Формирование универсальных учебных действий на уроках немецкого языка
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Родякина Наталья Александровна
Кардинальные преобразования, которые произошли за последние десятилетия в обществе, изменили и представления о целях образования. Произошёл переход от системы «знаний, умений и навыков», к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности быть активной личностью, успешно решающей жизненные задачи, умеющей как работать самостоятельно, так и сотрудничать и работать в группе [3]. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утверждённый в 2010 году, введён в обязательном порядке с 2015–2016 учебного года [1]. ФГОС ООО имеет принципиальные отличия от обычной системы обучения в «старой» школе. В результате достигается другой уровень результатов: не просто сумма знаний, умений и навыков, а совокупность личностных, предметных и метапредметных результатов [2]. В 2015–2016 учебном году в наше училище впервые пришли ребята, которые учились по новым образовательным стандартам в начальной школе. Казалось, теоретически мы, преподаватели, были подкованы. Но как реализовать это в повседневной работе? Как реализуются основные положения ФГОС в Оренбургском президентском кадетском училище:
- разработаны учебные программы в соответствии с ФГОС;
- технологические карты уроков и занятий составляются с учётом деятельностного подхода и указанием формируемых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных);
- уроки и воспитательные занятия во внеурочное время проводятся на основе современных интерактивных педагогических технологий, где кадетам отводится роль активного деятеля, а преподаватель выступает в роли тьютора;
- все кадеты включены в проектно-исследовательскую деятельность (выполняют индивидуальные и групповые проекты);
- ведётся портфолио достижений, где отражены образовательные результаты кадет;
- аттестация педагогического состава производится в соответствии с новыми требованиями;
- обязательным для преподавателей является выпуск методических разработок и обобщение передового опыта, работа в сотрудничестве с учителями города в сетевом сообществе, сотрудничество с вузами (Оренбургский государственный университет, Оренбургский государственный педагогический университет и др.)
- Игра «Опиши профессию».
- Ребята распределяют рекомендуемые роли в группе: ученик(и), родитель(и), психолог, учитель, ведущий ток-шоу (обязательная роль). Все роли, кроме роли ведущего, могут быть изменены по решению самих обучающихся.
- Ребята совместно определяют план ток-шоу, схему ведения дискуссии с опорой на предложенный план.
- Каждый из участников обдумывает свои реплики (предметная компетенция), продумывает аргументы и контраргументы.
- Совместно проводится «репетиция» презентации.
- Этап презентации: презентация ток-шоу записывается на видео. Ведущий следит, чтобы в дискуссии приняли участие все обучающие, задаёт «наводящие» мотивирующие вопросы. Ребята должны высказать свою точку зрения и отреагировать на реплики других участников.
- Рефлексия: обучающиеся совместно с преподавателем просматривают запись, обсуждают положительные и отрицательные стороны, дают оценку своей работе.
- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
- прогнозирование (предвосхищение результата, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных ориентиров действия в новом учебном материале).