Диагностика "Лесенка побуждений"
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика мотивационной сферы Диагностика "Лесенка побуждений"
Диагностика "Лесенка побуждений" |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика мотивационной сферы |
Ученик в форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов учения — социальные и познавательные. Познавательные мотивы: 1) широкий познавательный — ориентация на овладение новыми знаниями; 2) процессуальный — ориентация на процесс учения; 3) результативный — ориентация на результат учения (оценку); 4) учебно-познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний. Социальные мотивы: 1) широкий социальный мотив — стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу; 2) «учительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя; 3) «родительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей; 4) «товарищеский мотив» — стремление заслужить уважение своих товарищей. Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам: 1. Я учусь для того, чтобы все знать. 2. Я учусь потому, что мне нравится процесс учения. 3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки. 4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи. 5. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям. 6. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами. 7. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей. 8. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи. Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных). Инструкция. Давай построим лесенку, которая будет называться «Зачем я учусь». Перед тобой разложены 8 карточек, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке. Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставшихся семи карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно. Мы закончили лесенку «Зачем я учусь». Проверь, правильно ли ты ее составил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже — то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе. |