Дистанционное обучение
У дистанционного формата обучения плюсы и минусы в 2020-м году не выискивает разве что только ленивый. Несмотря на то, что этот формат обучения давно существует в нашей жизни (согласно результатам исследований, только в интервале между 2001-м и 2017-м годами спрос на дистанционные образовательные услуги возрос на впечатляющие 900%), в связи с пандемией коронавируса дистанционка – в области особенно пристального внимания.
Что такое дистанционное обучение?
дистанционное образование – это форма обучения, когда учащийся, студент территориально удалён от преподавателя и образовательных ресурсов. Обучение осуществляется с помощью телекоммуникационных, компьютерных технологий.
Дистанционное обучение может проводиться в онлайн формате – быть синхронным (преподаватель и ученики взаимодействуют в режиме реального времени) и асинхронным (взаимодействие студента и преподавателя – с интервалом во времени). Задания от преподавателя к ученику, студенту при этом могут передаваться разными способами, например, посредством:
- электронной почты,
- веб-сервисов типа «Google Класс»,
- мессенджеров,
- LCMS и LMS,
- социальных сетей,
- преподавательского блога, cпециального блога курса или, как часто говорят, сlass blog (в первом случае речь идёт о блоге, где учитель выкладывает исключительно свои материалы, во втором — о совместном пространстве учителя или ученика).
Через e-mail, личный кабинет или чат на учебном портале, мессенджер от учащегося к ученику отправляются и решённые задачи, выполненные упражнения.
Синхронное и асинхронное обучение
дистанционное образование высшее государственное может быть синхронным и асинхронным:
- Синхронное дистанционное обучение online обеспечивает максимальное взаимодействие учащегося и преподавателя, а также учащихся друг с другом. Таким способом легко создать эффект присутствия в классе, аудитории, мастерской, обеспечить возможности для того, чтобы учащийся мог перенимать опыт у профессионалов. Самые популярные варианты – вебинары, конференции в Zoom, Skype, Google Hangouts, Cisco Webex Meetings. Некоторые участники образовательного процесса практикуют телеконференции, занятия на корпоративных порталах, в чатах. Формат онлайн-обучения позволяет учащемуся легко задать свои вопросы преподавателю и тут же получить ответ, а преподаватель имеет возможность устроить устный опрос и организовать строгий контроль за ответами. Это очень важно, если речь идёт, например, об уроках ораторского искусства, актёрского мастерства, рекрутинга, фонетики. Здесь важен прямой зрительный контакт (хотя в дело «вмешивается» камера), быстрое «перебрасывание» словами. При этом, чтобы онлайн-формат работал на образовательный процесс безупречно, важно, чтобы связь была бесперебойной, Интернет – скоростным.
- Асинхронное дистанционное обучение позволяет получить максимум свободы при освоении материала. Если при онлайн-обучении легко задать свои вопросы и тут же получить ответ, при асинхронном обучении – сфокусироваться на самостоятельной работе. У студента, учащегося развивается критическое мышление, он тренируется устанавливать логические и причинно-следственные связи между разными понятиями, конструировать собственные аргументы, собирать информацию, формулировать проблемы, совершенствуется навык проектирования в условиях определённых ограничений. Эти качества здорово работают на развитие многих специалистов. Асинхронное дистанционное обучение, апеллирующее к активной самостоятельной работе, способствует умению находить компромиссы, баланс между разными ресурсами. То, что особенно важно при подготовке инженеров, экономистов.
Комбинированные дистанционные программы
Ряд ВУЗов, ССУЗов, учебных центров успешно совмещают синхронные и асинхронные методы дистанционного обучения. Это очень эффективно для образовательного процесса. Плюс комбинированного обучения – в том, что в фокусе – и коллектив, и индивид. Онлайн-обучение обеспечивает взаимодействие в группе (это особенно ценно для специалистов, чья деятельность связана с работой в команде), помогает держать слушателей курсов, уроков в тонусе.
Асинхронное же обучение «подстёгивает» к активной индивидуализации стиля работы. Учащийся часто не получает всё готовое на «блюдечке с голубой каёмочкой», а с увлечением сам добывает знания. При этом это не самообучение, когда нет никакого контроля, а обучение, где каждый имеет возможность сделать свободные шаги, но затем обязательно последует «разбор полётов», анализ работ. Ведь учитель, мастер не исключены из учебного процесса.
Просто работа не ведётся в режиме реального времени. Но, чтобы асинхронное и синхронное обучение при комбинировании действительно эффективно работали на общие задачи, все они должны быть чётко обозначены postupi.kz. Нельзя, чтобы формат формировался «от балды» или согласно логике: «У нас нет стабильной связи, поэтому мы организуем асинхронное обучение с передачей задания по e-mail или в ВК».
Дистанционное обучение 2020: плюсы и минусы
Сложности дистанционного обучения-2020 – в том, что дистанционка на большинство учреждений образования свалилась, как снег на голову. Одно дело, когда учебное заведение изначально было ориентировано на развитие дистанционного обучения как направления, а другое, когда к дистанционке подтолкнули исключительно внешние обстоятельства — пандемия коронавируса.
Увы, большинство школ, колледжей, ВУЗов оказалось элементарно не готовыми к новшествам. И алгоритмом решения проблемы стал элементарный «авось»: «Установим Zoom, а там будь что будет: попытаемся «реконструировать» классические занятия в аудитории». Но для многих дисциплин, особенно, если речь – о точных науках, технических предметах, онлайн-формат работы исключительно на площадках для конференций оказался изначально провальным.
В тоже время, быстро выйти из сложной ситуации смогли те, кто не просто подключил площадки для коммуникации, а внедрил специализированные образовательные платформы – LMS, LCMS . Причём не «пустышки», в которых есть красивая оболочка, но нет учебного содержания (и, чтобы им наполнить систему – нужно ещё потрудится, и на это уйдёт время), а платформы, которые уже содержат обширный учебный материал по тому или иному предмету.