Естественнонаучные основы психической деятельности. Мозг и психика | Обучение и развитие детей

Естественнонаучные основы психической деятельности. Мозг и психика

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Естественнонаучные основы психической деятельности. Мозг и психика
Естественнонаучные основы психической деятельности. Мозг и психика
Лекции и практикум по психологии — Общая психология
Основные термины: рефлекторная «дуга», рефлекторное «кольцо», рефлекс, высшая нервная деятельность, акцептор действия, материальный субстрат психики, принцип динамической локализации, саморегуляция психической деятельности, функциональная асимметрия головного мозга.

Задачи для обучающихся:

1.Систематизируйте теоретические сведения о психике с позиции психофизики.

2.Сформируйте общее представление о взаимосвязи нервной системы и психики.

3.Определите, каким образом могут быть использованы теоретические сведения о взаимосвязи мозга и психики в практической работе юриста и / или сотрудников УИС?

Рекомендованная литература для изучения:

Базовые учебники:

1.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.,

2010. – 432с.

Основная литература:

2.Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

3.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.

Дополнительная литература:

4.Гиппенрейтер. Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001.

5.Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

6.Дубровский. Д.И. Психологические явления и мозг. – М., 1971.

7.Греченко Т.Н. Психофизиология. – М., 1999.

8.Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. – Ульяновск, 1981.

9.Дерябин. В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. – Ленинград, 1980.

Контрольные вопросы по изученной теме:

1.Что такое «психика»?

2.Каковы элементы, свойства и функции психики?

3.Какова структура психики с точки зрения осознаваемости психических явлений?

4.Что такое «сознание» и его эмпирические характеристики?

5.Дайте краткую характеристику эволюции знаний о рефлекторной природе психических явлений (Р. Декарт, И.М. Сеченов, И.П. Павлов).

6.Раскройте суть соотношения нервной системы и психики.

7.Что такое «динамическая системность и целостность в работе мозга»?

8.Раскройте суть работы А.Р. Лурия об изучении материального субстрата психики.

9.Каковы основные функциональные блоки мозга и их роль в управлении поведением?

10.В чём суть функциональной асимметрии больших полушарий мозга? Каковы функции левого и правого полушарий в осуществлении психики?

11.Раскройте суть деятельности человека как особого вида его активности.





Практические задания по изученному тематическому разделу

Задание № 1. Заполните таблицу по содержанию изучаемой темы (табл. 8).

Работа блоков головного мозга

Таблица 8

Условное наименование функционального блока Локализация функционального блока Функциональные особенности блока Проявление нарушений функционирования блока
Задание № 2. Составьте письменное реферирование (см. раздел рекомендаций по работе с источниками информации) тех отрывков учебной литературы, в которых раскрывается материал о взаимосвязи психики и работы мозга

Задание № 3. Проведите самообследование на предмет определения у вас особенностей функционирования больших полушарий головного мозга (см. приложение 1, тест «Кто вы: художник или мыслитель?12»). Согласны ли вы с результатами теста? Обоснуйте свой ответ.

Источник: Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики : практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с