сделать вывод и найти достойный выход.

Прием активного слушания дает возможность улучшить понимание в беседе. Он состоит в повторении слов собеседника с небольшими изменениями, акцентами. Этот прием позволяет совершенствовать экспрессию и взаимность коммуникации.

Не исключены ситуации столкновения и агрессивные реакции. Тем не менее подросток постепенно набирается опыта, говорится войти во взрослый мир и самому нести ответственности за все свои поступки.

Список литературы

  1. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток – Москва, 2008 год, — 128 с.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.
  3. Боулби, Attachment and Loss: Attachment – Нью-Йорк, 1969 год
  4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2007
  5. Бутовская М.Л. Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека, — Москва, 2006 год, — 276 с.
  6. Змановская Е.В. Девиантология. М., 2004
  7. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – Ростов на Дону, 2006 год, -157 с.
  8. Крук, Fast positive feedback between the adrenocortical stress response and A brain mechanism involved in aggressive behaviour – Греция, 2004год
  9. Фрей Д.П., Управление конфликтом в межкультурных перспективах. – Принстон, 2000 год – 351 с.
  10. Х. Хекхаузен — Агрессия. Мотивация и деятельность. — Москва, 1986, т. 1, с. 365-405
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]