Интегрированный проект на тему "Агрессия". Общее понятие агрессии
На главную Педагогически трудные дети Агрессивные дети Интегрированный проект на тему "Агрессия". Общее понятие агрессии
Интегрированный проект на тему "Агрессия". Общее понятие агрессии |
Педагогически трудные дети — Агрессивные дети | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 2. Агрессия1. Общее понятиеВ переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (стремление вредить), а так же с негативными установками (расовые предубеждения) и разрушительными действиями. В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других или доминировать над ними. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело, личность). Особую опасность представляет агрессия, направленная на других людей. А.Бандура и Р.Уолтерс называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону. Агрессия принимает самые разнообразные формы – явные или латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и так далее. Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в форме ухода от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинение вреда себе и самоубийстве. Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях или испытывать сильный аффект. Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке интенсивности и глубины) раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином. (Змановская, с.86) Помимо понятия агрессии, существует понятие агрессивности. Агрессивность – это набор преимущественно межличностных действий, вербальных или физических по форме, деструктивных и вредоносных по отношению к другим людям или предметам. Надо признать, что время от времени почти все подростки проявляют агрессивное поведение, но беспокойство подростковая агрессивность вызывает, как правило, в тех случаях, когда она становится хронической и(или) ярко выраженной. (Авдулова, с.7) Агрессия может быть очевидной, а может быть завуалированной, пассивной, например, муж игнорирует весь вечер жену, не уделившую ему достаточно внимания, или малыш в ответ на строгость родителей мочится в постель. С точки зрения родителей, учителей, мира взрослых людей, агрессивность – негативное, отрицательное поведение, которое существенно осложняет жизнь, затрудняет общение, воспитание и обучение ребенка. Но несмотря на нанесение агрессивными подростками материального ущерба, насилия среди подростков, агрессивность имеет и положительную сторону и представляет собой способность человека защищать себя и других людей, дает возможность отстаивать свою позицию, а так же придерживаться принятых ценностей, это неотъемлемая часть лидерства и управления. Подавление же агрессии ведет к пассивному поведению и неспособности человека постоять за себя. При контроле агрессивности человеком, она способствует успехам человека в разных сферах жизни, направляет активность и целеустремленность. (Авдулова, с.9) В современной психологии принято различать агрессию как отдельные действия и поступки, а агрессивность как относительно устойчивое свойство личности, определяющее склонность реагировать на окружающий мир преимущественно враждебно. Агрессивность формируется в процессе социализации ребенка и закладывается уже в дошкольном детстве, определяя во многом дальнейшие пути развития личности. (Авдулова, с.10) По Гнеденко существует множество теорий, объясняющих агрессивное поведение, которые можно разделить на две основные категории:
Формы насилия (таблица по Гребенкину):
Бутовская рассматривает агрессию как надежный механизм снятия социальной напряженности и механизмы, обеспечивающие восстановление социальных отношений, нарушенных в процессе конфликта. Социальный образ жизни связан с необходимостью преодолевать разногласия и конфликты независимо от того, идет ли речь о паре индивидов, группе или надгрупповом объединении. Проблема гармонизации отношений и ослабления конкуренции во имя более значимых целей является универсальной для социальных объединений, поэтому неудивительно, что и процессы, лежащие в основе регуляции социальной напряженности, имеют универсальный характер. В повседневной жизни люди обмениваются рукопожатиями или приносят устные извинения, чтобы предотвратить конфликт или загладить его. Выработаны социальные нормы поведения, чтобы регулировать взаимоотношения в пределах сообщества, и разработаны юридические процедуры для разрешения конфликтов, когда индивиды, вовлеченные в конфликт, оказываются не в состоянии прийти к соглашению без посторонней помощи. Люди так беспокоятся о разрушительных последствиях конфликта, что испытывают настоящую бурную радость от примирения и празднуют это событие в семье, общине, на национальном и международном уровне. Примирение, наравне с конфликтом и кооперацией – естественное явление. Структурное и функциональное сходство этого явления прослеживается на кросс-культурном и межвидовом уровнях. Находясь в группе, индивиды получают пользу от присутствия соплеменников (кооперация при поиске пищи, воспитании потомства, обнаружении хищников). Эти функции жизненно важны для выживания членов группы. За преимущества группового образа жизни индивиды должны и платить: близость представителей одного вида предполагает одновременную заинтересованность в доступе к идентичным ресурсам, который выступает как источник конкуренции. Это приводит к конфликтам и, как следствие, активной или скрытой агрессии. Чтобы получать выгоды от группового образа жизни, члены группы должны преодолевать такие конфликты и находить способы разрешения ситуаций. Тема агрессии – одна из наиболее популярных в этологии и психологии. Применительно к человеку агрессивное поведение чаще всего исследовалось в рамках индивидуальной модели, то есть его анализировали как индивидуальную реакцию, вызванную внешними или внутренними факторами (личный опыт, гены, гормоны, фрустрация). Таким образом, до недавнего времени социальным взаимоотношениям не уделялось должного внимания. Исследователи практически никогда не анализировали историю взаимоотношений между взаимодействующими сторонами, не интересовались, как развиваются эти взаимоотношения после агрессивного столкновения. Часто агрессивное поведение человека изучали в экспериментах, при которых незнакомым людям предлагалось подвергать друг друга наказанию, рассматривать по видео сцены насилия, а экспериментаторы затем анализировали их поведенческие реакции и снимали нейрофизиологические показатели. Игнорирование социального контекста выглядит удивительным прежде всего потому что большинство конфликтов в человеческом обществе происходят между знакомыми людьми. В последние годы многие исследователи стали осознавать ограниченность «Индивидуальной модели». Накопилась масса фактов, однозначно указывающих на необходимость анализа агрессивного поведения в контексте социальных взаимоотношений, равно как и примеров того, что агрессивное поведение далеко не всегда носит деструктивный антисоциальный характер. Например, оказалось, что вопреки представлениям конфликты между супругами вовсе не являются губительными для брака. Напротив, во многих случаях конфликты способствуют укреплению брачных уз и стимулируют дружественные взаимодействия между партнерами. Исследования в области постконфликтного поведения сместили акцент с анализа агрессивного поведения как проявления внутреннего состояния индивида на анализ агрессии как производного конфликта интересов. На смену «Индивидуальной модели» была предложена «Модель взаимоотношений», которая получила такое название в силу того, что она рассматривает агрессивное поведение в контексте социальных взаимоотношений. Агрессия стала рассматриваться как один из вариантов социального решения конфликта. ( Бутовская, с.14) Модель отношений позволяет затронуть вопросы и о причинах эскалации агрессии и ее перерастания в насилие. Она представляет эту проблему в плоскости ценности взаимоотношений между партнерами и наличия социальной компетентности, необходимой для разрешения конфликта альтернативным способом. Если индивиды не заинтересованы друг в друге – общие интересы отсутствуют, или когда противник «дегуманизируется» с помощью политической пропаганды – шансы сдерживания и прекращения агрессии оказываются действительно малы. Модель отношений позволяет понять, что агрессия является интегративной частью внутригрупповых отношений, и может встречаться в условиях хорошо отлаженных и прочных социальных взаимоотношений. Во многих случаях взаимоотношения, характеризующиеся высоким уровнем агрессии, в реальности могут оказаться близкими и кооперативными. (Бутовская, с16) А известно, что чем крепче и ближе отношения между людьми, чем ценнее отношения, тем важнее для них примирение. Д.Фрей приводит в своей работе классификацию основных способов восстановления мира: (Фрей, 2000) 1. дарение подарков или обмен подарками 2. выплата реституций 3. совместная трапеза и выпивка 4. физические контакты типа поцелуев и рукопожатий 5. умиротворяющие позы и жесты 6. устное извинение 7. участие дополнительных лиц в момент примирения. [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] |