Формирование проектно-исследовательских компетенций учащихся в ходе реализации естественнонаучного образовательного компонента в условиях образовательной среды школьного планетария в рамках ФГОС
Скачать Заказать печатный вариант Авторы: Комарова Татьяна Михайловна, Маслакова Наталья Викторовна
1.Тема инновационной деятельности: Формирование проектно – исследовательских компетенций учащихся в ходе реализации естественнонаучного образовательного компонента в условиях образовательной среды школьного планетария в рамках ФГОС представлено модульной образовательной программой МАОУ СОШ№17 муниципального образования город-курорт Геленджик с. Архипо-Осиповка. Программа направлена на создание избыточной образовательной среды ОУ в условиях детского космического Центра для раскрытия потенциала учащихся в проектно-исследовательской деятельности, посредством освоения наукоемких дисциплин естественнонаучного цикла и социального проектирования. 2. Сроки инновационной деятельности: 3 года 1 этап – подготовительный 2 этап – формирующий 3 этап – обобщающий 3. Исполнители и участники эксперимента: 3.1.Исполнители: педагоги МБОУ СОШ №17, привлеченные педагоги школ г-к Геленджик, общественность с. Архипо-Осиповка г-к. Геленджика, жители с. Архипо-Осиповка, родители учащихся, космонавты, приезжающие в с. Архипо-Осиповка, отдыхающие. 3.2.Участники: учащиеся, педагоги МБОУ СОШ №17 в количестве 400 человек. 4. Актуальность темы: На протяжении всех времен, человечество устремлялось к Космосу. Присущие каждому человеку вопросы самоопределения в окружающем мире сейчас на рубеже новых тысячелетий, как и прежде, побуждают познавательный интерес уже в раннем возрасте с пытливостью познающего ума заглянуть в недосягаемые пространства бесконечного звездного неба. Изучение космоса, как освоение новых горизонтов познаний — сложный и увлекательный процесс, напрямую сопряженный с формированием мировоззрения, осознания себя как частицы мироздания и, безусловно, важнейший в ходе образования и становления личности, мотивирующий к развитию творческого, научно-исследовательского потенциала детей. В с. Архипо-Осиповка, на протяжении последнего десятилетия сложилась благодатная среда для развития космического образовательного направления. Так, в связи с организованным направлением на отдых и реабилитацию космонавтов на Черноморское побережье, у детей появилась уникальная возможность встречаться с известными людьми — покорителями космоса. После ряда тематических встреч с космонавтами Скрипочкой О.И., Борисенко А.И., Самокутяевым А.М. и, узнав о значении деятельности односельчан (яблоки совхоза «Архипо-Осиповка» побывали в космосе, один из создателей «Бурана» инженер — житель поселка С.Н. Овсюк, об Архипо-Осиповском Планетарии известно было Академии Наук), ребята стали мечтать о Космосе, начали активно включаться в социальную жизнь поселка с новой профильной социально-проектной деятельностью. Так, при поддержке администрации и проектных инициативах учащихся, реализуемых на базе МИП МБОУ СОШ№17, совместными усилиями были открыли «Аллея Славы» (2010г.) на Набережной с. Архипо-Осиповка, в 2012 г. возведен памятник Ю.Гагарину. А, узнав о приезде первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, учащиеся, совместно с педагогами решили восстановить деятельность работавшего с 70 по 90 гг. уникального школьного Планетария, чтобы узнавать больше об окружающем нас мире и о законах природы. Так, в 2013 году, началось восстановление единственного школьного Планетария в Краснодарском крае в с. Архипо-Осиповка. Это событие, определило движение школьных инициатив в новом русле. С 2012/13уч.года активная образовательная среда муниципальной инновационной площадки, организованной на базе школы, переросла в новое качество. Ярко выраженным стало направление интересов учащихся к изучению физики, астрономии, окружающего мира, математики – дисциплин, связанных с изучением окружающего мира, объективными стали также результаты освоения технологий исследовательской и проектной деятельности. На протяжении двух лет ребята являются победителями конкурсов исследовательских работ и технических разработок на различных конкурсах городского, краевого и регионального уровней. Таким образом, создание развивающей образовательной среды определило новое направление деятельности работы инновационной площадки. Переход от направления освоения навыков социально-проектной деятельности в новое качество – реализацию комплексной модульной программы деятельности школьного Планетария, как детского космического Центра, позволяет продолжить закреплять навыки проектно — исследовательской деятельности и проводить тематические мероприятия различного уровня. Также, создание программы позволит раскрыть потенциал образовательной и социальной активности школьников на уровне школы, поселка, города и региона. Авторами проекта движет идея необходимости создания образовательного комплекса, включающего мероприятия различные по характеру деятельности, но позволяющие в купе дать знания учащимся, как в рамках школьной программы так и углубленно. Использование технологии развивающего обучения, не репродуктивно, посредством трансляции слов, понятий, терминов, а через погружение, вовлечение, приобщение к духу науки и языку природы, через активное участие в социальном событии и комплексные мероприятия модульной программы, позволит в увлекательной и доступной форме раскрыть учащимся законы природы и их проявления. Ребята научатся создавать проекты и продвигать их в социуме. 5. Идея инновации: Создание условий для раскрытия потенциала учащихся к образовательной поисково-исследовательской деятельности, посредством освоения наукоемких дисциплин естественнонаучного цикла на базе муниципальной инновационной образовательной среды школьного Планетарияи организованного детского космического Центра «А-Центавра» в ходе реализации проекта муниципальной инновационной площадки муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №17 муниципального образования город-курорт Геленджик с. Архипо-Осиповка. 6.1. Объект инновационного проекта: Инновационная образовательная среда Планетария 6.2. Субъект инновационного проекта – учащиеся профильных классов и тематических объединений программы. 7. Предмет инновационного проекта – проектно-исследовательская, творческая деятельность в направлении изучения наукоемких естественнонаучных дисциплин. 8. Цель инновационного проекта Создание условий для реализации проектно – исследовательского, научно-технического и социально-активного потенциала школьников в предметных областях естественнонаучного цикла, преимущественно физики и астрономии в ходе реализации модульной программы деятельности школьного космического Центра в условиях развивающей образовательной среды школьного Планетария на базе МИП МБОУ СОШ17. 9. Задачи: — формировать естественно-научное мировоззрение путем реализации комплекса проектных мероприятий и организации проектно-исследоваельской учебной деятельности; — мотивировать и активизировать творческую инициативу заинтересованных школьников в ходе проявления социальных инициатив и реализации творческого учебно-исследовательского потенциала; — помочь учащимся организовать и реализовать важное для них и социально значимое дело в жизнь; — сформировать у учащихся опыт коммуникативных умений и навыков в процессе взаимодействия со всеми участкиками реализации образовательного проекта; — расширить кругозор учащихся, знания о космосе, космонавтах (в том числе кубанских), планетах, вселенной и т. д. 10. Гипотеза: Создание комплексной модульной программы организации детского космического Центра в условиях образовательной среды Планетария позволит эффективнее осваивать образовательные предметные области естественнонаучного цикла, раскрыть проектно-исследовательский потенциал учащихся и активизировать новые научно-технические и социально-развивающие направления деятельности на местном и межрегиональном уровнях. 11. Диагностический инструментарий Анкеты, опросники, рейтинг участия учащихся в урочной и внеурочной проектно-исследовательской деятельности 12. Ожидаемые результаты и критерии их оценки 1. Активизация познавательной творческой проектной и проектно-исследовательской деятельности учащихся МАОУ СОШ 17 на муниципальном, региональном и межрегиональном уровнях. 2.Создание школьного космического центра с целью развития талантливых и одаренных детей г-к Геленджик, с Архипо-Осиповка 13. Содержание 13.1. Описание модульной программы Модульная программа деятельности детского школьного космического центра «A-ЦЕНТАВРА» представлена образовательными модулями: 1) Проект образовательного модуля «Космо-планер»: — программа внеурочной деятельности (1- 4 класс ФГОС); (2014 -2015уч. год); — программа внеурочной деятельности (5-9 классы ФГОС); (2015 -2016уч.год) — программа курса предпрофильной подготовки старшеклассников (9-11классы) (2015 – 2016 уч.год) ; — программа объединения дополнительного образования «Звездный мир» (совместно с МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ») — (2013 – 2016уч.год — действующий). 2) Проект образовательного модуля «Космический класс» (2013 – 2017 уч. год действующий). 3) Программа образовательного модуля «Человек и Космос» (с 2013-2016 уч.года) Проектно-исследовательское направление: — Конкурсное движение учащихся в направлении естественно-научных дисциплин: физика, математика, астрономия… — Ежегодный конкурс «Гагаринские чтения»; — Всероссийская олимпиада «Человек –Земля – Космос» — Поисково-исследовательская деятельность: — Деятельность НОУ, проектные недели Работа школьного НОУ в естественно — научном направлении, участие в конкурсах, викторинах, проектах, фестивалях, форумах;
Научно – исследовательская деятельность над детскими поисковыми проектами «Возрождение новой жизни» (история планетария, собирая документальный материал и воспоминания очевидцев….), ««Созвездие детских идей» (стыковка «Союза – Апполона», подарок в книжном варианте, создание коллекции детских художественных работ);
Просмотр и опытно-экспериментальная деятельность по изучению ночного неба в телескоп школьного планетария (2013-2014гг); Творческое направление: Участие в школьном творческом проекте «Космический календарь» (с 2014года по знаменательным события космонавтики и астрономии на определенную календарную дату). Участие в космической викторине «80 лет со дня рождения Ю. А. Гагарина»;
Создание картин на космическую тематику и разработка творческого проекта «Я рисую Мир…» (картины учащихся). — Образовательные экскурсии в школьном Планетарии (с 2013г). 4) Программа летнего образовательного межшкольного лагеря «Звездная Космошкола» (с июня 2014 год) Взаимодействие с детскими образовательными центрами космонавтики «Орлёнок», города Темрюк, встреча с космонавтами-кураторами проекта. 5) Программа дистанционной Школы космонавтики «Сириус» (с 2015 года). 6) Социальное проектирование: Реализация ряда социальных проектов. Реализация эколого-эстетического детского проекта по сохранению Аллеи космонавтов в рамках гражданско-патриотического направления
«Сохраним космических героев имена». В реализацию его входит деятельность учащихся по благоустройству и поддержанию порядка, чистоты памятной аллеи, посвященной космонавтам, которые посещали село Архипо – Осиповка, уход за деревьями и памятником Ю.Гагарину. 13.2.Этапы инновационной деятельности -Подготовительный этап:
14.Материально-техническая обеспеченность: 1.Кадровое обеспечение проекта: 1. Маслакова Н.В. – учитель химии и биологии; 2. Комарова Т.М. – учитель русского языка; 3. Маслаков А.В. – педагог дополнительного образования; 4. Шерстюк Е.В. – учитель русского языка; 5. Ананьевская М.В. – учитель математики. 2. Научно — методическая обеспеченность: 1. Техническая часть: 1. Здание Планетария; 2. Макеты: Солнечной системы, Смены времен года. 3. Глобус: Марса, Луны, Меридиана и параллелей, Звездных координат. 4. Фотослайды: Солнечные затмения, Созвездия, Красные пески Марса, Луна, Планеты – Гиганты, Великие географические открытия, Вулканы и землетрясения, Движене Земли. 5. Телескоп – ТАЛ-150; 6. Кинопроектор; 7. Прибор для проекции стеклянных слайдов; 8. Прибор для проекции фотослайдов; 9. Комлект Планетария: — Звездное небо; — Северное и Южное полушарие; — Верхнее и нижнее полушарие; — Заход Солнца; — Свет Зори; — Панорама облаков; — Затмение Луны; — Затмение Солнца; — Полярное сияние; — Спутник Юпитера; — Спутник Земли; 17.Продукты инновационной деятельности:
— проведение мастер-классов для учащихся МБОУ СОШ №17 естественно-научной тематики и технического моделирования. Структура программы: Программа представлена «ступенями», имеющими статус в зависимости от уровня освоения программы. Ступени саморазвития: 1. Мечтатель (6 класс) Он должен:
Научно – исследовательская деятельность над детскими поисковыми проектами «Возрождение новой жизни» (история планетария, собирая документальный материал и воспоминания очевидцев….), ««Созвездие детских идей» (стыковка «Союза – Апполона», подарок в книжном варианте, создание коллекции детских художественных работ);
Просмотр и опытно-экспериментальная деятельность по изучению ночного неба в телескоп школьного планетария (2013-2014гг); Творческое направление: Участие в школьном творческом проекте «Космический календарь» (с 2014года по знаменательным события космонавтики и астрономии на определенную календарную дату). Участие в космической викторине «80 лет со дня рождения Ю. А. Гагарина»;
Создание картин на космическую тематику и разработка творческого проекта «Я рисую Мир…» (картины учащихся). — Образовательные экскурсии в школьном Планетарии (с 2013г). 4) Программа летнего образовательного межшкольного лагеря «Звездная Космошкола» (с июня 2014 год) Взаимодействие с детскими образовательными центрами космонавтики «Орлёнок», города Темрюк, встреча с космонавтами-кураторами проекта. 5) Программа дистанционной Школы космонавтики «Сириус» (с 2015 года). 6) Социальное проектирование: Реализация ряда социальных проектов. Реализация эколого-эстетического детского проекта по сохранению Аллеи космонавтов в рамках гражданско-патриотического направления
«Сохраним космических героев имена». В реализацию его входит деятельность учащихся по благоустройству и поддержанию порядка, чистоты памятной аллеи, посвященной космонавтам, которые посещали село Архипо – Осиповка, уход за деревьями и памятником Ю.Гагарину. 13.2.Этапы инновационной деятельности -Подготовительный этап:
№п/п | Мероприятия | Ответственные | Сроки | Ожидаемые результаты |
1. | Работа творческой группы педагогов и активистов проекта по направлениям. | Руководитель площадки, Директор Е.В.Батищева, авторы-разработчики проекта площадки Комарова Т.М., Маслакова Н.В., Шерстюк Е.В., Маслаков А.В., Ананьевская М.В. Педагоги творческой группы, заинтересованные учащиеся | сентябрь | Формулировка главной идеи и задач проекта, реализации проекта и конечного продукта |
2. | Проведение Школьного этапа олимпиады по астрономии. | Оргкомитет олимпиад Рук. Комарова Т.М. | октябрь | Знания учащихся в данном направлении недостаточны при 80% участии |
3. | Анкетирование учащихся по теме детского социального проекта. | Педагоги, кубановеды – историки, журналисты, Аналитики, психолог школы | октябрь | Выявить группу учащихся для работы в Планетарии |
4. | Открытие астрономического кружка «Звездный мир» | Рук. кружка Маслаков А.В. МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ» | сентябрь | Создание групп для реализации тематических экскурсий |
5. | Создание космического класса | Учитель химии и биологии, заместитель директора по УР Маслакова Н.В. уч-ся 6 «А» класса | сентябрь апрель | пошив формы организаторы мероприятий планетария: Кл. часов, День космонавтики, Участие в конкурсах и т. Д. |
6. | Распределение учащихся по интересам, согласно анкетированию, социальная диагностика | Аналитики, члены самоуправления, педагоги, психолог школы Лопытко И.Н. | октябрь | Выявить из всех учащихся школы потенциальных: Экскурсоводов, Научные кадры, Исследователей, Техников, Информаторов, Юристов, Оформителей и т. Д. |
7. | Проведение открытого семинара по теме: «Восстановление и развитие деятельности школьного планетария» для родителей, педагогов, общественности, молодежи | Заместитель директора по УМР Комарова Т.М. | декабрь | Заинтересовать и привлечь управляющий совет, родителей и общественность поселка, молодежную организацию к сбору информации о ранее действующем планетарии, о строительстве школы, планетария, людях, работающих в нем, архивных исторических документах, чертежах здания, фотоматериалов, фильмов, разработок вечеров и т.д. |
8. | Участие в конкурсах и конференциях Конкурс пединноваций «Эврика», «Гагаринские чтения», «Отечество», «Созвездие», «Человек-Земля-Космос» «Я-исследователь» и др. | Учащиеся и педагоги, НОУ | В течение года | Развитие проектных творческих способностей. Победители и призеры |
9. | Взаимодействие с другими планетариями: детского лагеря «Орленок», Новороссийского Планетария, Планетария г. Краснодара. | Космический 6 «а» класс, члены кружка, рук. Маслаков А.В. | декабрь | Перенять опыт, расширить кругозор по созданию программ экскурсий и мероприятий и т. д. Заключение договоров о сотрудничестве. |
10. | Проведение акций в поддержку идеи (создание листовок, плакатов, ходатайством перед главой администрации поселка о плане развития планетария, выступления на встречах с космонавтами, в СМИ, сайте школы и т. д. | Учащиеся, одаренные дети в рамках НОУ, члены самоуправления, администрация | Ноябрь-декабрь | Поддержка инициативы |
11. | Создать в школе программы виртуального Планетария и интерактивного музея «Лунариум» | Учитель информатики Прокопчук А.В. Рук. Школьного музея, Заслуженный учитель Кубани Светлова О.Л. | В течение года | Программа экскурсии |
12. | Открытие курса по выбору «Занимательная астрономия» в рамках предпрофильного и профильного обучения | администрация | В конце года | Презентация программы курса |
13. | Разработка нормативно-правовой базы, кадрового обеспечения, создание Устава, поиски инвесторов и т. д. | Администрация, педагоги | | Для работы автономного учреждения в будущем, учитывая курортность, статью дохода, осуществление бизнес-плана |
14. | Разработка программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООН (в том числе и в каникулярное время) | Педагоги | В течение года | Вступление школы в ФГОС ООН |
15. | Разработка программ тематических экскурсий | Педагоги и учащиеся | В течение года | Проектирование программ ( в том числе научно-познавательных, аудиовизуальных): -о создании и истории работы ранее действующего планетария; -об оборудовании и эксклюзивных экспонатах 20 века; -о Кубанских космонавтах; — Парк неба и т. д. Разработка познавательных викторин |
16. | Первый опыт проведения собственных экскурсий | Все участники | Конец учебного года | Работа в Планетарии |
17. | Проведение экскурсий для городских школьников | Все участники | Конец учебного года | Расширение познавательного кругозора учащихся, развитие одаренности школьников |
18. | Проведение семинаров для педагогов города дистанционных школ | Все участники | Конец учебного года | Перенять опыт в проектировании социального события |
19. | Открытие летней лагерной смены | Учителя, учащиеся, администрации поселка и школы | Конец учебного года | Расширение познавательного кругозора учащихся, развитие одаренности школьников, Летняя занятость |
- программа внеурочной деятельности (1- 4 класс ФГОС); (2014 -2015уч. год);
- программа внеурочной деятельности (5-9 классы ФГОС); (2015 -2016уч.год);
- программа курса «Космо-планер» предпрофильной подготовки старшеклассников (9-11классы) (2015 – 2016 уч.год);
- программа образовательного модуля «Человек и Космос»;
- комплекс образовательных экскурсий для школьного Планетария;
- программа летнего образовательного межшкольного лагеря «Звездная Космошкола»;
- программа дистанционной Школы космонавтики «Сириус».
- Активизация интереса школьников к изучению истории развития и освоения космоса, способствующих повышению уровня знаний в области технических, естественных и гуманитарных наук.
— проведение мастер-классов для учащихся МБОУ СОШ №17 естественно-научной тематики и технического моделирования. Структура программы: Программа представлена «ступенями», имеющими статус в зависимости от уровня освоения программы. Ступени саморазвития: 1. Мечтатель (6 класс) Он должен:
- знать программу космического класса;
- принимать участие в делах космического класса;
- знать космонавтов – земляков (Космонавтов Кубани);
- владеть знаниями тематических блоков;
- уметь строить простейшие макеты планет;
- проводить праздники, посвященные космическим датам.
- изучить история развития Отечественной космонавтики;
- изучать физические явления, происходящие в космосе;
- знать Отечественных космонавтов и ученых;
- владеть знаниями тематических блоков;
- уметь оформлять космические и астрономические стенды по разделам;
- строить макеты ракет планет Солнечной системы;
- уметь передавать свои знания младшим школьникам;
- уважать законы коллектива, принимать участие в творческих делах;
- знать основы астрономии;
- знать историю интеркосмоса, космонавтов зарубежной космонавтики;
- уметь вести исследовательскую работу и участвовать в научно-практических конференциях;
- участвовать в предметных олимпиадах;
- уметь разрабатывать проект космического корабля и защитить его;
- уметь организовывать коллективное творческое дело.
- передавать свои знания МЕЧТАТЕЛЯМ и ИСКАТЕЛЯМ.
- владеть программой трех ступеней;
- правильно понимать цели и задачи, стоящие перед детским объединением;
- уметь самостоятельно придумывать и организовывать дело, нужное людям;
- уметь быть помощником в руководстве объединением;
- готовить себя к будущей профессии, связанной с авиацией, астрономией и другими областями космонавтики.