Экскурсии и встречи с представителями разных профессий
На главную Профориентация старшеклассников Мероприятия по профориентации Экскурсии и встречи с представителями разных профессий
Экскурсии и встречи с представителями разных профессий |
Профориентация школьников — Мероприятия по профориентации |
Тематические экскурсии Проводятся по темам школьных предметов по плану школы. Цель — ознакомить учащихся с конкретной специальностью непосредственно в производственных условиях ее освоения. Задача — привитие навыков и умений самостоятельного анализа профессий. Схема анализа посещения ПТУЗа (ССУЗа). 1. Посещаемое учебное заведение (название). 2. Дата посещения. 3. Фамилии учащихся, кто посещал учебное заведение. 4. С кем общались в учебном заведении (должность, Ф.И.О.) 5. Содержание посещения (краткое содержание беседы, была или нет организована экскурсия по учебному заведению, по общежитию и т.д.). Выводы, которые учащиеся сделали для себя: будут или нет продолжать обучение в данном учебном заведении, форма обучения (со средним образованием или нет), выбранная специальность, необходимость обеспечения общежитием и т.д. Встречи с представителями профессий Перечень вопросов для беседы с представителями профессий. 1. К какому виду труда можно отнести Вашу профессию? (исполнительский, творческий). 2. Какие встречаются трудности, напряжённые ситуации в работе? 3. Какие из эмоционально-волевых качеств личности особенно необходимы в Вашей профессии? (уравновешенность, терпеливость, воспитанность, самообладание, настойчивость, решительность). 4. Какими деловыми качествами должен обладать представитель Вашей профессии? (инициативность, самостоятельность, принципиальность, любознательность, дисциплинированность, организованность). 5. Имеет ли значение в Вашей работе ловкость рук, подвижность, координация движений, физическая сила, быстрота реакций? 6. Какие особенности внимания необходимы в Вашей деятельности? (распределение, переключение, концентрация, произвольное, непроизвольное). 7. Какое мышление должно быть? (наглядно-действенное, образное, понятийное, оперативное, абстрактное, конкретное). 8. Какой тип памяти преобладает в Вашей работе? (зрительный, слуховой, двигательный, вкусовой, осязательный, обонятельный). 9. Как профессия влияет на Вас? Примерный перечень вопросов для интервью с представителем профессии. 1. Как называется ваша специальность (профессия)? С чем связано её название? 2. Какую школу вы закончили (сельскую, городскую, вечернюю, проч.)? 3. Что наиболее ярко вам запомнилось о школе, учителях, одноклассниках? 4. Какие из учебных предметов в школьные годы вам больше всего нравились? Какие меньше? Что, по вашему мнению, было причиной того и другого? 5. Что повлияло на ваш выбор профессии? (Что его определило?) 6. Какой путь получения профессии (специальности) Вы прошли? Что Вы знали об этой профессии до начала подготовки и какой опыт имели? 7. Существуют ли сегодня другие пути получения Вашей профессии (специальности)? 8. Какой тип человека, по Вашему мнению, может заниматься этой работой с удовольствием? Какой — должен избегать её? 9. Что представляет собой Ваш рабочий день? Опишите его. В каких условиях приходится работать? 10. Что особенное можно сказать о Ваших коллегах, начальниках, руководителях? (начиная с непосредственных, включая руководителей министерств, ведомств). 11. Какие преимущества имеет Ваша профессия (специальность)? 12. Какие недостатки имеет Ваша профессия (специальность)? 13. Как много людей по Вашей оценке, работает сегодня по Вашей профессии в районе, республике, стране? 14. Каков состав работающих по данной профессии (специальности) (соотношение по возрасту, полу) сегодня и какие тенденции происходят? Что можно ожидать в будущем? 15. Как Вы думаете, количественный состав работающих со временем будет возрастать или уменьшаться? Следствием чего это будет являться? 16. Какое влияние оказали родители на Ваш выбор профессии (специальности)? 17. Какое влияние оказали друзья и знакомые на Ваш выбор профессии? 18. Испытывали ли Вы потребность в помощи по вопросу выбора профессии (специальности) со стороны взрослых людей, которые бы хорошо знали особенности и требования профессии (специальности) и которые могли бы правильно оценить Ваши интересы, склонности и способности? Была ли у Вас возможность общения с такими людьми? 19. Как Вы относились к теперешней Вашей профессии (специальности), когда были в нашем возрасте? 20. Вы уверены в том, что сделали наилучший выбор? Если «да», то обоснуйте, если «нет» — назовите основные ошибки. Какой профессиональный путь Вы прошли? Какие существуют перспективы дальнейшего профессионального роста и что для этого от Вас требуется? 21. Повторили бы Вы свой выбор сегодня, если бы была возможность всё начать сначала? |