Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Интерпретация результатов | Обучение и развитие детей

Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Интерпретация результатов

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика интеллектуального развития Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Интерпретация результатов
Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Интерпретация результатов
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика интеллектуального развития
Качественный анализ тестовых результатов как индивидуальных, так и групповых проводится по следующим направлениям:

а) Групповой анализ результатов субтеста l должен вскрыть уровень осведомленности учащихся в понятиях, относящихся к научно–культурной информационной сфере.

б) Качественный анализ субтеста l может идти по пути выявления критериальных заданий, т.е. тех заданий, в которых обнаруживаются более резкие различия между сравниваемыми группами или подгруппами, наиболее и наименее успешными учениками внутри групп.

Таким образом, качественный анализ групповых результатов субтеста l позволит дать характеристику группе учащихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий общего и основополагающего характера, которые способствуют расширению кругозора, формированию миропонимания. По таким характеристикам возможно сравнение групп учащихся, отличающихся по условиям своего развития.

в) Анализ качественной стороны субтеста 2 проводится по следующим направлениям:

— выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста (общественно–гуманитарной, математической);

— выявление типа заданий (с конкретными или абстрактными понятиями), который провоцирует большое число ошибок.

г) Анализ качественной стороны субтеста 3 проводится по направлениям:

— выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста (общественно–гуманитарной, естественно — научной);

— выявление самого отработанного (легкого) и наиболее трудного типа логических связей из следующих, заложенных в тест: часть — целое; причина — следствие; порядок следования, противоположность, функциональные отношения;

— выявление типичных ошибок при установлении логических связей, характер типичных ошибок не только отразит предпочитаемые логические операции, но и сможет выявить недостатки, возможную односторонность, ограниченность в усвоении информации.

д) Анализ качественной стороны субтеста 4 проводится по направлениям:

— определение характера типичных обобщений по конкретному видовому, категориальному признакам;

— выявление типичных ошибок, а также содержания и характера понятий (абстрактные или конкретные), провоцирующих эти ошибки.

Данный вид анализа может провести как заместитель директора, так и учитель, непосредственно работающий с классом. Для этого необходимо выделить и сгруппировать количество выполненных и невыполненных заданий по тем или иным разделам программы, например, природоведения:

 

№ п/п

Типы вопросов

Количество детей, выполнивших задание

Количество детей, не выполнивших задание

1

Задания, связанные с природными условиями

 

 

2

Задания на свойства вещества

 

 

3

Задания, связанные с местом обитанием животного

 

 

4

И так далее…

 

 

Если, например, из 25 учащихся 12 не выполнили задание на определение числа месяцев в году, это значит, что учитель должен проанализировать, как школьники усвоили материал, связанный с временами года.

Результаты исследований можно и нужно соотнести с результатами успешности обучения, например:

Ф.И.О. учащегося

Средний балл успеваемости

Уровень развития словесно–логического мышления

А

3

1

Б

5

3

Это значит, что данный ученик имеет большие потенциальные возможности, которые не реализуются в учебно-воспитательном процессе и наоборот в отношении ученика Б.

Таким образом, можно анализировать тетрадь каждого ученика. Необходимо отметить, что здесь приведены только образцы. Сам анализ может быть продолжен и по другим направлениям.

Результаты исследований можно использовать: в работе заместителя директора для качественного анализа работы учителя с учащимися; учителю для самоанализа своей работы; для составления коррекционной программы работы с учащимися.

Полученные результаты не определяют интеллектуальных возможностей ребенка и не дают возможности для конкретного определения его умственного развития.Они определяют прежде всего степень развитости общих способностей за период обучения в школе. Эта тенденция может быть видна только в процессе системной работы с тестом.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Интерпретация результатов

На главную
Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Интерпретация результатов
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика интеллектуального развития
Качественный анализ тестовых результатов как индивидуальных, так и групповых проводится по следующим направлениям: (далее…)