Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках истории и обществознания
Скачать Заказать печатный вариант Получить диплом
«Всё течёт, всё изменяется…» Героклит Эпиграфом к моей статье взяты слова древнегреческого философа Героклита, которые актуальны и сегодня. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире. Наше общество переходит в новую фазу своего развития – постиндустриального общества. Глобализация в различных сферах общества, широкие информационные контакты, взаимодействие представителей различных этнических и социальных групп создают многочисленный ряд проблем. Мы, взрослые, не всегда можем их решить, а какого молодому поколению с их малым жизненным опытом успеть уловить и переработать всю информацию, которая стремительно обрушивается на нас огромным информационным потоком, и применить ее в полезной для общества деятельности. В настоящее время произошли серьезные изменения и в сфере образования. Требования к современному уроку изменились в связи с принятием новых образовательных стандартов – ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
Диплом
Скачать Автор: Лапенкова Светлана Викторовна- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности [20].
- принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
- принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
- принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);
- принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);
- принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
- принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;
- принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
- Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т. д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически
- Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
- Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.
- Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
- Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
- Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
- Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
- Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
- Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
- Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
- Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т. д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
- Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
- Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.
- Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
- Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
- Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
- Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
- Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
- изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
- изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,
- создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,
- помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,
- совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,
- создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,
- помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,
- совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.
- культурно – исторический системно-деятельностный подход, разработанный в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева. П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др.
- учение о структуре и динамике психологического возраста (Л. С. Выготский и периодизации психического развития ребенка, определяющей возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д. Б. Эльконин).
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- работа с картой («Чтение карты»), схемы;
- чтение и обобщение фактов из литературного источника.
- Отечественная война 1812.
- Жестокая, кровопролитная.
- Сражаются, гибнут, отстаивают.
- Отстаивание независимости России.
- Баталия.
- круглый стол (разные позиции, свободное выражение мыслей),
- экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы – один человек),
- форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией),
- дебаты (представление бинарных позиций по вопросу доказательство – опровержение),
- диспут, дискуссия,
- урок – суд (над Иваном Грозным, Петром I и т. д.).
- Изучите документ.
- На основании высказываний П. А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.
- Запишите цели в тетрадь.
- Сделайте общий вывод по теме «Экономические реформы П. А. Столыпина».