Игра-викторина по теме «Древняя Греция»
Скачать Заказать печатный вариант Получить диплом
Игра-викторина по теме:
«ЖИЗНЬ И БЫТ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ»
5 класс
Эта игра-викторина может быть проведена на факультативном занятии при изучении темы: «Древняя Греция».
Использование игровых средств помогает решению важнейших задач, которые стоят перед педагогом при проведении занятия:
1. Активизирует деятельность учащихся и повышает их мотивацию и познавательный интерес.
2. Углубляет знания и развивает разные способности учащихся через включение в захватывающую, активную деятельность.
3. Пробуждает мысли и чувства детей.
Цели игры-викторины:
• повышение познавательного интереса учащихся к истории;
• формирование навыков самостоятельной работы и коммуникативных умений;
• расширение исторических знаний, приобретенных на уроках;
• развитие творческих способностей, речи и мышления детей;
• активизация и воспитание самостоятельного творческого мышления.
Предварительно ученики повторяют материал (проблематика и примерное содержание вопросов, т. е., общие направления, заранее раздаются детям), знакомятся с дополнительной литературой и источниками, делятся на команды, определяют названия команд, выбирают капитанов, придумывают эмблему.
На протяжении игры-викторины прослеживаются воспитательная и эстетическая составляющая, что повышает интерес учащихся к наследию античности.
Кроме заданий раздается и дополнительный материал, который может полностью или частично быть использованы для подготовки игры-викторины учителем и учениками.
Участники игры-викторины: две-три команды (в зависимости от количества и интересов учащихся), жюри, зрители.
Правила игры-викторины:
Во вступительном туре в ходе викторины команды набирают баллы (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В конце баллы команд суммируются. Затем команды выбирают вопросы из разных тем. Очередность выбора вопросов определяется количеством набранных очков в первом туре. При выборе вопроса капитан команды (или ее представитель) тянет жребий. Капитан определяет окончательный вариант ответа и то, кто от команды будет отвечать. В случае верного ответа на счет команды поступает соответствующее количество баллов. Если дан неправильный ответ – аналогичная сумма баллов со счета снимается. Право ответа на этот вопрос переходит следующей команде.
Этапы игры-викторины:
1. Представление команд.
2. Разминка и игра: «Лабиринт дат».
3. «Что ели эллины?»
4. «Ответь на вопросы. О ком, или о чем идет речь?»
5. «Цвета одежды».
6. «Подумай и ответь».
7. «Отгадайте загадки» (конкурс капитанов).
8. «Поправьте текст».
9. «Творческие задания»
I. Правила игры-викторины и представление команд
Каждая из команд представляет себя, называя название, демонстрируя эмблему и девиз. Жюри оценивает конкурс до 5 баллов.
II. Разминка и игра: «Лабиринт дат».
1) Что больше всего ценилось в греческой одежде? (строгость и простота)
2) Как называлась одежда мужчин? (хитон)
3) Какой головной убор носили простые люди? (войлочный колпак – пилос)
4) Сколько раз в год давали рабыням одежду? (два)
5) Из какого материала изготавливалась одежда пастухов? (козьи и овечьи шкуры)
6) Что одевали дома и бедняки, и состоятельные люди на ноги? (ходили босиком)
7) Что во внешнем виде мужчин у греков, особенно у спартанцев, считалось признаком мужества? (борода)
(По одному баллу за правильный ответ).
Игра: «Лабиринт дат»
На данном этапе с помощью кубика предлагается «побродить» по лабиринту. Начиная со «Старта» команды, бросают кубик и «идут» в направлении по количеству шагов, сколько выпало на кубике. Ребята читают дату и называют событие. Каждой команде предлагается назвать по 2–3 даты.
Ответы:
3000 г. до н.э. – образование единого государства в Египте.
2600 г. до н.э. – постройка пирамиды Хеопса.
1500 г. до н.э. – походы фараона Тутмоса III.
1200 г. до н.э. – Троянская война.
776 г. до н.э. – начало Олимпийских игр.
753 г. до н.э. – основание Рима.
594 г. до н.э. – реформы Солона в Афинах.
509 г. до н.э. – установление республики в Риме.
490 г. до н.э. – Марафонская битва.
480 г. до н.э. – Саламинская битва.
221 г. до н.э. – объединение Китая в единое государство.
133 г. до н.э. – земельный закон Тиберия Гракха в Риме.
395 г. н.э. – разделение Римской империи на два государства.
476 г. н.э. – падение Западной Римской империи.
(По 3 балла за каждый правильный ответ).
III. «Что ели эллины?»
Командам раздаются карточки с изображением продуктов: оливки, рыба, рис, виноград, ячменная лепешка, банан, сыр, вино). Нужно определить, какие из продуктов, применялись греками в пищу. (Оливки, рыба, виноград, ячменная лепешка, сыр, вино).
(До 5 баллов).
IV. «Ответь на вопросы. О ком, или о чем идет речь?»
1) Греки были умеренны в еде и питье. Вино не пили чистым, разбавляя его водой. Пьянство осуждали. Для кого из действующих лиц поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия? (циклоп-людоед Полифем)
2) Жители острова Родос предпочитали всем блюдам рыбу, а тех, кто предпочитал мясо звали? (обжорами)
3) Почему Дионисий, сын тирана, принимая посетителей, сидел в специально изготовленной башенке, из которой виднелась лишь его голова? (потому что его тело потеряло человеческие формы от обжорства)
4) Почему житель Кеаса Филет в ветреную погоду не покидал дома, а в обычные дни ходил в обуви на свинцовой подошве? (он был излишне худой)
(По 2 балла за каждый правильный ответ).
V. «Цвета одежды».
Определите, кто какой цвет одежды носил?
Цвета: белый, красный и желтый, зеленый и серый, пурпурный.
Какого цвета одежду носили: женщины, аристократы, военачальники, сельские жители? (белый – аристократы, красный и желтый – женщины, зеленый и серый – сельские жители, пурпурный – военачальники).
(До 4 баллов).
VI. «Подумай и ответь»
1) Когда греки захватили Трою, то предложили ее жителям взять что-либо одно из своего имущества. Что такого взял с собой троянец Эней, что даже враги были поражены его поступком и приказали вернуть ему все его имущество? (он вынес на плечах своего старика-отца)
2) Что запрещали делать жители Мицилены своим побежденным врагам, считая этот запрет, самым тяжелым наказанием? (обучать детей грамоте и музыке)
3) Один мальчик спартанец убежал из дома на бой в 362 г. к н. э. и вместе отбивал наступление врагов. Когда спартанцы победили, они наградили маленького героя венком за доблесть, но приговорили к большому денежному штрафу – за что? (за то, что принял участие в битве до положенного возраста и воевал, не имея положенного спартанцу вооружения и облачения).
4) Женщины Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели на них. Некоторые после этого возвращались с гордо поднятой головой, а некоторые пытались скрыться. Почему? (смотрели, в спину или в грудь был удар).
5) Среди греческих тиранов были люди умные. Так, придя к власти, Писистрат приказал приводить к себе во дворец всех бездельников и спрашивал их, почему они не работают. Если выяснялось, что это бедняк, у которого нет вола или семян, чтобы вспахать и засеять поле, то он давал ему все. Почему он так поступал? (Писистрат считал, что безделье таит в себе угрозу заговора против него)
6) Греки умели с хорошей переживать удачи и мужественно встречать горестные события. Рассказывают, что во время философской беседы, одному присутствующим сообщили, что героически погиб его сын. Все на мгновение замолчали, а отец погибшего тихо произнес … Что он произнес? («Я всегда знал, что породил смертных»).
(По 2 балла за каждый правильный ответ).
VIІ. «Отгадайте загадки». (Конкурс капитанов)
1. Когда ты на меня смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. Когда ты говоришь, глядя на меня, я открываю рот и двигаю губами, но молча, ибо у меня нет голоса. (зеркало)
2. Не говори ничего, и ты выразишь мое имя. Но, если ты назовешь меня, говори мое имя, о, чудо! Ты не выразишь меня. (молчание)
(Выбор задания капитанами по жребию, за правильный ответ – 5 баллов).
VIIІ. «Поправьте текст».
Пока капитаны работают над заданием, командам дается текст с ошибками. Нужно найти и подчеркнуть ошибки в тексте. (За каждую правильно исправленную ошибку – 1 балл.)
«…Рассказывают, что Аспасия, жена стратега Перикла, в молодости любила исполнять роль Антигоны в афинском театре, с большим успехом выступала она и в других трагедиях.
Афинянам нравилась игра Аспасии. Завершив свои дневные дела, каждый вечер спешили они в театр, чтобы успеть к началу представления. Однажды раньше других пришли подруги Аспасии. Заплатив за билеты, они сели в первом ряду около самой орхестры. Сделали они это для того, чтобы хорошо видеть лицо Аспасии во время театрального действия. Из первого ряда можно было рассмотреть все движения лица актрисы, которая передает душевные переживания Антигоны. Однако пошел сильный дождь, сквозь дырявую крышу театр залило водой, и представление пришлось прервать. Аспасия была так огорчена, что больше никогда не выступала в афинском театре».
IX. «Творческие задания»
Подготовьте устный рассказ:
1) На тему «Один день из жизни гражданина Афин».
2) в котором необходимо описать одежду жителей Древней Греции.
3) в котором необходимо описать прическу женщины (либо мужчины – по желанию) Древней Греции.
(Вместе с заданием в помощь ученикам даются картинки, см. ниже).
(До 5 баллов).
Подведение итогов, награждение участников и победителей (как вариант, венками).
Диплом
Скачать Автор: Костюкевич Наталья Владимировна«ЖИЗНЬ И БЫТ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ»
5 класс
Эта игра-викторина может быть проведена на факультативном занятии при изучении темы: «Древняя Греция».
Использование игровых средств помогает решению важнейших задач, которые стоят перед педагогом при проведении занятия:
1. Активизирует деятельность учащихся и повышает их мотивацию и познавательный интерес.
2. Углубляет знания и развивает разные способности учащихся через включение в захватывающую, активную деятельность.
3. Пробуждает мысли и чувства детей.
Цели игры-викторины:
• повышение познавательного интереса учащихся к истории;
• формирование навыков самостоятельной работы и коммуникативных умений;
• расширение исторических знаний, приобретенных на уроках;
• развитие творческих способностей, речи и мышления детей;
• активизация и воспитание самостоятельного творческого мышления.
Предварительно ученики повторяют материал (проблематика и примерное содержание вопросов, т. е., общие направления, заранее раздаются детям), знакомятся с дополнительной литературой и источниками, делятся на команды, определяют названия команд, выбирают капитанов, придумывают эмблему.
На протяжении игры-викторины прослеживаются воспитательная и эстетическая составляющая, что повышает интерес учащихся к наследию античности.
Кроме заданий раздается и дополнительный материал, который может полностью или частично быть использованы для подготовки игры-викторины учителем и учениками.
Участники игры-викторины: две-три команды (в зависимости от количества и интересов учащихся), жюри, зрители.
Правила игры-викторины:
Во вступительном туре в ходе викторины команды набирают баллы (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В конце баллы команд суммируются. Затем команды выбирают вопросы из разных тем. Очередность выбора вопросов определяется количеством набранных очков в первом туре. При выборе вопроса капитан команды (или ее представитель) тянет жребий. Капитан определяет окончательный вариант ответа и то, кто от команды будет отвечать. В случае верного ответа на счет команды поступает соответствующее количество баллов. Если дан неправильный ответ – аналогичная сумма баллов со счета снимается. Право ответа на этот вопрос переходит следующей команде.
Этапы игры-викторины:
1. Представление команд.
2. Разминка и игра: «Лабиринт дат».
3. «Что ели эллины?»
4. «Ответь на вопросы. О ком, или о чем идет речь?»
5. «Цвета одежды».
6. «Подумай и ответь».
7. «Отгадайте загадки» (конкурс капитанов).
8. «Поправьте текст».
9. «Творческие задания»
I. Правила игры-викторины и представление команд
Каждая из команд представляет себя, называя название, демонстрируя эмблему и девиз. Жюри оценивает конкурс до 5 баллов.
II. Разминка и игра: «Лабиринт дат».
1) Что больше всего ценилось в греческой одежде? (строгость и простота)
2) Как называлась одежда мужчин? (хитон)
3) Какой головной убор носили простые люди? (войлочный колпак – пилос)
4) Сколько раз в год давали рабыням одежду? (два)
5) Из какого материала изготавливалась одежда пастухов? (козьи и овечьи шкуры)
6) Что одевали дома и бедняки, и состоятельные люди на ноги? (ходили босиком)
7) Что во внешнем виде мужчин у греков, особенно у спартанцев, считалось признаком мужества? (борода)
(По одному баллу за правильный ответ).
Игра: «Лабиринт дат»
На данном этапе с помощью кубика предлагается «побродить» по лабиринту. Начиная со «Старта» команды, бросают кубик и «идут» в направлении по количеству шагов, сколько выпало на кубике. Ребята читают дату и называют событие. Каждой команде предлагается назвать по 2–3 даты.
Игровое поле |
3000 г. до н.э. – образование единого государства в Египте.
2600 г. до н.э. – постройка пирамиды Хеопса.
1500 г. до н.э. – походы фараона Тутмоса III.
1200 г. до н.э. – Троянская война.
776 г. до н.э. – начало Олимпийских игр.
753 г. до н.э. – основание Рима.
594 г. до н.э. – реформы Солона в Афинах.
509 г. до н.э. – установление республики в Риме.
490 г. до н.э. – Марафонская битва.
480 г. до н.э. – Саламинская битва.
221 г. до н.э. – объединение Китая в единое государство.
133 г. до н.э. – земельный закон Тиберия Гракха в Риме.
395 г. н.э. – разделение Римской империи на два государства.
476 г. н.э. – падение Западной Римской империи.
(По 3 балла за каждый правильный ответ).
III. «Что ели эллины?»
Командам раздаются карточки с изображением продуктов: оливки, рыба, рис, виноград, ячменная лепешка, банан, сыр, вино). Нужно определить, какие из продуктов, применялись греками в пищу. (Оливки, рыба, виноград, ячменная лепешка, сыр, вино).
(До 5 баллов).
IV. «Ответь на вопросы. О ком, или о чем идет речь?»
1) Греки были умеренны в еде и питье. Вино не пили чистым, разбавляя его водой. Пьянство осуждали. Для кого из действующих лиц поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия? (циклоп-людоед Полифем)
2) Жители острова Родос предпочитали всем блюдам рыбу, а тех, кто предпочитал мясо звали? (обжорами)
3) Почему Дионисий, сын тирана, принимая посетителей, сидел в специально изготовленной башенке, из которой виднелась лишь его голова? (потому что его тело потеряло человеческие формы от обжорства)
4) Почему житель Кеаса Филет в ветреную погоду не покидал дома, а в обычные дни ходил в обуви на свинцовой подошве? (он был излишне худой)
(По 2 балла за каждый правильный ответ).
V. «Цвета одежды».
Определите, кто какой цвет одежды носил?
Цвета: белый, красный и желтый, зеленый и серый, пурпурный.
Какого цвета одежду носили: женщины, аристократы, военачальники, сельские жители? (белый – аристократы, красный и желтый – женщины, зеленый и серый – сельские жители, пурпурный – военачальники).
(До 4 баллов).
VI. «Подумай и ответь»
1) Когда греки захватили Трою, то предложили ее жителям взять что-либо одно из своего имущества. Что такого взял с собой троянец Эней, что даже враги были поражены его поступком и приказали вернуть ему все его имущество? (он вынес на плечах своего старика-отца)
2) Что запрещали делать жители Мицилены своим побежденным врагам, считая этот запрет, самым тяжелым наказанием? (обучать детей грамоте и музыке)
3) Один мальчик спартанец убежал из дома на бой в 362 г. к н. э. и вместе отбивал наступление врагов. Когда спартанцы победили, они наградили маленького героя венком за доблесть, но приговорили к большому денежному штрафу – за что? (за то, что принял участие в битве до положенного возраста и воевал, не имея положенного спартанцу вооружения и облачения).
4) Женщины Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели на них. Некоторые после этого возвращались с гордо поднятой головой, а некоторые пытались скрыться. Почему? (смотрели, в спину или в грудь был удар).
5) Среди греческих тиранов были люди умные. Так, придя к власти, Писистрат приказал приводить к себе во дворец всех бездельников и спрашивал их, почему они не работают. Если выяснялось, что это бедняк, у которого нет вола или семян, чтобы вспахать и засеять поле, то он давал ему все. Почему он так поступал? (Писистрат считал, что безделье таит в себе угрозу заговора против него)
6) Греки умели с хорошей переживать удачи и мужественно встречать горестные события. Рассказывают, что во время философской беседы, одному присутствующим сообщили, что героически погиб его сын. Все на мгновение замолчали, а отец погибшего тихо произнес … Что он произнес? («Я всегда знал, что породил смертных»).
(По 2 балла за каждый правильный ответ).
VIІ. «Отгадайте загадки». (Конкурс капитанов)
1. Когда ты на меня смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. Когда ты говоришь, глядя на меня, я открываю рот и двигаю губами, но молча, ибо у меня нет голоса. (зеркало)
2. Не говори ничего, и ты выразишь мое имя. Но, если ты назовешь меня, говори мое имя, о, чудо! Ты не выразишь меня. (молчание)
(Выбор задания капитанами по жребию, за правильный ответ – 5 баллов).
VIIІ. «Поправьте текст».
Пока капитаны работают над заданием, командам дается текст с ошибками. Нужно найти и подчеркнуть ошибки в тексте. (За каждую правильно исправленную ошибку – 1 балл.)
«…Рассказывают, что Аспасия, жена стратега Перикла, в молодости любила исполнять роль Антигоны в афинском театре, с большим успехом выступала она и в других трагедиях.
Афинянам нравилась игра Аспасии. Завершив свои дневные дела, каждый вечер спешили они в театр, чтобы успеть к началу представления. Однажды раньше других пришли подруги Аспасии. Заплатив за билеты, они сели в первом ряду около самой орхестры. Сделали они это для того, чтобы хорошо видеть лицо Аспасии во время театрального действия. Из первого ряда можно было рассмотреть все движения лица актрисы, которая передает душевные переживания Антигоны. Однако пошел сильный дождь, сквозь дырявую крышу театр залило водой, и представление пришлось прервать. Аспасия была так огорчена, что больше никогда не выступала в афинском театре».
В Афинском театре (современный рисунок) |
Подготовьте устный рассказ:
1) На тему «Один день из жизни гражданина Афин».
2) в котором необходимо описать одежду жителей Древней Греции.
3) в котором необходимо описать прическу женщины (либо мужчины – по желанию) Древней Греции.
(Вместе с заданием в помощь ученикам даются картинки, см. ниже).
(До 5 баллов).
Подведение итогов, награждение участников и победителей (как вариант, венками).