Естественнонаучные основы психической деятельности. Мозг и психика
На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Естественнонаучные основы психической деятельности. Мозг и психика
Естественнонаучные основы психической деятельности. Мозг и психика |
Лекции и практикум по психологии — Общая психология | ||||
Основные термины: рефлекторная «дуга», рефлекторное «кольцо», рефлекс, высшая нервная деятельность, акцептор действия, материальный субстрат психики, принцип динамической локализации, саморегуляция психической деятельности, функциональная асимметрия головного мозга.Задачи для обучающихся:1.Систематизируйте теоретические сведения о психике с позиции психофизики.2.Сформируйте общее представление о взаимосвязи нервной системы и психики. 3.Определите, каким образом могут быть использованы теоретические сведения о взаимосвязи мозга и психики в практической работе юриста и / или сотрудников УИС? Рекомендованная литература для изучения:Базовые учебники:1.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2010. – 432с. Основная литература: 2.Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. 3.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с. Дополнительная литература: 4.Гиппенрейтер. Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001. 5.Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. 6.Дубровский. Д.И. Психологические явления и мозг. – М., 1971. 7.Греченко Т.Н. Психофизиология. – М., 1999. 8.Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. – Ульяновск, 1981. 9.Дерябин. В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. – Ленинград, 1980. Контрольные вопросы по изученной теме:1.Что такое «психика»?2.Каковы элементы, свойства и функции психики? 3.Какова структура психики с точки зрения осознаваемости психических явлений? 4.Что такое «сознание» и его эмпирические характеристики? 5.Дайте краткую характеристику эволюции знаний о рефлекторной природе психических явлений (Р. Декарт, И.М. Сеченов, И.П. Павлов). 6.Раскройте суть соотношения нервной системы и психики. 7.Что такое «динамическая системность и целостность в работе мозга»? 8.Раскройте суть работы А.Р. Лурия об изучении материального субстрата психики. 9.Каковы основные функциональные блоки мозга и их роль в управлении поведением? 10.В чём суть функциональной асимметрии больших полушарий мозга? Каковы функции левого и правого полушарий в осуществлении психики? 11.Раскройте суть деятельности человека как особого вида его активности. Практические задания по изученному тематическому разделу Задание № 1. Заполните таблицу по содержанию изучаемой темы (табл. 8). Работа блоков головного мозга Таблица 8
Задание № 3. Проведите самообследование на предмет определения у вас особенностей функционирования больших полушарий головного мозга (см. приложение 1, тест «Кто вы: художник или мыслитель?12»). Согласны ли вы с результатами теста? Обоснуйте свой ответ. Источник: Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики : практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с |